СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Красавицы, купцы и народные гулянья в картинах Б. М. Кустодиева"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Красавицы, купцы и народные гулянья в картинах Б. М. Кустодиева"»

Презентация к уроку изо  «Провинциальная Россия и русский быт в творчестве Бориса Михайловича  Кустодиева» Исполнитель: Марковская Ю. Я., МБОУ «Гимназия № 1», г. Норильск

Презентация к уроку изо «Провинциальная Россия и русский быт в творчестве Бориса Михайловича Кустодиева»

Исполнитель: Марковская Ю. Я.,

МБОУ «Гимназия № 1»,

г. Норильск

Борис Михайлович Кустодиев  (1878 – 1927) Борис Михайлович Кустодиев – известный русский художник, обладающий индивидуальной манерой письма.  Кустодиев Борис Михайлович родился 23 февраля 1878 года в Астрахани. Он учился в церковноприходской школе, потом в семинарии. Но в 1896 году Борис Кустодиев, увлекшись искусством, поступил в Академию художеств в Петербурге. За свою дипломную работу «Базар в деревне» художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку в Париж. Борис Кустодиев обладал даром портретиста.  Художник пробовал свои силы в книжной графике, работал в сатирических журналах.  Автопортрет. «У окна» 1899

Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927)

  • Борис Михайлович Кустодиев – известный русский художник, обладающий индивидуальной манерой письма.
  • Кустодиев Борис Михайлович родился 23 февраля 1878 года в Астрахани. Он учился в церковноприходской школе, потом в семинарии.
  • Но в 1896 году Борис Кустодиев, увлекшись искусством, поступил в Академию художеств в Петербурге. За свою дипломную работу «Базар в деревне» художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку в Париж.
  • Борис Кустодиев обладал даром портретиста.
  • Художник пробовал свои силы в книжной графике, работал в сатирических журналах.

Автопортрет. «У окна» 1899

Портрет Юлии Прошинской, жены художника. 1903 Кустодиева Юлия Евстафьевна  (1880–1942), урожденная Прошинская, – жена художника (с 1903). Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Работала машинисткой в канцелярии Кабинета министров в Мариинском дворце, одновременно училась в РШ ОПХ. Портрет написан в усадьбе Высоково Костромской губернии, на балконе дома Е. П., М. П. и Ю. П. Грек, воспитательниц Прошинской

Портрет Юлии Прошинской, жены художника. 1903

  • Кустодиева Юлия Евстафьевна  (1880–1942), урожденная Прошинская, – жена художника (с 1903). Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Работала машинисткой в канцелярии Кабинета министров в Мариинском дворце, одновременно училась в РШ ОПХ. Портрет написан в усадьбе Высоково Костромской губернии, на балконе дома Е. П., М. П. и Ю. П. Грек, воспитательниц Прошинской
Утро. 1904 Утро» — картина Бориса Кустодиева, написанная в 1904 году. На картине изображена семья Кустодиева — его жена и первенец. Раннее утро, мать принесла ребёнка в комнату, чтобы искупать. Из окна льётся солнечный свет, освещая стол, загромождённый вещами, камин, не горящий по случаю тепла, вазу с белыми хризантемами на нём, маленький тазик. Она низко склоняется к ванночке и набирает в ладони прозрачную воду, чтобы полить малыша. Тот толстенький, розовощёкий, со светлыми короткими волосами, тоже тянется к воде, словно стремясь повторить материнский жест.

Утро. 1904

  • Утро» — картина Бориса Кустодиева, написанная в 1904 году.
  • На картине изображена семья Кустодиева — его жена и первенец. Раннее утро, мать принесла ребёнка в комнату, чтобы искупать. Из окна льётся солнечный свет, освещая стол, загромождённый вещами, камин, не горящий по случаю тепла, вазу с белыми хризантемами на нём, маленький тазик.
  • Она низко склоняется к ванночке и набирает в ладони прозрачную воду, чтобы полить малыша. Тот толстенький, розовощёкий, со светлыми короткими волосами, тоже тянется к воде, словно стремясь повторить материнский жест.
На террасе. 1906 Эта картина - своеобразный автопортрет, потому что художник изобразил на полотне себя и свою семью.

На террасе. 1906

  • Эта картина - своеобразный автопортрет, потому что художник изобразил на полотне себя и свою семью.
«Ярмарка» 1908

«Ярмарка» 1908

Московский трактир. 1915 1915 год – то время, когда Борис Михайловч Кустоиедиев активно пребывал в Москве, изучая весь ее колорит и закулисье парадной жизни. Трактир в Москве-место совершенно уникальное, в нем люди привыкли беседовать, отдыхать, делиться новостями и рассуждать о чем-то, о чем непринято говорить на парадных просторах большой Белокаменной Москвы.  Именно таким мы видим трактир на картине художника Кустодиева.

Московский трактир. 1915

  • 1915 год – то время, когда Борис Михайловч Кустоиедиев активно пребывал в Москве, изучая весь ее колорит и закулисье парадной жизни. Трактир в Москве-место совершенно уникальное, в нем люди привыкли беседовать, отдыхать, делиться новостями и рассуждать о чем-то, о чем непринято говорить на парадных просторах большой Белокаменной Москвы. Именно таким мы видим трактир на картине художника Кустодиева.
«Зима» 1916 Полотна Б.М. Кустодиева на тему зимних гуляний и праздников наполнены радостью и весельем. Праздник Масленицы с катанием на лошадях, кулачными боями и балаганами подобен карнавалу. Тут гуляют богато наряженные в пестрые шубы и шали люди, мчатся лошади, украшенные лентами и бубенцами; и даже сама природа будто надела свои лучшие наряды.

«Зима» 1916

  • Полотна Б.М. Кустодиева на тему зимних гуляний и праздников наполнены радостью и весельем.
  • Праздник Масленицы с катанием на лошадях, кулачными боями и балаганами подобен карнавалу. Тут гуляют богато наряженные в пестрые шубы и шали люди, мчатся лошади, украшенные лентами и бубенцами; и даже сама природа будто надела свои лучшие наряды.
Тема праздника   «Масленица» 1916 Холст, темпера.

Тема праздника «Масленица» 1916 Холст, темпера.

«Балаганы»  — картина Бориса Кустодиева, написанная в 1917 году.  На картине изображена масленичная ярмарка ярко, красочно и с особенной сказочной реалистичностью. Художник передал богатство традиций и атмосферу веселья, коснувшись всех его атрибутов. Также он очень живо воссоздал образ русской зимы, снежной и морозной.

«Балаганы» — картина Бориса Кустодиева, написанная в 1917 году. На картине изображена масленичная ярмарка ярко, красочно и с особенной сказочной реалистичностью. Художник передал богатство традиций и атмосферу веселья, коснувшись всех его атрибутов. Также он очень живо воссоздал образ русской зимы, снежной и морозной.

Купец (Старик с деньгами). 1918 Как положено, купец носит окладистую, длинную бороду. Одет в красную рубаху в белый горох (красный цвет символ достатка). Такую ткань называли кумачами и она была очень дорогой. Серебряная цепочка, атласный жилет вкупе указывает на состоятельность владельца.

Купец (Старик с деньгами). 1918

  • Как положено, купец носит окладистую, длинную бороду. Одет в красную рубаху в белый горох (красный цвет символ достатка). Такую ткань называли кумачами и она была очень дорогой. Серебряная цепочка, атласный жилет вкупе указывает на состоятельность владельца.
Купчиха, пьющая чай  Женщины в ярких шалях, платьях из шёлка, бархата и драгоценностей. На столе блюда из «злата-серебра»…  Богатый мир купечества, нет чувства меры. В этой среде всего с избытком.  Потому художник с одной стороны любуется своими героями, а с другой – относится к ним с усмешкой. «Купчиха за чаем» 1918

Купчиха, пьющая чай

  • Женщины в ярких шалях, платьях из шёлка, бархата и драгоценностей. На столе блюда из «злата-серебра»…
  • Богатый мир купечества, нет чувства меры. В этой среде всего с избытком.
  • Потому художник с одной стороны любуется своими героями, а с другой – относится к ним с усмешкой.

«Купчиха за чаем» 1918

1 . Купчиха с зеркалом 1919; 2. Купчиха. 1920

1 . Купчиха с зеркалом 1919; 2. Купчиха. 1920

Троцинын день. 1920   На этой залитой солнцем картине видим купеческое семейство, которое вышло прогуляться по городу в Троицын день. За женщинами, купчихой в ярком платье и цветастой шали и девушкой в светлом платье с ярким поясом идут мужчины. Купец с густой рыжей бородой и модный городской франт – жених дочери.  Смешение розовых, голубоватых, сиреневатых цветов делают картину праздничной

Троцинын день. 1920 На этой залитой солнцем картине видим купеческое семейство, которое вышло прогуляться по городу в Троицын день. За женщинами, купчихой в ярком платье и цветастой шали и девушкой в светлом платье с ярким поясом идут мужчины. Купец с густой рыжей бородой и модный городской франт – жених дочери. Смешение розовых, голубоватых, сиреневатых цветов делают картину праздничной

Голубой домик. 1920  1. Первый уровень : играющие дети, жизнь которых только начинается, с другой стороны, мастерская гробового мастера (вне всякого сомнения, заведение связано с завершением земной жизни). Игроки в шахматы (купец, полицейский, франт) расположились у входа в мастерскую, как символ равенства перед смертью.  Второй уровень : воркующая влюбленная пара, у входа во двор старушка на лавочке и женщина с ребенком на руках. Нетрудно угадать в женщине с ребенком вечный сюжет мадонны с младенцем. Вход во двор художник рассматривает, как открытый путь в мир людей. Логично, что у входа Кустодиев помещает женщину-мать, давшую жизнь новому жителю мира.      Третий уровень : хозяин и хозяйка дома за чаем. Русская идиллия - самовар, богато накрытый стол. Третий уровень - расцвет человеческой жизни.      Четвертый уровень : юноша, гоняющий голубей на крыше. Беззаботность, радость, молодость.

Голубой домик. 1920 1. Первый уровень : играющие дети, жизнь которых только начинается, с другой стороны, мастерская гробового мастера (вне всякого сомнения, заведение связано с завершением земной жизни). Игроки в шахматы (купец, полицейский, франт) расположились у входа в мастерскую, как символ равенства перед смертью. Второй уровень : воркующая влюбленная пара, у входа во двор старушка на лавочке и женщина с ребенком на руках. Нетрудно угадать в женщине с ребенком вечный сюжет мадонны с младенцем. Вход во двор художник рассматривает, как открытый путь в мир людей. Логично, что у входа Кустодиев помещает женщину-мать, давшую жизнь новому жителю мира.    Третий уровень : хозяин и хозяйка дома за чаем. Русская идиллия - самовар, богато накрытый стол. Третий уровень - расцвет человеческой жизни.    Четвертый уровень : юноша, гоняющий голубей на крыше. Беззаботность, радость, молодость.

«Купец» 1920 - Почему полотно Кустодиева вызывает улыбку?  Художник на своих полотнах раскрывал характеры купчишек старого покроя. Эти тогдашние бизнесмены сами покупают и продают, держат небольшие магазинчики и лавки.  Купцы заботятся о том, чтобы все видели их финансовое состояние, замечали их шубы из соболя, драгоценности и наряды их дородных жен.

«Купец» 1920

  • - Почему полотно Кустодиева вызывает улыбку?
  • Художник на своих полотнах раскрывал характеры купчишек старого покроя. Эти тогдашние бизнесмены сами покупают и продают, держат небольшие магазинчики и лавки.
  • Купцы заботятся о том, чтобы все видели их финансовое состояние, замечали их шубы из соболя, драгоценности и наряды их дородных жен.
1. Купчиха у окна 1923; 2. Купальщица 1925

1. Купчиха у окна 1923; 2. Купальщица 1925

1. Купчиха, пьющая чай 1923; 2. Купчиха на прогулке. 1921

1. Купчиха, пьющая чай 1923; 2. Купчиха на прогулке. 1921

«Трактирщик» 1920 Трактирщик» — картина Бориса Михайловича Кустодиева, написанная в 1920 году. На картине изображен степенный хозяин трактира, который важно смотрит куда-то вдаль. Художник намеренно изобразил его на фоне огромных заварочных чайников, за прилавком, ломящимся от всякой снеди, чтобы показать, чем живет этот человек.

«Трактирщик» 1920

  • Трактирщик» — картина Бориса Михайловича Кустодиева, написанная в 1920 году.
  • На картине изображен степенный хозяин трактира, который важно смотрит куда-то вдаль. Художник намеренно изобразил его на фоне огромных заварочных чайников, за прилавком, ломящимся от всякой снеди, чтобы показать, чем живет этот человек.
Весной. 1921 Во времена Кустодиева ливнёвки уже были, но не везде. Лужи по колено во время таяния льда и снега было обычное дело. Встречались упоминания о людях, которые за небольшую плату переносили на себе пешеходов через лужи

Весной. 1921

  • Во времена Кустодиева ливнёвки уже были, но не везде. Лужи по колено во время таяния льда и снега было обычное дело. Встречались упоминания о людях, которые за небольшую плату переносили на себе пешеходов через лужи
«Портрет Шаляпина» 1921 Знаменитого певца России живописец любил и уважал ещё с юности. Борис Михайлович со свойственным ему лукавством отмечает некоторую самовлюбленность уже седовласого певца, его желание щегольнуть. Дорогая шуба не застегнута, хотя на улице и легкий морозец. Зато все могут заметить, что не только воротник и богатая шапка  сшиты из бобра, но и вся шуба на таком меху.

«Портрет Шаляпина» 1921

  • Знаменитого певца России живописец любил и уважал ещё с юности.
  • Борис Михайлович со свойственным ему лукавством отмечает некоторую самовлюбленность уже седовласого певца, его желание щегольнуть. Дорогая шуба не застегнута, хотя на улице и легкий морозец. Зато все могут заметить, что не только воротник и богатая шапка сшиты из бобра, но и вся шуба на таком меху.
Николай Семёнов и Петр Капица будущие Нобелевские лауреаты, в далёком 1921 году предложили Кустодиеву написать их портрет бесплатно. На вопрос художника почему он должен написать именно их и именно бесплатно юноши ответили, что пока они обычные люди, но в будущем обязательно станут знаменитыми учёными. Художник, покорённый натиком юношей, достал холст и начал писать портрет. Молодые люди не обманули художника: Николай Семенов получил Нобелевскую премию по химии в 1956, А Петр Капица по физике в 1978 году. БУДУЩИЕ АКАДЕМИКИ НИКОЛАЙ СЕМЁНОВ И ПЁТР КАПИЦА. 1921

Николай Семёнов и Петр Капица будущие Нобелевские лауреаты, в далёком 1921 году предложили Кустодиеву написать их портрет бесплатно.

На вопрос художника почему он должен написать именно их и именно бесплатно юноши ответили, что пока они обычные люди, но в будущем обязательно станут знаменитыми учёными. Художник, покорённый натиком юношей, достал холст и начал писать портрет. Молодые люди не обманули художника: Николай Семенов получил Нобелевскую премию по химии в 1956, А Петр Капица по физике в 1978 году.

БУДУЩИЕ АКАДЕМИКИ НИКОЛАЙ СЕМЁНОВ И ПЁТР КАПИЦА. 1921

Гуляние. Суздаль. 1926

Гуляние. Суздаль. 1926

Осень в провинции. 1926

Осень в провинции. 1926

Характерные особенности живописного письма: Многие картины написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны; по композиции, напоминают уникальные русские шкатулочки. В своих многофигурных композициях художник словно рассказывает увлекательные истории, полные занимательных подробностей.

Характерные особенности живописного письма:

Многие картины написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства.

В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны; по композиции, напоминают уникальные русские шкатулочки.

В своих многофигурных композициях художник словно рассказывает увлекательные истории, полные занимательных подробностей.

Вопросы для самопроверки: Какая тема в творчестве Б.М. Кустодиева занимает особое место? Почему? В каких жанрах изобразительного искусства работал художник? Назовите картины художника, написанные с долей иронии и лукавства?

Вопросы для самопроверки:

  • Какая тема в творчестве Б.М. Кустодиева занимает особое место? Почему?
  • В каких жанрах изобразительного искусства работал художник?
  • Назовите картины художника, написанные с долей иронии и лукавства?
 Итог урока:  - Можно ли живопись Б.М. Кустодиева назвать поистине национальной? Б.М. Кустодиев в своих произведениях изображал быт народа России в начале XX века; Живопись художника несет в себе заряд удивительной энергии, ощущения радости жизни.

Итог урока: - Можно ли живопись Б.М. Кустодиева назвать поистине национальной?

  • Б.М. Кустодиев в своих произведениях изображал быт народа России в начале XX века;
  • Живопись художника несет в себе заряд удивительной энергии, ощущения радости жизни.
В презентации использовались материалы Королёвой Г.П., педагог МБОУ СОШ № 86, г. Екатеринбург

В презентации использовались материалы Королёвой Г.П.,

педагог МБОУ СОШ № 86,

г. Екатеринбург