Презентация к уроку изо «Провинциальная Россия и русский быт в творчестве Бориса Михайловича Кустодиева»
Исполнитель: Марковская Ю. Я.,
МБОУ «Гимназия № 1»,
г. Норильск
Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927)
- Борис Михайлович Кустодиев – известный русский художник, обладающий индивидуальной манерой письма.
- Кустодиев Борис Михайлович родился 23 февраля 1878 года в Астрахани. Он учился в церковноприходской школе, потом в семинарии.
- Но в 1896 году Борис Кустодиев, увлекшись искусством, поступил в Академию художеств в Петербурге. За свою дипломную работу «Базар в деревне» художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку в Париж.
- Борис Кустодиев обладал даром портретиста.
- Художник пробовал свои силы в книжной графике, работал в сатирических журналах.
Автопортрет. «У окна» 1899
Портрет Юлии Прошинской, жены художника. 1903
- Кустодиева Юлия Евстафьевна (1880–1942), урожденная Прошинская, – жена художника (с 1903). Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Работала машинисткой в канцелярии Кабинета министров в Мариинском дворце, одновременно училась в РШ ОПХ. Портрет написан в усадьбе Высоково Костромской губернии, на балконе дома Е. П., М. П. и Ю. П. Грек, воспитательниц Прошинской
Утро. 1904
- Утро» — картина Бориса Кустодиева, написанная в 1904 году.
- На картине изображена семья Кустодиева — его жена и первенец. Раннее утро, мать принесла ребёнка в комнату, чтобы искупать. Из окна льётся солнечный свет, освещая стол, загромождённый вещами, камин, не горящий по случаю тепла, вазу с белыми хризантемами на нём, маленький тазик.
- Она низко склоняется к ванночке и набирает в ладони прозрачную воду, чтобы полить малыша. Тот толстенький, розовощёкий, со светлыми короткими волосами, тоже тянется к воде, словно стремясь повторить материнский жест.
На террасе. 1906
- Эта картина - своеобразный автопортрет, потому что художник изобразил на полотне себя и свою семью.
«Ярмарка» 1908
Московский трактир. 1915
- 1915 год – то время, когда Борис Михайловч Кустоиедиев активно пребывал в Москве, изучая весь ее колорит и закулисье парадной жизни. Трактир в Москве-место совершенно уникальное, в нем люди привыкли беседовать, отдыхать, делиться новостями и рассуждать о чем-то, о чем непринято говорить на парадных просторах большой Белокаменной Москвы. Именно таким мы видим трактир на картине художника Кустодиева.
«Зима» 1916
- Полотна Б.М. Кустодиева на тему зимних гуляний и праздников наполнены радостью и весельем.
- Праздник Масленицы с катанием на лошадях, кулачными боями и балаганами подобен карнавалу. Тут гуляют богато наряженные в пестрые шубы и шали люди, мчатся лошади, украшенные лентами и бубенцами; и даже сама природа будто надела свои лучшие наряды.
Тема праздника «Масленица» 1916 Холст, темпера.
«Балаганы» — картина Бориса Кустодиева, написанная в 1917 году. На картине изображена масленичная ярмарка ярко, красочно и с особенной сказочной реалистичностью. Художник передал богатство традиций и атмосферу веселья, коснувшись всех его атрибутов. Также он очень живо воссоздал образ русской зимы, снежной и морозной.
Купец (Старик с деньгами). 1918
- Как положено, купец носит окладистую, длинную бороду. Одет в красную рубаху в белый горох (красный цвет символ достатка). Такую ткань называли кумачами и она была очень дорогой. Серебряная цепочка, атласный жилет вкупе указывает на состоятельность владельца.
Купчиха, пьющая чай
- Женщины в ярких шалях, платьях из шёлка, бархата и драгоценностей. На столе блюда из «злата-серебра»…
- Богатый мир купечества, нет чувства меры. В этой среде всего с избытком.
- Потому художник с одной стороны любуется своими героями, а с другой – относится к ним с усмешкой.
«Купчиха за чаем» 1918
1 . Купчиха с зеркалом 1919; 2. Купчиха. 1920
Троцинын день. 1920 На этой залитой солнцем картине видим купеческое семейство, которое вышло прогуляться по городу в Троицын день. За женщинами, купчихой в ярком платье и цветастой шали и девушкой в светлом платье с ярким поясом идут мужчины. Купец с густой рыжей бородой и модный городской франт – жених дочери. Смешение розовых, голубоватых, сиреневатых цветов делают картину праздничной
Голубой домик. 1920 1. Первый уровень : играющие дети, жизнь которых только начинается, с другой стороны, мастерская гробового мастера (вне всякого сомнения, заведение связано с завершением земной жизни). Игроки в шахматы (купец, полицейский, франт) расположились у входа в мастерскую, как символ равенства перед смертью. Второй уровень : воркующая влюбленная пара, у входа во двор старушка на лавочке и женщина с ребенком на руках. Нетрудно угадать в женщине с ребенком вечный сюжет мадонны с младенцем. Вход во двор художник рассматривает, как открытый путь в мир людей. Логично, что у входа Кустодиев помещает женщину-мать, давшую жизнь новому жителю мира. Третий уровень : хозяин и хозяйка дома за чаем. Русская идиллия - самовар, богато накрытый стол. Третий уровень - расцвет человеческой жизни. Четвертый уровень : юноша, гоняющий голубей на крыше. Беззаботность, радость, молодость.
«Купец» 1920
- - Почему полотно Кустодиева вызывает улыбку?
- Художник на своих полотнах раскрывал характеры купчишек старого покроя. Эти тогдашние бизнесмены сами покупают и продают, держат небольшие магазинчики и лавки.
- Купцы заботятся о том, чтобы все видели их финансовое состояние, замечали их шубы из соболя, драгоценности и наряды их дородных жен.
1. Купчиха у окна 1923; 2. Купальщица 1925
1. Купчиха, пьющая чай 1923; 2. Купчиха на прогулке. 1921
«Трактирщик» 1920
- Трактирщик» — картина Бориса Михайловича Кустодиева, написанная в 1920 году.
- На картине изображен степенный хозяин трактира, который важно смотрит куда-то вдаль. Художник намеренно изобразил его на фоне огромных заварочных чайников, за прилавком, ломящимся от всякой снеди, чтобы показать, чем живет этот человек.
Весной. 1921
- Во времена Кустодиева ливнёвки уже были, но не везде. Лужи по колено во время таяния льда и снега было обычное дело. Встречались упоминания о людях, которые за небольшую плату переносили на себе пешеходов через лужи
«Портрет Шаляпина» 1921
- Знаменитого певца России живописец любил и уважал ещё с юности.
- Борис Михайлович со свойственным ему лукавством отмечает некоторую самовлюбленность уже седовласого певца, его желание щегольнуть. Дорогая шуба не застегнута, хотя на улице и легкий морозец. Зато все могут заметить, что не только воротник и богатая шапка сшиты из бобра, но и вся шуба на таком меху.
Николай Семёнов и Петр Капица будущие Нобелевские лауреаты, в далёком 1921 году предложили Кустодиеву написать их портрет бесплатно.
На вопрос художника почему он должен написать именно их и именно бесплатно юноши ответили, что пока они обычные люди, но в будущем обязательно станут знаменитыми учёными. Художник, покорённый натиком юношей, достал холст и начал писать портрет. Молодые люди не обманули художника: Николай Семенов получил Нобелевскую премию по химии в 1956, А Петр Капица по физике в 1978 году.
БУДУЩИЕ АКАДЕМИКИ НИКОЛАЙ СЕМЁНОВ И ПЁТР КАПИЦА. 1921
Гуляние. Суздаль. 1926
Осень в провинции. 1926
Характерные особенности живописного письма:
Многие картины написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства.
В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны; по композиции, напоминают уникальные русские шкатулочки.
В своих многофигурных композициях художник словно рассказывает увлекательные истории, полные занимательных подробностей.
Вопросы для самопроверки:
- Какая тема в творчестве Б.М. Кустодиева занимает особое место? Почему?
- В каких жанрах изобразительного искусства работал художник?
- Назовите картины художника, написанные с долей иронии и лукавства?
Итог урока: - Можно ли живопись Б.М. Кустодиева назвать поистине национальной?
- Б.М. Кустодиев в своих произведениях изображал быт народа России в начале XX века;
- Живопись художника несет в себе заряд удивительной энергии, ощущения радости жизни.
В презентации использовались материалы Королёвой Г.П.,
педагог МБОУ СОШ № 86,
г. Екатеринбург