СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Матрицы"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Матрицы" будет полезна учителям информатики для проведения уроков по теме "Двумерные  массивы", подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам по программированию.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Матрицы"»

Матрицы 1 2 5 9 1 2 1 0 5 6 9 3 0 2 4 1 7 8 9 5 2 0 1 1 6 5 0 8 1 2 3 2 4 5 6 7 итого 7 5 3 6   5 4 5 3 5 9 7 6 4 5 8 0 2 3 0 9 0 4 5 0 Обработка всех столбцов или всех строк матрицы, отдел. фрагментов матрицы Обработка отдельных строк матрицы Обработка отдельных столбцов матрицы Обработка всех элементов матрицы Автор разработки: Розанова Татьяна Аркадьевна, учитель информатики МБОУ школы №2 городского округа Кинешма Ивановской области  2016-2017 учебный год

Матрицы

1 2 5 9

1 2 1 0

5 6 9 3

0 2 4 1

7 8 9 5

2 0 1 1

6 5 0 8

1 2 3 2

4 5 6 7

итого

7 5 3 6

5 4 5 3

5 9 7 6

4 5 8 0

2 3 0 9

0 4 5 0

Обработка всех столбцов или всех строк матрицы, отдел. фрагментов матрицы

Обработка отдельных строк матрицы

Обработка отдельных столбцов матрицы

Обработка всех элементов матрицы

Автор разработки: Розанова Татьяна Аркадьевна,

учитель информатики МБОУ школы №2 городского округа Кинешма Ивановской области

2016-2017 учебный год

Отчёт о продажах (код товара 2045) 01 Январь Февраль 11 02 Март 6 03 14 10 9 17 Апрель 04 21 11 Май 11 8 05 10 20 13 15 Июнь 5 06 11 11 20 22 Июль 07 10 8 13 9 Август 16 14 9 9 12 20 61 8 Сентябрь 8 13 13 13 14 15 9 9 18 75 15 13 7 Октябрь 10 20 Ноябрь 21 10 12 97 17 9 20 12 19 23 14 Декабрь 112 10 8 18 10 25 101 11 10 15 22 19 12 20 13 82 18 18 18 18 12 75 20 15 20 23 10 14 123 19 99 20 15 21 110 13 129 29 139   Сколько товара продано за год? Сколько товара продано в феврале? Сколько товара за год продал 04 магазин? Сколько магазинов в августе продало не менее 20 штук товара? В каком месяце продано всех больше товара?   Итоги контрольной работы   1 ученик 1 2 ученик 2 1 3 ученик 1 3 1 4 ученик 4 1 0 1 5 ученик 1 1 1 0 5 1 1 1 1 6 6 ученик 1 0 1 0 7 7 ученик 1 1 1 8 ученик 1 1 8 1   1 1 1 1 1 0 1   0 0 1 1 9 ученик 0 10 ученик 0 1 0 1 8 1 1 1 1 1 1 1 0 11 ученик 1 7 1 1 1 0 1 1   3 0 1 1 0 1 0 10 1 0 1 1 1 1 7 0 0 1 8 0 5 1 1 0 7 1 1 7 1 0 0 7 0 6 1 1 1 1 1 4 8 1 8 0 7 9 0 5 6 4  

Отчёт о продажах (код товара 2045)

01

Январь

Февраль

11

02

Март

6

03

14

10

9

17

Апрель

04

21

11

Май

11

8

05

10

20

13

15

Июнь

5

06

11

11

20

22

Июль

07

10

8

13

9

Август

16

14

9

9

12

20

61

8

Сентябрь

8

13

13

13

14

15

9

9

18

75

15

13

7

Октябрь

10

20

Ноябрь

21

10

12

97

17

9

20

12

19

23

14

Декабрь

112

10

8

18

10

25

101

11

10

15

22

19

12

20

13

82

18

18

18

18

12

75

20

15

20

23

10

14

123

19

99

20

15

21

110

13

129

29

139

  • Сколько товара продано за год?
  • Сколько товара продано в феврале?
  • Сколько товара за год продал 04 магазин?
  • Сколько магазинов в августе продало не менее 20 штук товара?
  • В каком месяце продано всех больше товара?

Итоги контрольной работы

 

1 ученик

1

2 ученик

2

1

3 ученик

1

3

1

4 ученик

4

1

0

1

5 ученик

1

1

1

0

5

1

1

1

1

6

6 ученик

1

0

1

0

7

7 ученик

1

1

1

8 ученик

1

1

8

1

 

1

1

1

1

1

0

1

 

0

0

1

1

9 ученик

0

10 ученик

0

1

0

1

8

1

1

1

1

1

1

1

0

11 ученик

1

7

1

1

1

0

1

1

 

3

0

1

1

0

1

0

10

1

0

1

1

1

1

7

0

0

1

8

0

5

1

1

0

7

1

1

7

1

0

0

7

0

6

1

1

1

1

1

4

8

1

8

0

7

9

0

5

6

4

 

7 0 4  0  1 2  4  5  0 11  3  9 7 0 4  0 1 2  4 5 0 План Обработка отдельных фрагментов матрицы Обработка всех строк или всех столбцов матрицы 7 0 4  0 1 2  4 5 0 7 0 4  0 1 2  4 5 0 Обработка отдельных строк или столбцов матрицы 7 0 4  0 1 2  4 5 0 Обработка всех элементов матрицы S=23

7 0 4

0 1 2

4 5 0

11

3

9

7 0 4

0 1 2

4 5 0

План

Обработка отдельных фрагментов матрицы

Обработка всех строк или всех столбцов матрицы

7 0 4

0 1 2

4 5 0

7 0 4

0 1 2

4 5 0

Обработка отдельных строк или столбцов матрицы

7 0 4

0 1 2

4 5 0

Обработка всех элементов матрицы

S=23

Матрица (двумерный массив) – это прямоугольная таблица, составленная из элементов одного типа (чисел, строк и т. д.). Каждый элемент матрицы имеет два индекса – номер строки и столбца.

Матрица (двумерный массив) – это прямоугольная таблица, составленная из элементов одного типа (чисел, строк и т. д.). Каждый элемент матрицы имеет два индекса – номер строки и столбца.

Объявление и заполнение матрицы program P1; const N=3; M=4; var A:array [1..N,1..M] of integer;  i, j: integer; Begin  randomize;  for i:=1 to N do   begin  for j:=1 to M do   begin  A [i, j]:=random(20)+80;  write (A[i,j]:4);  end;  writeln;  end; … end.  j=1  j=2   j=3   j=4 i=1  85 90 98 81 i=2  98 87 97 94 i=3  80 90 91  82 Возможный вариант матрицы А

Объявление и заполнение матрицы

program P1;

const N=3; M=4;

var A:array [1..N,1..M] of integer;

i, j: integer;

Begin

randomize;

for i:=1 to N do

begin

for j:=1 to M do

begin

A [i, j]:=random(20)+80;

write (A[i,j]:4);

end;

writeln;

end;

end.

j=1 j=2 j=3 j=4

i=1 85 90 98 81

i=2 98 87 97 94

i=3 80 90 91 82

Возможный вариант матрицы А

90 then k:= k+1; Для перебора всех элементов матрицы используется двойной цикл " width="640"

j=1 j=2 j=3 j=4

i=1 85 90 98 81

i=2 98 87 97 94

i=3 80 90 91 82

Обработка всех элементов матрицы

Нахождение суммы всех элементов матрицы

s:=0;

for i:=1 to N do

for j:=1 to M do

s:=s+A[i,j];

Нахождение количества элементов матрицы, больших 90

k:=0;

for i:=1 to N do

for j:=1 to M do

if A[i,j]90 then k:= k+1;

Для перебора всех элементов матрицы используется двойной цикл

Обработка отдельных строк и отдельных столбцов матрицы  j=1  j=2  j=3   j=4 i=1 -5 0 8 -1 i=2  -8 7 7 4 i=3 0 0 1 2 i=4 3 4 5 8  j=1  j=2  j=3   j=4 i=1 -5 0 8 -1 i=2 -8 7 7 4 i=3 0 0 1 2 i=4 3 4 5 8     При работе со столбцом меняется параметр i , номер столбца определяется условием задачи При работе со строчкой меняется параметр j , номер строчки определяется условием задачи

Обработка отдельных строк и отдельных столбцов матрицы

j=1 j=2 j=3 j=4

i=1 -5 0 8 -1

i=2 -8 7 7 4

i=3 0 0 1 2

i=4 3 4 5 8

j=1 j=2 j=3 j=4

i=1 -5 0 8 -1

i=2 -8 7 7 4

i=3 0 0 1 2

i=4 3 4 5 8

При работе со столбцом меняется параметр i , номер столбца определяется условием задачи

При работе со строчкой меняется параметр j , номер строчки определяется условием задачи

Обработка отдельных строк и отдельных столбцов матрицы Найдём сумму элементов 3-го столбца  s:=0; for i:=1 To 4 do  s:=s+A [i, 3 ]; writeln (‘s=’ , s);  j=1  j=2  j=3   j=4 i=1 -5 0 8 -1 i=2 -8 7 7 4 i=3 0 0 1 2 i=4 3 4 5 8

Обработка отдельных строк и отдельных столбцов матрицы

Найдём сумму элементов 3-го столбца

s:=0;

for i:=1 To 4 do

s:=s+A [i, 3 ];

writeln (‘s=’ , s);

j=1 j=2 j=3 j=4

i=1 -5 0 8 -1

i=2 -8 7 7 4

i=3 0 0 1 2

i=4 3 4 5 8

0 then k:=k+1; writeln (‘k=’ , k); j=1 j=2 j=3 j=4 i=1 -5 0 8 -1 i=2 -8 7 7 4 i=3 0 0 1 2 i=4 3 4 5 8 " width="640"

Обработка отдельных строк и отдельных столбцов матрицы

Найдём количество положительных элементов во второй строчке

k:=0;

for j:=1 to 4 do

if A[ 2 ,j]0 then k:=k+1;

writeln (‘k=’ , k);

j=1 j=2 j=3 j=4

i=1 -5 0 8 -1

i=2 -8 7 7 4

i=3 0 0 1 2

i=4 3 4 5 8

max then max:=A[i, 4 ]; writeln (‘max=’ , max); j=1 j=2 j=3 j=4 i=1 -5 0 8 -1 i=2 -8 7 7 4 i=3 0 0 1 2 i=4 3 4 5 8 " width="640"

Обработка отдельных строк и отдельных столбцов матрицы

Найдём максимальный элемент в 4-м столбце

max:=A [1,4];

for i:=2 To 4 Do

if A[i, 4 ]max then max:=A[i, 4 ];

writeln (‘max=’ , max);

j=1 j=2 j=3 j=4

i=1 -5 0 8 -1

i=2 -8 7 7 4

i=3 0 0 1 2

i=4 3 4 5 8

Обработка отдельных строк и отдельных столбцов матрицы Переставим вторую и четвёртую строчки, используя вспомогательную переменную c  for j:=1 to 4 do  begin  c:=A [ 2 ,j];  A [ 2 ,j]:=A [ 4 ,j];  A [ 4 ,j]:=c;  end;  j=1  j=2  j=3   j=4 i=1 -5 0 8 -1 i=2 -8 7 7 4 i=3 0 0 1  2 i=4 3 4 5 8

Обработка отдельных строк и отдельных столбцов матрицы

Переставим вторую и четвёртую строчки, используя вспомогательную переменную c

for j:=1 to 4 do

begin

c:=A [ 2 ,j];

A [ 2 ,j]:=A [ 4 ,j];

A [ 4 ,j]:=c;

end;

j=1 j=2 j=3 j=4

i=1 -5 0 8 -1

i=2 -8 7 7 4

i=3 0 0 1 2

i=4 3 4 5 8

Обработка всех строк и  всех столбцов матрицы  Найдём сумму элементов в каждом столбце матрицы  for j:=1 to 4 do   begin   D [j]:=0;  for i:=1 to 4 do     D [j]:=D [j]+ c [i,j];       end; for i:=1 to 4  writeln (D [j]); end.  j=1  j=2  j=3   j=4 i=1 -5 0 8 -1 i=2 -8 7 7  4 i=3  0 0 1  2 i=4  3 4 5  8  -10 11 21 13

Обработка всех строк и всех столбцов матрицы

Найдём сумму элементов в каждом столбце матрицы

for j:=1 to 4 do 

begin

  D [j]:=0;

for i:=1 to 4 do

    D [j]:=D [j]+ c [i,j];

      end;

for i:=1 to 4

writeln (D [j]);

end.

j=1 j=2 j=3 j=4

i=1 -5 0 8 -1

i=2 -8 7 7 4

i=3 0 0 1 2

i=4 3 4 5 8

-10 11 21 13

Обработка всех строк и  всех  столбцов матрицы  Найдём количество отрицательных элементов в каждой строке матрицы  for i:=1 to 4 do   begin   D [i]:=0;  for j:=1 to 4 do     if a[i,j]  then D [i]:=D [i]+1;       end; for i:=1 to 4  writeln (D [i]); end.  j=1  j=2  j=3   j=4 i=1 -5 0 8 -1 2 i=2 -8 7 7  4 1 i=3  0 0 1  2 0 i=4  3 4 5  8 0

Обработка всех строк и всех столбцов матрицы

Найдём количество отрицательных элементов в каждой строке матрицы

for i:=1 to 4 do 

begin

  D [i]:=0;

for j:=1 to 4 do

    if a[i,j]

then D [i]:=D [i]+1;

      end;

for i:=1 to 4

writeln (D [i]);

end.

j=1 j=2 j=3 j=4

i=1 -5 0 8 -1 2

i=2 -8 7 7 4 1

i=3 0 0 1 2 0

i=4 3 4 5 8 0

Практикум Январь 01 02 11 Февраль 6 03 Март 14 9 04 Апрель 17 10 05 8 11 11 Май 21 06 5 15 Июнь 20 10 13 07 10 20 11 22 Июль 8 11 12 14 Август 9 16 13 9 9 13 14 Сентябрь 8 13 20 13 8 15 7 Октябрь 9 18 13 15 9 20 17 21 10 Ноябрь 10 12 9 8 Декабрь 20 19 14 10 23 12 10 11 22 10 25 15 18 20 19 12 13 18 18 18 12 15 18 20 10 23 14 20 20 19 15 13 21 29 Сформировать таблицу «Отчёт о продажах» за год для некоторого предприятия. У предприятия семь магазинов. Матрицу продаж заполнить случайным образом (диапазон взять от 5 до 30).      Найти Сколько товара продано за год первыми тремя магазинами? Сколько товара продано в мае? Сколько месяцев в году 03 магазин продавал не более 10 штук товара? Распечатать, сколько каждый магазин продал товара за год. В каком месяце всех меньше продали товара?

Практикум

Январь

01

02

11

Февраль

6

03

Март

14

9

04

Апрель

17

10

05

8

11

11

Май

21

06

5

15

Июнь

20

10

13

07

10

20

11

22

Июль

8

11

12

14

Август

9

16

13

9

9

13

14

Сентябрь

8

13

20

13

8

15

7

Октябрь

9

18

13

15

9

20

17

21

10

Ноябрь

10

12

9

8

Декабрь

20

19

14

10

23

12

10

11

22

10

25

15

18

20

19

12

13

18

18

18

12

15

18

20

10

23

14

20

20

19

15

13

21

29

Сформировать таблицу

«Отчёт о продажах»

за год для некоторого предприятия.

У предприятия семь магазинов. Матрицу продаж заполнить случайным образом

(диапазон взять от 5 до 30).

Найти

  • Сколько товара продано за год первыми тремя магазинами?
  • Сколько товара продано в мае?
  • Сколько месяцев в году 03 магазин продавал не более 10 штук товара?
  • Распечатать, сколько каждый магазин продал товара за год.
  • В каком месяце всех меньше продали товара?

 const N=12; M=7;  a=5; b=31; var c: array [1..N,1..M] of integer;  d: array [1..M] of integer;  z: array [1..N] of integer;  s,s1 :integer;  k, min, kmin, i, j : integer; begin  randomize;  writeln (‘Отчёт о продажах’);  for i:=1 to N do  begin  for j:=1 to M do  begin  c [i, j]:= random(b-a)+a;  write (c[i,j] :4 );  end;  writeln;  end;   …  

const N=12; M=7;

a=5; b=31;

var c: array [1..N,1..M] of integer;

d: array [1..M] of integer;

z: array [1..N] of integer;

s,s1 :integer;

k, min, kmin, i, j : integer;

begin

randomize;

writeln (‘Отчёт о продажах’);

for i:=1 to N do

begin

for j:=1 to M do

begin

c [i, j]:= random(b-a)+a;

write (c[i,j] :4 );

end;

writeln;

end;

  …

 

 writeln(' Найдём сумму элементов трёх первых столбцов матрицы ');  s:=0;  for i:=1 to N do  for j:=1 to 3 do  s:= s+c [i, j];  writeln ('s=',s);  writeln;  writeln( 'Найдём сумму элементов 5 строчки матрицы ');  s1:=0;  for j:=1 To 7 do  s1:=s1+c [ 5 ,j];  writeln ('s1=' , s1);  writeln;  writeln(' Сколько элементов в 3 столбце  ');  k:=0;  for i:=1 to N do  if c [i, 3 ]  writeln ('k=' , k);  writeln;

writeln(' Найдём сумму элементов трёх первых столбцов матрицы ');

s:=0;

for i:=1 to N do

for j:=1 to 3 do

s:= s+c [i, j];

writeln ('s=',s);

writeln;

writeln( 'Найдём сумму элементов 5 строчки матрицы ');

s1:=0;

for j:=1 To 7 do

s1:=s1+c [ 5 ,j];

writeln ('s1=' , s1);

writeln;

writeln(' Сколько элементов в 3 столбце ');

k:=0;

for i:=1 to N do

if c [i, 3 ]

writeln ('k=' , k);

writeln;

 writeln(' Распечатаем суммарный массив продаж для данных семи магазинов ');  for j:=1 to M do  begin  d[j]:=0;  for i:=1 to N do  d[j]:=d[j]+ c [i, j];  end;  for j:=1 to M do  write(d[j]:4);  writeln;

writeln(' Распечатаем суммарный массив продаж для данных семи магазинов ');

for j:=1 to M do

begin

d[j]:=0;

for i:=1 to N do

d[j]:=d[j]+ c [i, j];

end;

for j:=1 to M do

write(d[j]:4);

writeln;

 writeln(' Выясним, в каком месяце всех меньше продали товара ');  for i:=1 to N do  begin  z[i]:=0;  for j:=1 to M do  z[i]:=z[i]+ c [i, j];  end;  for i:=1 to N do  write(z[i]:4);  writeln;  min:=z[1];  kmin:=1;  for i:=1 to N do  if z[i]  begin  min:=z[i];  kmin:=i;  end;  writeln('kmin=',kmin); end.

writeln(' Выясним, в каком месяце всех меньше продали товара ');

for i:=1 to N do

begin

z[i]:=0;

for j:=1 to M do

z[i]:=z[i]+ c [i, j];

end;

for i:=1 to N do

write(z[i]:4);

writeln;

min:=z[1];

kmin:=1;

for i:=1 to N do

if z[i]

begin

min:=z[i];

kmin:=i;

end;

writeln('kmin=',kmin);

end.

Домашнее задание §67, задачи 1, 3, 10

Домашнее задание

§67, задачи 1, 3, 10

Применение презентации УМК : К.Ю. Поляков и Е.А. Еремин. Информатика. Углублённый уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.   Класс : 10, 11 (для повторения), подготовка к олимпиадам, конкурсам по программированию. Раздел программы : «Алгоритмизация и программирование». Тема : «Матрицы». Цель презентации : формирование умений обрабатывать матрицы.

Применение презентации

  • УМК : К.Ю. Поляков и Е.А. Еремин. Информатика. Углублённый уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  • Класс : 10, 11 (для повторения), подготовка к олимпиадам, конкурсам по программированию.
  • Раздел программы : «Алгоритмизация и программирование».
  • Тема : «Матрицы».
  • Цель презентации : формирование умений обрабатывать матрицы.