Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Формирование эффективной системы выявления поддержки и развития способностей, талантов у детей и молодёжи"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№3 г. Свирск»
Тема: «Формирование эффективной системы выявления поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи»
Учитель физической культуры
МОУ «СОШ№3 г.Свирск»: Т.Л. Романенко
В 1972 году Комитет по образованию США опубликовал следующее определение: одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения (или имеют потенциальные возможности) в одной или нескольких из следующих сфер деятельности:
- - общения и лидерства;
- - художественной;
- - спортивной ;
- - интеллектуальной;
- - академической;
- - творческого и продуктивного мышления.
В отечественной психологии проблема одаренности разрабатывалась как психология способностей. В трудах С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка квалифицировать понятие способности, одарённости и таланта по единому основанию успешности деятельности:
- способности, формирующие в деятельности на основе задатков (анатомо-физиологических особенностей человека);
- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности;
- специальная одаренность, создающее возможность успеха в деятельности;
- общая одаренность – способность к широкому кругу деятельностей.
Спортивно-одаренные дети имеют высокий уровень физической подготовки и характеризуются:
- хорошим здоровьем,
- активностью
- выносливостью
- успешным выполнением спортивных нормативов ГТО
Двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных
антропометрических,
морфологических,
психологических,
физиологических
биохимических
особенностей человека, однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности
К критериям определения спортивной одарённости мы относим следующие психофизические особенности детей:
- ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движение (бег, прыжки, лазание);
- обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
- легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);
- умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.);
- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
- На раннем этапе выявления спортивно-одаренных детей необходимо привлекать родителей, так как в развитии и формировании одаренности большое значение имеет участие самих родителей.
- Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, спортивно-массовые мероприятия, как условие и средство формирования самооценки.
- Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения обучающихся.
Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:
- внеурочная деятельность по видам спорта;
- проектно-исследовательская деятельность;
- внутришкольные спортивные соревнования и эстафеты;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- летние оздоровительные площадки для детей;
- сотрудничество с другими школами, спортивными организациями.
Мониторинг физической подготовленности
Комплексный подход к формированию физкультурно-оздоровительной компетентностей одарённых детей.
Применение технологий, форм, методов
Привлечение во внеурочную деятельность
Участие в соревнованиях, спортивно-массовых мероприятиях
Индивидуальный маршрут
Развитие личности ребёнка
Участие в олимпиадах
Сотрудничество с ДЮСШ, другими спортивными организациями
Работа с родителями
Участие в проектной деятельности
Участницы соревнований по волейболу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
- Для достижения успешных результатов в области физической культуры и спорта необходима системная работа над выявлением в каждом ребёнке способностей и созданием условий для их развития.
- Реализация личностно-деятельностного подхода к образованию одарённых детей требует создания адекватных их способностям условий. Важен профессионализм самого учителя, он должен обладать рядом специфических личностных качеств:
- - уметь увлечь детей к занятиям физической культурой и спортом;
- - быть способным к выполнению функций координатора и партнёра;
- - уметь организовать наблюдения за успехами в овладении и развитии физических способностей;
- - уметь быть терпимым к ошибкам учащихся.