СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему:"Использование кейс-методов для формирования профессиональных компетенций студентов"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему:"Использование кейс-методов для формирования профессиональных компетенций студентов"»

ГБПОУ НО «КБЛК»   Тема:  Использование кейс-методов для формирования профессиональных компетенций студентов   Подготовила преподаватель  О.Ю.Игнатенко

ГБПОУ НО «КБЛК»

Тема: Использование кейс-методов для формирования профессиональных компетенций студентов Подготовила преподаватель О.Ю.Игнатенко

- традиционное образование готовит  знающего человека, умеющего найти выход из ситуации на основе прошлого;   - интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим;   -кейс-метод (или обучение на конкретном примере) готовит мудрого человека , умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него    В.Н. Птицын

- традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из ситуации на основе прошлого; - интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим; -кейс-метод (или обучение на конкретном примере) готовит мудрого человека , умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него В.Н. Птицын

История возникновения Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XXв. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай. Главная особенность метода — изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики. Существуют различные обозначения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуации, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.

История возникновения

Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XXв. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай.

Главная особенность метода — изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики.

Существуют различные обозначения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуации, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.

Кейс – технология Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество преподавателя и студента !

Кейс – технология

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.

При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество преподавателя и студента !

Возможности кейс - технологии  в обогащающем обучении При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

 Отличия кейс - технологии от традиционных методов обучения Традиционные методы обучения Кейс – технология Ориентированы на изучение чего-либо, то есть предназначены для передачи определенного набора знаний Ориентирована на научение чему-либо, то есть предназначена для развития у обучающихся умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы Упор делают на анализ причинно-следственных связей Предполагает созидание, творческий подход со стороны обучающихся Важен только конечный результат Важен сам процесс получения знаний Преподаватель – наставник Преподаватель – наблюдатель, слушатель

Отличия кейс - технологии от традиционных методов обучения

Традиционные методы обучения

Кейс – технология

Ориентированы на изучение чего-либо, то есть предназначены для передачи определенного набора знаний

Ориентирована на научение чему-либо, то есть предназначена для развития у обучающихся умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы

Упор делают на анализ причинно-следственных связей

Предполагает созидание, творческий подход со стороны обучающихся

Важен только конечный результат

Важен сам процесс получения знаний

Преподаватель – наставник

Преподаватель – наблюдатель, слушатель

Создание кейса В начале нужно ответить на три вопроса: Для кого и чего пишется кейс? Чему должны научиться дети? Какие уроки они из этого извлекут? После этого процесс создания кейса будет иметь вид: Структурирование учебного материала Выбор организационных форм, методов и средств обучения Цель обучения 7

Создание кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

  • Для кого и чего пишется кейс?
  • Чему должны научиться дети?
  • Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Структурирование учебного материала

Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Цель обучения

7

Методы кейс - технологии 7

Методы кейс - технологии

7

Метод инцидентов В центре внимания находится процесс получения информации. Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...». Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения. 7

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

7

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод») Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

Игровое проектирование Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.    Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Игровое проектирование

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Ситуационно-ролевая игра Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра. Метод дискуссии Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Метод дискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс - стади Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений. Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Кейс - стади

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Особенности: Обязательная исследовательская стадия процесса  Коллективное обучение или работа в группе Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения Специфическая разновидность проектной технологии Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха

Особенности:

  • Обязательная исследовательская стадия процесса
  • Коллективное обучение или работа в группе
  • Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
  • Специфическая разновидность проектной технологии
  • Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
Использование кейс – стади… позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы; помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; принципиально отличается от традиционных методик: обучающийся равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины; преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.

Использование кейс – стади…

  • позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;
  • помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
  • принципиально отличается от традиционных методик: обучающийся равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;
  • преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
Работа студента с кейсом I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения; V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения .

Работа студента с кейсом

I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения .

Действия преподавателя  в кейс - технологии  создание кейса или использование уже имеющегося;  распределение учеников по малым группам (4-6 человек);  знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;  организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;  работа с кейсом;  организация презентации решений в малых группах;  организация общей дискуссии;  обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;  оценивание учащихся преподавателем.

Действия преподавателя в кейс - технологии

  • создание кейса или использование уже имеющегося;
  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
  • знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
  • организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
  • работа с кейсом;
  • организация презентации решений в малых группах;
  • организация общей дискуссии;
  • обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
  • оценивание учащихся преподавателем.
 Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя  в ходе работы с кейсом : Преподаватель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации; В определенных условиях преподаватель будет сам давать ответ; Преподаватель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой. 

Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя  в ходе работы с кейсом :

  • Преподаватель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
  • В определенных условиях преподаватель будет сам давать ответ;
  • Преподаватель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой. 
Виды кейсов Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным ). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения ). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).

Виды кейсов

Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным ).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения ).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).

Функции, типы и примеры кейсов

Название доминирующей функции кейса

Тип кейса

1. тренинг

тренировочный

2. обучение

Характеристика функций кейса

обучающий

3. анализ

Примеры

Тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях

4. исследование

аналитический

Овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов

Химия: тренировка практических навыков получать разный результат в хим. реакциях в зависимости от разных условий

Анатомия: организм человека и животного

5. систематиза-ция

Исследователь-

Выработка умений и навыков аналитической деятельности

ский

6. прогнозирование

систематизирую

Анализ явлений и объектов любой науки и практики

Получение нового знания относительно развивающихся объектов

щий

прогностический

Исследовательский проект

Систематизация ситуационного знания

Разнообразные статистические материалы. География: анализ средних температур за определенный период времени в каком-либо регионе

Получение сведений о развитии данной системы

Прогноз событий.

Литература: прогноз развития событий в литературном произведении.

Наполняемость кейса: 1.Методическая часть (содержит программу курса, план организации совместной работы, календарно-тематический план) 2.Теоретическая часть (содержит печатную разработку темы, мультимедийный видеокурс, электронные версии книг, научные статьи, исторические факты) 3.Практическая часть (содержит глоссарий, развернутый перечень литературы, сетевые ссылки) 4.Практическая часть(включает сборники задач и тестовых заданий, банк практических работ, виртуальная лаборатория) 5.Контроль знаний (содержит кратковременные разноуровневые тесты, вопросы к зачету по исследуемой теме, творческие задания, презентации, рефераты)

Наполняемость кейса:

1.Методическая часть (содержит программу курса, план организации совместной работы, календарно-тематический план)

2.Теоретическая часть (содержит печатную разработку темы, мультимедийный видеокурс, электронные версии книг, научные статьи, исторические факты)

3.Практическая часть (содержит глоссарий, развернутый перечень литературы, сетевые ссылки)

4.Практическая часть(включает сборники задач и тестовых заданий, банк практических работ, виртуальная лаборатория)

5.Контроль знаний (содержит кратковременные разноуровневые тесты, вопросы к зачету по исследуемой теме, творческие задания, презентации, рефераты)

Использование кейсов Кейс дает возможность преподавателю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей.  Кейс - обучение Опрос (презентация) Открытая дискуссия Руководимая Свободная Индивидуальный Групповой

Использование кейсов

Кейс дает возможность преподавателю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей.

Кейс - обучение

Опрос (презентация)

Открытая дискуссия

Руководимая

Свободная

Индивидуальный

Групповой

Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов.   Кейс – экзамен (зачет)  С предварительной подготовкой Без предварительной подготовки Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов.

Кейс – экзамен (зачет)

С предварительной подготовкой

Без предварительной подготовки

Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

Вывод Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.

Вывод

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.