СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Селекция растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Селекция растений"»

Николай Иванович Вавилов (1887-1943 )

Николай Иванович Вавилов (1887-1943 )

Центры происхождения культурных растений

1.Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений)._________________________

2.Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений). ____________________________

3.Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений). ____________________________

4.Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений)._____________________________

5.Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго. _____________________________

6.Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник. ________________

7.Картофель, ананас, хинное дерево. _______________________

  • 1.Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений)._________________________ 2.Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений). ____________________________ 3.Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений). ____________________________ 4.Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений)._____________________________ 5.Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго. _____________________________ 6.Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник. ________________ 7.Картофель, ананас, хинное дерево. _______________________

Задание: впишите названия центров

Центры происхождения культурных растений 1.Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений). ЮЖНОАЗИАТСКИЙ ТРОПИЧЕСКИЙ 2.Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений). ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЙ 3.Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений). ЮГО-ЗАПАДНОАЗИАТСКИЙ 4.Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений) СРЕДНЕЗЕМНОМОРСКИЙ 5.Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго. АБЕССИНСКИЙ 6.Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИЙ 7.Картофель, ананас, хинное дерево ЮЖНОАМЕРИКАНСКИЙ

Центры происхождения культурных растений

1.Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений). ЮЖНОАЗИАТСКИЙ ТРОПИЧЕСКИЙ

2.Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений). ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЙ

3.Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений). ЮГО-ЗАПАДНОАЗИАТСКИЙ

4.Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений) СРЕДНЕЗЕМНОМОРСКИЙ

5.Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго. АБЕССИНСКИЙ

6.Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИЙ

7.Картофель, ананас, хинное дерево ЮЖНОАМЕРИКАНСКИЙ

Взаимооценка 5 баллов – нет ошибок 4 балла – 1 ошибка 3 балла – 2-3 ошибки 2 балла – больше 3-х ошибок

Взаимооценка

  • 5 баллов – нет ошибок
  • 4 балла – 1 ошибка
  • 3 балла – 2-3 ошибки
  • 2 балла – больше 3-х ошибок

Селекция растений

Селекция растений

Методы селекции растений Задание : Запишите пропущенные методы селекции и приведите  примеры растений(устно) на каждый метод, используя текст параграфа 33 стр.80-81

Методы селекции растений

Задание : Запишите пропущенные методы селекции и приведите

примеры растений(устно) на каждый метод, используя текст параграфа 33 стр.80-81

Методы селекции растений

Методы селекции растений

Основные методы селекции растений: 1. Массовый отбор для перекрестноопыляемых  растений (рожь, кукуруза, подсолнечник). Из исходного материала отбирают ряд особей с определенными фенотипическими признаками. Результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления. 2. Индивидуальный отбор для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). Потомство от одной особи является гомозиготным и называется чистой линией .

Основные методы селекции растений:

1. Массовый отбор для перекрестноопыляемых растений (рожь, кукуруза, подсолнечник). Из исходного материала отбирают ряд особей с определенными фенотипическими признаками. Результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления.

2. Индивидуальный отбор для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). Потомство от одной особи является гомозиготным и называется чистой линией .

Гибридизация  — основной метод селекции растений. Гибрид (от латинского hybrid— помесь) получают от скрещивания двух растений, относящихся к разным разновидностям, сортам, видам и родам. При слиянии половых клеток — гамет—получается зигота, дающая начало гибридному организму.  3 . Инбридинг (близкородственное скрещивание, т.е. скрещивание особей, имеющих общих предков ) используют при самоопылении перекрестноопыляемых растений (например, для получения линий кукурузы). Инбридинг приводит к «депрессии», поскольку рецессивные неблагоприятные гены переходят в гомозиготное состояние! Аа х Аа АА + 2Аа + аа

Гибридизация — основной метод селекции растений. Гибрид (от латинского hybrid— помесь) получают от скрещивания двух растений, относящихся к разным разновидностям, сортам, видам и родам. При слиянии половых клеток — гамет—получается зигота, дающая начало гибридному организму.

3 . Инбридинг (близкородственное скрещивание, т.е. скрещивание особей, имеющих общих предков ) используют при самоопылении перекрестноопыляемых растений (например, для получения линий кукурузы). Инбридинг приводит к «депрессии», поскольку рецессивные неблагоприятные гены переходят в гомозиготное состояние!

Аа х Аа

АА + 2Аа + аа

 4.АУТБРИДИНГ , применяемое в селекции животных и растений скрещивание неродственных особей. Обычно такие особи не имеют ближайших общих предков и происходят из разных популяций. В результате неродственного скрещивания у потомства уменьшается вероятность присутствия одинаковых аллелей генов, то есть повышается уровень гетерозиготности. 5. Гетерозис («жизненная сила») – явление, при котором гибридные особи по своим характеристикам значительно превосходят родительские формы (прибавка урожая до 30%).

  • 4.АУТБРИДИНГ , применяемое в селекции животных и растений скрещивание неродственных особей. Обычно такие особи не имеют ближайших общих предков и происходят из разных популяций. В результате неродственного скрещивания у потомства уменьшается вероятность присутствия одинаковых аллелей генов, то есть повышается уровень гетерозиготности.
  • 5. Гетерозис («жизненная сила») – явление, при котором гибридные особи по своим характеристикам значительно превосходят родительские формы (прибавка урожая до 30%).

6. Отдаленная гибридизация – скрещивание растений, относящихся к разным видам. Но отдаленные гибриды обычно стерильны, так как у них нарушается мейоз.
  • 6. Отдаленная гибридизация – скрещивание растений, относящихся к разным видам. Но отдаленные гибриды обычно стерильны, так как у них нарушается мейоз.

В 1924 году советский ученый Г.Д.Карпеченко получил плодовитый межродовой гибрид . Он скрестил редьку (2 n = 18 редечных хромосом) и капусту (2 n = 18 капустных хромосом). У гибрида 2 n = 18 хромосом: 9 редечных и 9 капустных, но он стерилен, не образует семян. С помощью колхицина Г.Д.Карпеченко получил полиплоид, содержащий 36 хромосом, при мейозе редечные (9 + 9) хромосомы конъюгировали с редечными, капустные (9 + 9) с капустными. Плодовитость была восстановлена. Таким способом в дальнейшем были получены пшенично-ржаные гибриды (тритикале), пшенично-пырейные гибриды и др.

В 1924 году советский ученый Г.Д.Карпеченко получил плодовитый межродовой гибрид . Он скрестил редьку (2 n = 18 редечных хромосом) и капусту (2 n = 18 капустных хромосом). У гибрида 2 n = 18 хромосом: 9 редечных и 9 капустных, но он стерилен, не образует семян.

С помощью колхицина Г.Д.Карпеченко получил полиплоид, содержащий 36 хромосом, при мейозе редечные (9 + 9) хромосомы конъюгировали с редечными, капустные (9 + 9) с капустными. Плодовитость была восстановлена.

Таким способом в дальнейшем были получены пшенично-ржаные гибриды (тритикале), пшенично-пырейные гибриды и др.

7. Полиплоидия. Полиплоиды – растения, у которых произошло увеличение хромосомного набора, кратное гаплоидному. У растений полиплоиды обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена. Естественные полиплоиды – пшеница, картофель и др., выведены сорта полиплоидной гречихи, сахарной свеклы. Классическим способом получения полиплоидов является обработка проростков колхицином . Колхицин разрушает веретено деления и количество хромосом в клетке удваивается.

7. Полиплоидия. Полиплоиды – растения, у которых произошло увеличение хромосомного набора, кратное гаплоидному. У растений полиплоиды обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена.

Естественные полиплоиды – пшеница, картофель и др., выведены сорта полиплоидной гречихи, сахарной свеклы.

Классическим способом получения полиплоидов является обработка проростков колхицином . Колхицин разрушает веретено деления и количество хромосом в клетке удваивается.

8. Экспериментальный мутагенез основан на открытии воздействия различных излучений для получения мутаций и на использование химических мутагенов.

8. Экспериментальный мутагенез основан на открытии воздействия различных излучений для получения мутаций и на использование химических мутагенов.

Кроссворд «Основные понятия селекции» С Е Л Е К Ц И Я

Кроссворд «Основные понятия селекции»

С

Е

Л

Е

К

Ц

И

Я

Кроссворд «Основные понятия селекции» О Т Р С Е Л Е К Ц И Я

Кроссворд «Основные понятия селекции»

О

Т

Р

С

Е

Л

Е

К

Ц

И

Я

Кроссворд «Основные понятия селекции» О Т Р С Е Л Е К Ц Г И И Б Д З А Ц И Я Р И Я

Кроссворд «Основные понятия селекции»

О

Т

Р

С

Е

Л

Е

К

Ц

Г

И

И

Б

Д

З

А

Ц

И

Я

Р

И

Я

Кроссворд «Основные понятия селекции» О Т Р С Е О Л Т Е К Б О Ц Г И И Б Д З А Ц И Я Р И Я

Кроссворд «Основные понятия селекции»

О

Т

Р

С

Е

О

Л

Т

Е

К

Б

О

Ц

Г

И

И

Б

Д

З

А

Ц

И

Я

Р

И

Я

Кроссворд «Основные понятия селекции» О Т Р С Е О П Л О Т Е К Б Р О О Ц Г И И Б Д З А Ц И Я Р И А Я

Кроссворд «Основные понятия селекции»

О

Т

Р

С

Е

О

П

Л

О

Т

Е

К

Б

Р

О

О

Ц

Г

И

И

Б

Д

З

А

Ц

И

Я

Р

И

А

Я

Кроссворд «Основные понятия селекции» О Т Р С Е О П Л О Т Е К Б Ш Р О О Т Ц Г И И Б Д З А Ц И Я Р И А Я М М

Кроссворд «Основные понятия селекции»

О

Т

Р

С

Е

О

П

Л

О

Т

Е

К

Б

Ш

Р

О

О

Т

Ц

Г

И

И

Б

Д

З

А

Ц

И

Я

Р

И

А

Я

М

М

Домашнее задание П.33,закончить оформление лабораторной работы

Домашнее задание

  • П.33,закончить оформление лабораторной работы