Николай Иванович Вавилов (1887-1943 )
Центры происхождения культурных растений
1.Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений)._________________________
2.Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений). ____________________________
3.Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений). ____________________________
4.Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений)._____________________________
5.Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго. _____________________________
6.Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник. ________________
7.Картофель, ананас, хинное дерево. _______________________
- 1.Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений)._________________________ 2.Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений). ____________________________ 3.Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений). ____________________________ 4.Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений)._____________________________ 5.Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго. _____________________________ 6.Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник. ________________ 7.Картофель, ананас, хинное дерево. _______________________
Задание: впишите названия центров
Центры происхождения культурных растений
1.Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений). ЮЖНОАЗИАТСКИЙ ТРОПИЧЕСКИЙ
2.Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений). ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЙ
3.Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений). ЮГО-ЗАПАДНОАЗИАТСКИЙ
4.Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений) СРЕДНЕЗЕМНОМОРСКИЙ
5.Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго. АБЕССИНСКИЙ
6.Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИЙ
7.Картофель, ананас, хинное дерево ЮЖНОАМЕРИКАНСКИЙ
Взаимооценка
- 5 баллов – нет ошибок
- 4 балла – 1 ошибка
- 3 балла – 2-3 ошибки
- 2 балла – больше 3-х ошибок
Селекция растений
Методы селекции растений
Задание : Запишите пропущенные методы селекции и приведите
примеры растений(устно) на каждый метод, используя текст параграфа 33 стр.80-81
Методы селекции растений
Основные методы селекции растений:
1. Массовый отбор для перекрестноопыляемых растений (рожь, кукуруза, подсолнечник). Из исходного материала отбирают ряд особей с определенными фенотипическими признаками. Результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления.
2. Индивидуальный отбор для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). Потомство от одной особи является гомозиготным и называется чистой линией .
Гибридизация — основной метод селекции растений. Гибрид (от латинского hybrid— помесь) получают от скрещивания двух растений, относящихся к разным разновидностям, сортам, видам и родам. При слиянии половых клеток — гамет—получается зигота, дающая начало гибридному организму.
3 . Инбридинг (близкородственное скрещивание, т.е. скрещивание особей, имеющих общих предков ) используют при самоопылении перекрестноопыляемых растений (например, для получения линий кукурузы). Инбридинг приводит к «депрессии», поскольку рецессивные неблагоприятные гены переходят в гомозиготное состояние!
Аа х Аа
АА + 2Аа + аа
- 4.АУТБРИДИНГ , применяемое в селекции животных и растений скрещивание неродственных особей. Обычно такие особи не имеют ближайших общих предков и происходят из разных популяций. В результате неродственного скрещивания у потомства уменьшается вероятность присутствия одинаковых аллелей генов, то есть повышается уровень гетерозиготности.
- 5. Гетерозис («жизненная сила») – явление, при котором гибридные особи по своим характеристикам значительно превосходят родительские формы (прибавка урожая до 30%).
- 6. Отдаленная гибридизация – скрещивание растений, относящихся к разным видам. Но отдаленные гибриды обычно стерильны, так как у них нарушается мейоз.
В 1924 году советский ученый Г.Д.Карпеченко получил плодовитый межродовой гибрид . Он скрестил редьку (2 n = 18 редечных хромосом) и капусту (2 n = 18 капустных хромосом). У гибрида 2 n = 18 хромосом: 9 редечных и 9 капустных, но он стерилен, не образует семян.
С помощью колхицина Г.Д.Карпеченко получил полиплоид, содержащий 36 хромосом, при мейозе редечные (9 + 9) хромосомы конъюгировали с редечными, капустные (9 + 9) с капустными. Плодовитость была восстановлена.
Таким способом в дальнейшем были получены пшенично-ржаные гибриды (тритикале), пшенично-пырейные гибриды и др.
7. Полиплоидия. Полиплоиды – растения, у которых произошло увеличение хромосомного набора, кратное гаплоидному. У растений полиплоиды обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена.
Естественные полиплоиды – пшеница, картофель и др., выведены сорта полиплоидной гречихи, сахарной свеклы.
Классическим способом получения полиплоидов является обработка проростков колхицином . Колхицин разрушает веретено деления и количество хромосом в клетке удваивается.
8. Экспериментальный мутагенез основан на открытии воздействия различных излучений для получения мутаций и на использование химических мутагенов.
Кроссворд «Основные понятия селекции»
С
Е
Л
Е
К
Ц
И
Я
Кроссворд «Основные понятия селекции»
О
Т
Р
С
Е
Л
Е
К
Ц
И
Я
Кроссворд «Основные понятия селекции»
О
Т
Р
С
Е
Л
Е
К
Ц
Г
И
И
Б
Д
З
А
Ц
И
Я
Р
И
Я
Кроссворд «Основные понятия селекции»
О
Т
Р
С
Е
О
Л
Т
Е
К
Б
О
Ц
Г
И
И
Б
Д
З
А
Ц
И
Я
Р
И
Я
Кроссворд «Основные понятия селекции»
О
Т
Р
С
Е
О
П
Л
О
Т
Е
К
Б
Р
О
О
Ц
Г
И
И
Б
Д
З
А
Ц
И
Я
Р
И
А
Я
Кроссворд «Основные понятия селекции»
О
Т
Р
С
Е
О
П
Л
О
Т
Е
К
Б
Ш
Р
О
О
Т
Ц
Г
И
И
Б
Д
З
А
Ц
И
Я
Р
И
А
Я
М
М
Домашнее задание
- П.33,закончить оформление лабораторной работы