Урок развития речи
5 класс
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.
Пластов родился в деревне Прислониха (Ульяновская область). Здесь прошло его детство, вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.
В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражено глубокое восхищение человеком-тружеником.
«Я люблю эту жизнь. И когда из года в год видишь её….. думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».
1937 – «Колхозное стадо»
«Колхозный праздник».
1942 – «Немец прилетел».
1945 - «Жатва»
«Сенокос».
1946 – «Первый снег».
1948 – «Хлеба».
1951 – «Ужин трактористов».
1952 – «Родник»
1954 – «Летом».
«Весна».
1964 – «Солнышко»
«Мама».
Любимые герои Аркадия Пластова – деревенские ребятишки – присутствуют почти в каждом его полотне. («Витя-подпасок», «Первый снег» и другие ) .
«Ребятишек я люблю, - говорил он. – Как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе – ясность, свежесть цвета, приближающаяся по красоте к звукам. Писать ребятишек – одно наслаждение».
«Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подменит.
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия».
Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита, А в ней - какою негой веет От каждой ветки и листа! Войдем и сядем над корнями Дерев, поимых родником,- Там, где, обвеянный их мглами, Он шепчет в сумраке немом. Над нами бредят их вершины, В полдневный зной погружены, И лишь порою крик орлиный До нас доходит с вышины.. .
Ф.И.Тютчев
Тема и идея картины.
Лето особенно привлекает художника – это время года, когда вся природа находится в расцвете. В картине «Летом» Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей , утомленных сбором грибов и ягод.
- Беседа по картине
- 1. Какой день изображен на картине?
-знойный ,летний
- 2.Кто расположился на лесной поляне?
- грибники и их собака
- 3.Опишите подробно девочку:
одежда , поза, что делает, лицо.
- в белом платье и ярко-красном платке ,
- сидит на траве , вытянув босые ноги,
- обрывает спелые ягоды и складывает в кружку ,
- лицо загорелое , на щеках румянец , спокойное .
4.
- Беседа по картине
- 4.Кто изображен рядом с девочкой?
- пес , положил голову на лапы и отдыхает.
- 5..Опишите подробно женщину:
поза , одежда , рука.
- уставшая женщина прилегла отдохнуть ,
- синее платье и синяя косынка ,
-загорелая , сильная, натруженная рука .
- 5. Опишите предметы , стоящие около грибников.
6.Где расположились грибники? Почему выбрали именно это место?
- на светлой , просторной, залитой солнцем поляне ,
- изумрудная трава , полевые цветы ,
- белоствольные березы , укрывающие от летнего зноя ,
- темный , густой лес.
7.Какие краски преобладают?
- яркие , сочные : изумрудно-зеленый , красный , синий, желтый .
8.Какое настроение они создают?
- светлое , радостно приподнятое.
9.Какими звуками наполнена картина?
- тишина , безветренно , стрекот кузнечиков , жужжание пчел , все нежится в лучах солнца.
10.Понравилась ли вам картина?
11.Какое настроение создает картина? Начните свое рассуждение так:
Глядя на картину , ………
(мне хочется , представляю , словно оказываюсь , переношусь, вспоминаю, чувствую…)
План.
- 1.Слово о художнике.
- 2.Тема и идея картины.
- 3.Описание картины:
а) кто изображен ;
б) девочка;
в) женщина;
г) предметы;
д) поляна;
е) краски;
ж) звуки.
4.Настроение , созданное картиной.
- а) кто изображен ; б) девочка; в) женщина; г) предметы; д) поляна; е) краски; ж) звуки. 4.Настроение , созданное картиной.
Пишем сочинение . Заполните пробелы .
- А.А.Пластов – выдающийся живописец , певец русской деревни и русской природы.
- В картине «Летом» художник показал богатство и щедрость родной земли , гармоничность отношений человека и природы.
- На полотне мастер изобразил ………….день . Под березой расположились …………
- На переднем плане изображена ……..( одежда).Она………..(ее поза
действия).Лицо у девочки………(цвет лица , выражение).Рядом с хозяйкой лежит……..Он тоже ………На среднем плане – уставшая женщина ………..(одежда).Женщина …………(что делает , поза). Очень ярко нарисована рука женщины:…………..(описание руки).
На траве стоит……………( опишите предметы). Грибники расположились на ………….поляне. Трава………(дайте определения).Белоствольные березки………..(их роль).На дальнем плане виднеется………Чтобы передать богатство летней природы, автор использует яркие , насыщенные цвета: ……….(перечислите).
В лесу тихо и безветренно .Только слышен…………….
Мне ……….(понравилась ли картина).Глядя на картину , ……..