ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Организация педагогического процесса по развитию речи младших дошкольников через ознакомление с художественной литературой и фольклором»
Подготовила:
Воспитатель 2 младшей группы
Арсеньева З.И.
«Язык – важнейшее средство общения друг с другом.
Это оружие мысли и культуры».
Ф.М. Достоевский
В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а также непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Младший дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка.
Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка.
«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
В.А. Сухомлинский
Приобщение детей к художественной литературе в младшем возрасте необходимо начинать с рассказывания сказок, потешек, стихотворений. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Произведения художественной литературы и устного народного творчества (пословицы, поговорки, потешки, скороговорки) являются важнейшим источником развития речи детей.
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Обучение речи должно «забегать вперед» и вести за собой развитие. Детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого.
Роль сказки, художественных произведений в целом расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи в целом.
Сказки способствуют формированию характера ребенка, развитию его мышления, фантазии, художественного вкуса. Они учат его преодолевать трудности, призывают бороться со злом, воспитывают благородные чувства вызывают стремление быть добрым, храбрым, отзывчивым и т.д.
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку.
Особое значение для эстетического развития имеют: художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
КНИЖНЫЙ УГОЛОК
Мы поместили в книжный уголок разнообразную художественную литературу: от больших ярких книг, книг-игрушек до книг-малюток; сюжетные картинки к рассказам и стихам.
В динамические полки поместили персонажей русских народных сказок и декорации к ним. Этот театр игрушек постоянно обновляется, после прочтения очередной сказки. Полки расположены в доступном для детей месте, где они обыгрывают ту или иную сказку, используя диалоги героев, часто развивая действие по придуманному ими сюжету.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК
В театральном уголке помещены персонажи для различных видов театра: пальчиковый театр, театр деревянных ложек, куклы-рукавицы, теневой театр, где дети, обучаясь, ведут интонационно-выразительные диалоги персонажей.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
КОРРЕКЦИОННЫЙ УГОЛОК
В коррекционном уголке имеются пособия: всевозможные пазлы, мозаики по сюжетам любимых сказок, альбомы для раскрашивания. При работе ребёнок вступает в диалог, задаёт вопросы, вспоминает о содержании сказки, рассуждает, что также способствует речевому развитию, обогащает словарь.
Созданы альбомы для детских рассказов описательного характера и пересказа сказок. Для составления небольших рассказов используем алгоритмы, которые облегчают ребёнку словесную передачу информации и последовательности сюжета.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Жанры, которые используем в детском саду: сказки, потешки, загадки, рассказы. Детский фольклор наполнен словесными играми в рифмы. Игры в рифмы не просто занимательны, они помогают ребёнку прочно закрепить в уме словарь и строй общенародной речи, познать иной смысл и значение слов.
Также в работе уделяется внимание и загадкам, они являются важным приёмом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребёнку. Положительные эмоции вызывают процесс отгадывания и загадывания загадок, формирует у ребёнка познавательный интерес к миру вещей и явлений.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Для активного использования в речи детей образных слов и выражений используются следующие приёмы:
- совместного рассказывания сказки;
- продолжение детьми начатого воспитателем предложения;
- рассматривание иллюстраций к сказке и комментирование их словами из сказки.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Для подержания эмоционального настроя к сказке используются следующие приёмы:
- выполнение аппликации или наклеивание иллюстраций героев сказки;
- лепка («Колобок», тарелочки к сказке «Три медведя»);
- драматизация эпизодов сказки;
- прослушивание сказки в аудиозаписи;
- выкладывание книг с данной сказкой в книжный уголок.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
С помощью художественной литературы и фольклора у детей дошкольного возраста развивается:
- Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
- Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание. Слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает.
- Способность выполнять игровые действия, в соответствии с текстом знакомых произведений, сказок.
- Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений, потешек.
- Интерес рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций. Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании. Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.
ВЫВОД
Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.