СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Осетинские национальные игры"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Актуальность данной темы в том, что национальные игры народов нашей страны имеют важное значение как средство воспитания в детях уважения к прошлому, любви к своему народу, духовному богатству, моральной чистоты и физического совершенства.  

           На сегодняшний момент традиционные виды спорта, физические упражнения обретают всё большую популярность как отдельное направление в системе физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Осетинские национальные игры"»

Осетинские национальные игры Презентацию сделала: ученица 10 «А» класса Дзестелова Милана Руководитель: Багирова Я.В

Осетинские национальные игры

Презентацию сделала: ученица 10 «А» класса Дзестелова Милана

Руководитель: Багирова Я.В

Предисловие Народные игры являются составной частью духовной культуры. Они во все времена выполняли весьма важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной трудовой жизни, полностью отключиться от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. Однако основная функция народных игр заключается в воспитании поколений.Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

Предисловие

  • Народные игры являются составной частью духовной культуры. Они во все времена выполняли весьма важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной трудовой жизни, полностью отключиться от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. Однако основная функция народных игр заключается в воспитании поколений.Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.
Осетинские салки Цель : упражнять в беге; снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочению группы Правила  игры : держаться рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его. Ведущий выбирается с помощью  считалки : Завтра с неба прилетит Тетерев кавказский. Если веришь – стой и жди, А не веришь, выходи. Содержание  игры : водящий преследует остальных играющих, и если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее : он должен бежать, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть, так он должен догнать и осалить кого- либо.  І вариант : роль ведущего выполняет воспитатель. ІІ вариант : если играющих много, выбирают двух или трех ведущих.

Осетинские салки

  • Цель : упражнять в беге; снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочению группы
  • Правила  игры : держаться рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его.
  • Ведущий выбирается с помощью  считалки :
  • Завтра с неба прилетит
  • Тетерев кавказский.
  • Если веришь – стой и жди,
  • А не веришь, выходи.
  • Содержание  игры : водящий преследует остальных играющих, и если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее : он должен бежать, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть, так он должен догнать и осалить кого- либо. 
  • І вариант : роль ведущего выполняет воспитатель.
  • ІІ вариант : если играющих много, выбирают двух или трех ведущих.
Барсы в пещерах Цель : упражнять в беге, развивать внимание, быстроту реакции на сигнал, развивать ориентировку в пространстве; создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя. Правила  игры : бегая ребятам по площадке, необходимо слышать команду ведущего и занимать свободную  «пещеру» Оборудование и атрибуты : шапочки барсов. Считалка : У барсихи пять барсят. Поиграть они хотят. Черный, белый, Рыжий, серый. Полосатый - выходи. Не упрямься – И води. Содержание  игры : все встают в круг, затем разбиваются по трое. Двое изображают пещеру, а третий – барса. Ведущий в центре круга. Он командует :  «Барсы, выходите!» .  «Барсы»  должны выйти и бегать по всей площадке. Внезапно ведущий командует снова :  «Барсы в пещеру!» , и все должны занять ближайшие  «пещеры» , ведущий тоже. Кому  «пещеры»  не досталось, тот водит. Через несколько туров  «барсы»  и  «пещеры»  меняются ролями. І вариант : роль ведущего выполняет воспитатель.  ІІ вариант : ведущий меняет команду на хлопки или другие сигналы. ІІІ вариант :  «барсы»  меняются на других животных.

Барсы в пещерах

  • Цель : упражнять в беге, развивать внимание, быстроту реакции на сигнал, развивать ориентировку в пространстве; создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя.
  • Правила  игры : бегая ребятам по площадке, необходимо слышать команду ведущего и занимать свободную  «пещеру»
  • Оборудование и атрибуты : шапочки барсов.
  • Считалка :
  • У барсихи пять барсят.
  • Поиграть они хотят.
  • Черный, белый,
  • Рыжий, серый.
  • Полосатый - выходи.
  • Не упрямься –
  • И води.
  • Содержание  игры : все встают в круг, затем разбиваются по трое. Двое изображают пещеру, а третий – барса. Ведущий в центре круга. Он командует«Барсы, выходите!»«Барсы»  должны выйти и бегать по всей площадке. Внезапно ведущий командует снова«Барсы в пещеру!» , и все должны занять ближайшие  «пещеры» , ведущий тоже. Кому  «пещеры»  не досталось, тот водит. Через несколько туров  «барсы»  и  «пещеры»  меняются ролями.
  • І вариант : роль ведущего выполняет воспитатель. 
  • ІІ вариант : ведущий меняет команду на хлопки или другие сигналы.
  • ІІІ вариант«барсы»  меняются на других животных.

Джигиты соревнуются

  • Цель : поддерживать интерес к физическим упражнениям; учить  детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по  «команде» дает уверенность и спокойствие
  • Правила  игры :
  • Действовать по сигналу  «старшего» , проигравшим  считается тот , кто хоть раз выйдет за черту круга. Если из круга выйдут оба игрока, приз никому не присуждается.
  • Оборудование и атрибуты : гимнастические палки, мел.
  • ІІ вариант :
  • Разделить на две команды с помощью счета на первый и второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – вторая команда или воспитатель раздает при пересчете опознавательные знаки.
  • Содержание  игры : на игровой площадке чертятся 4-6 кругов по 3 метра диаметром. Все участники делятся на две равные команды и выстраиваются в шеренгу на противоположных сторонах площадки лицом одна к другой. В каждой команде выбирается  «Старший»«Старшие»  посылают по одному игроку в каждый круг. Пары, находящиеся в кругах, получают по гимнастической палке. Оба игрока держат палку в руках, прижимая один её конец локтем. По сигналу игроки, нажимая на палку, стараются вытолкнуть друг друга из края. Победитель получает приз. Затем в круги становятся новые пары. Команда победительница определяется по сумме полученных очков.
  • І вариант : разбить всех  детей на пары , раздав палки и определить в круги.
  • ІІІ вариант : поделить на три команды.

Водопад и ветер

  • Цель : в процессе  игры развивать ловкость , быстроту, действовать по сигналу; сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
  • Правила  игры : четко выполнять команду водящего, тот, кто ошибётся в выполнении команды, должен выйти из  игры . Игра продолжается до тех пор, пока не останется один – единственный игрок. Это и есть победитель.
  • Водящий выбирается с помощью жеребьевки.
  • Содержание  игры : для начала  игры выбираем водящего . Остальные игроки становятся на некотором расстоянии от него. Когда водящий объявляет«Водопад!»  - игроки начинают приседать, когда же он говорит«Ветер!»  - все должны бежать в одну сторону по кругу. Водящий старается запутать игроков; он может произносить одно и тоже слово несколько раз подряд и делать ложные движения, не совпадающие с командой. При этом он должен зорко следить за игроками – тот, кто ошибётся, выходит из  игры .
  • І вариант : роль ведущего выполняет воспитатель
  • ІІ вариант : на сигнал  «Водопад!» игроки выбирают ОВД по желанию  (например, прыжки)
  • ІІІ вариант : на сигнал  «Ветер!»  - дети бегут врассыпную.
Волк и ягнята Цель : упражнять  детей в беге в рассыпную , развивать быстроту реакции, ловкость; снятие напряженности, создание атмосферы единства, преодоление неуверенности в себе. Правила  игры :  «Ягнята»  пасутся на пастбище. В домике  «ягнят» ловить нельзя. Пойманные  «ягнята» идут в дом волка.  Оборудование и атрибуты : шапочка волка или опознавательный знак, мел  (обруч) . Считалка : Раз, два, три, четыре, пять, Вышли мы опять гулять : Всюду ходит волк, волк, Он зубами щелк, щелк! Содержание  игры : дети изображают  «ягнят» .  «Ягнята»  ходят по площадке  «щиплют травку» .  «Волк»  внимательно следит за ними. Незаметно для всех выходит из своего  «логова»   (мелом чертится круг или кладётся обруч)  и тихонько подкрадывается к  «ягнятам» . Волк ловит  «ягнят»  и тащит к себе в  «логово» .  «Ягнята»  убегают от волка и прячутся в своем  «хадзаре»   (доме) . После двух- трех кратного повторения  игры выбирают других детей на роль  «волка» . І вариант : роль  «волка»  берет на себя воспитатель ІІ вариант : выбираются два  «волка»

Волк и ягнята

  • Цель : упражнять  детей в беге в рассыпную , развивать быстроту реакции, ловкость; снятие напряженности, создание атмосферы единства, преодоление неуверенности в себе.
  • Правила  игры«Ягнята»  пасутся на пастбище. В домике  «ягнят» ловить нельзя. Пойманные  «ягнята» идут в дом волка. 
  • Оборудование и атрибуты : шапочка волка или опознавательный знак, мел  (обруч) .
  • Считалка :
  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • Вышли мы опять гулять :
  • Всюду ходит волк, волк,
  • Он зубами щелк, щелк!
  • Содержание  игры : дети изображают  «ягнят»«Ягнята»  ходят по площадке  «щиплют травку»«Волк»  внимательно следит за ними. Незаметно для всех выходит из своего  «логова»   (мелом чертится круг или кладётся обруч)  и тихонько подкрадывается к  «ягнятам» . Волк ловит  «ягнят»  и тащит к себе в  «логово»«Ягнята»  убегают от волка и прячутся в своем  «хадзаре»   (доме) . После двух- трех кратного повторения  игры выбирают других детей на роль  «волка» .
  • І вариант : роль  «волка»  берет на себя воспитатель
  • ІІ вариант : выбираются два  «волка»
Тохси Цель  игры : развивать мышцы спины, руки; зоркость, ориентировку в пространстве, глазомер; воспитывать умение  выигрывать и достойно проигрывать ; создание позитивного настроения. Правила  игры : если альчик выкатывается за линию, игрок  выигрывает . Если он промахивается, то не имеет права бить второй раз  (пропускает ход) . Оборудование и атрибуты : альчики, мел. Считалка : Стоит чурбан, Не мешает нам. Кто чурбан из круга собьёт, Тот победителем уйдёт Содержание  игры : на ровной площадке чертят два круга, вписанных один в другой. В центре малого круга в один ряд расставляют разноцветные альчики (можно заменить их камешками, по одному от каждого игрока. Играющие становятся на линию внешнего круга так, чтобы она пришлась на середину ступни. Они метают биту по очереди. Задача заключается в том, чтобы крупным альчиком-битой-тохси выбить альчик за пределы большого круга. I вариант : водящим является воспитатель. II вариант : использовать камешки. III вариант : использовать биту с мячами  (спортивный детский инвентарь)

Тохси

  • Цель  игры : развивать мышцы спины, руки; зоркость, ориентировку в пространстве, глазомер; воспитывать умение  выигрывать и достойно проигрывать ; создание позитивного настроения.
  • Правила  игры : если альчик выкатывается за линию, игрок  выигрывает . Если он промахивается, то не имеет права бить второй раз  (пропускает ход) .
  • Оборудование и атрибуты : альчики, мел.
  • Считалка : Стоит чурбан,
  • Не мешает нам.
  • Кто чурбан из круга собьёт,
  • Тот победителем уйдёт
  • Содержание  игры : на ровной площадке чертят два круга, вписанных один в другой. В центре малого круга в один ряд расставляют разноцветные альчики (можно заменить их камешками, по одному от каждого игрока. Играющие становятся на линию внешнего круга так, чтобы она пришлась на середину ступни. Они метают биту по очереди. Задача заключается в том, чтобы крупным альчиком-битой-тохси выбить альчик за пределы большого круга.
  • I вариант : водящим является воспитатель.
  • II вариант : использовать камешки.
  • III вариант : использовать биту с мячами  (спортивный детский инвентарь)
Жмурки-носильщики Готовится место для игры. В одном конце площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нем раскладывают ровно десять каких-нибудь мелких предметов — это могут быть детские игрушки, камешки и т. д. На другом конце площадки, шагах в десяти — пятнадцати от столика и в трех-четырех шагах друг от друга, ставят два стула. Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой. Правила игры: - оба носильщика начинают игру одновременно по сигналу; - переносить можно только по одному предмету; - в ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.

Жмурки-носильщики

  • Готовится место для игры. В одном конце площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нем раскладывают ровно десять каких-нибудь мелких предметов — это могут быть детские игрушки, камешки и т. д. На другом конце площадки, шагах в десяти — пятнадцати от столика и в трех-четырех шагах друг от друга, ставят два стула.
  • Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.
  • Правила игры:
  • - оба носильщика начинают игру одновременно по сигналу;
  • - переносить можно только по одному предмету;
  • - в ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.
Перетягивание Через середину круга диаметром 4 м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из веревки диаметром 1,5 — 2 м так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперед, чтобы веревка слегка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл. Одновременно могут состязаться несколько пар. Правила игры: - начинать тянуть веревку следует одновременно по команде «Марш!»; - тянуть надо только вперед за счет корпуса и ног; - запрещается опираться руками о землю.

Перетягивание

  • Через середину круга диаметром 4 м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из веревки диаметром 1,5 — 2 м так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперед, чтобы веревка слегка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл. Одновременно могут состязаться несколько пар.
  • Правила игры:
  • - начинать тянуть веревку следует одновременно по команде «Марш!»;
  • - тянуть надо только вперед за счет корпуса и ног;
  • - запрещается опираться руками о землю.
Бита(шела) Бросая по очереди плоский камень (сланцевую пластинку диаметром 10 — 15 см) двое играющих стараются попасть им в шарик, (деревянный или каменный). Расстояние, которое «пробежит» шарик после удара камнем, измеряется ступнями ног. Победителем считается тот, у кого шарик откатится на большее расстояние. Правила игры: играющие бросают камень строго по очереди. Вариант. В игре могут участвовать две команды. В этом случае игру ведут до определенного счета. Каждый участник команды, бросая камнем в шарик, ведет свой индивидуальный счет. Потом суммируются результаты всех членов команды.

Бита(шела)

  • Бросая по очереди плоский камень (сланцевую пластинку диаметром 10 — 15 см) двое играющих стараются попасть им в шарик, (деревянный или каменный). Расстояние, которое «пробежит» шарик после удара камнем, измеряется ступнями ног. Победителем считается тот, у кого шарик откатится на большее расстояние.
  • Правила игры: играющие бросают камень строго по очереди.
  • Вариант. В игре могут участвовать две команды. В этом случае игру ведут до определенного счета. Каждый участник команды, бросая камнем в шарик, ведет свой индивидуальный счет. Потом суммируются результаты всех членов команды.