Романтизм как литературное направление
Мировой литературный процесс как смена творческих методов
Метод (художественный) –
совокупность основных принципов
создания художественной действительности
Романтизм
Мифологический реализм Античности
Реализм
Средневековый символизм
Модернизм, постмодернизм
Сентиментализм. Просвещение.
Барокко. Классицизм.
Реализм Возрождения
Назовите:
- эстетические принципы изученных литературных направлений;
- выдающихся представителей и их произведения
Проблемный вопрос
В 18 веке термином «романтизм» называлось все фантастическое, таинственное, удивительное, необычное, нереальное.
В конце 18 – начале 19 века «романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.
Как вы понимаете слова «романтик», «романтизм»?
Романтизм возник во время, когда Европа переживала сильное потрясение и глубокое разочарование.
Надежда на результативность активного действия, вера в возможность освобождения
Французская революция 1789 – 1794 гг. и наполеоновские войны
неуверенность, трагическое ощущение
РОМАНТИЗМ
- Течение (направление) в европейской и американской литературе и искусстве конца 18в. - 1 половины 19 века.
- В 18 веке романтическим называли всё фантастическое, необычное, странное, встречающееся только в книгах, а не в действительности.
Основная идея романтизма
- Именно борьба добра и зла составляет основу развития всего живого, т.е. добро не может существовать без зла;
- Романтиков интересуют взаимоотношения
- между людьми; между человеком и обществом; между человеком и искусством; внутренний мир человека.
- между людьми;
- между человеком и обществом;
- между человеком и искусством;
- внутренний мир человека.
Главная задача писателя:
- Раскрыть сложный и внутренне противоречивый мир, в котором живет человек, показать диалектику его души.
- Диалектика души – это понятие, которое обозначает в литературе процессы зарождения и формирования чувств, мыслей, настроений, ощущения человека, показ психического процесса (симпатия перерастает в любовь)
Диалектика – движение
«Романтизм – это не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный настрой» Шарль Бодлер
Проявление романтизма в разных видах искусства
литература
Музыка
архитектура
Романтизм
живопись
скульптура
Эжен Делакруа – французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве.
Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830 год. Лувр. Париж.
Обращение к современности — важная особенность романтизма, его раннего героического периода. Более свободной становится композиция, ритм — более стремительным. Цвет начинает играть в произведениях Делакруа доминирующую роль. Его «Резня на острове Хиос» вызвала резкую критику приверженцев классицизма, но молодые приняли ее с восторгом, видя в Делакруа открывателя новых путей в искусстве.
Греция, умирающая
на развалинах Миссолунги. 1827 г.
Резня на Хиосе.
1824 г.
Уильям Тернер - английский живописец-пейзажист. Один из крупнейших представителей английского романтизма.
- Писал преимущественно морские пейзажи, картины на библейские, исторические и мифологические сюжеты, обнаруживая склонность к романтической фантастике.
«Большой канал в Венеции»
«Музыкальная комната в Петворте»
Иван Константинович Айвазовский – выдающийся маринист
«Радуга»
«Девятый вал»
«Море»
Море – любимая стихия романтиков
Ф. Шуберт
Романтизм в музыке
- Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме.
Эжен Делакруа.
Эжен Делакруа.
Фредерик Шопен.
Портрет Паганини.
Роберт Шуман
9
Произведения русских романтиков принесли отечественной культуре европейскую славу
Композитор Михаил Иванович Глинка
Сцена
Сцена
из оперы «Иван Сусанин».
из оперы «Руслан и Людмила».
Представители романтизма
Англия : «бурные» романтики Байрон, Шелли; созерцательные поэты «озерной школы» – Вордсворт, Колридж, Саути. Вальтер Скотт – родоначальник исторического жанра.
Франция: Констан, Шатобриан, Ламартин, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.
Россия: поэты В. Жуковский, Д. Веневитинов, Е. Баратынский, А. Дельвиг, Ф. Тютчев; К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский; А. С. Пушкин в определенную эпоху своего творчества, М. Ю. Лермонтов; прозаики Бестужев-Марлинский, В. Одоевский
Представители зарубежного романтизма
- Создал тип «байронического» рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, непонятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу, трагически переживающий разлад с миром и собственную раздвоенность.
- Творчество Байрона породило явление байронизма (нач. 19 в.), в т. ч. «русского».
- Сходство, а нередко спор с поэмами Байрона распознается в творчестве многих его современников (в «Цыганах» А. С. Пушкина, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, у А. Мицкевича).
Как грешник, изгнанный из рая,
На свой грядущий темный путь
Глядел, от страха замирая,
И жаждал прошлое вернуть.
Потом, бродя по многим странам,
Таить учился боль и страх,
Стремясь о прошлом, о желанном
Забыть в заботах и делах, -
Так я, отверженный судьбою,
Бегу от прелести твоей,
Чтоб не грустить перед тобою,
Не звать невозвратимых дней,
Чтобы, из края в край блуждая,
В груди своей убить змею.
Могу ль томиться возле рая
И не стремиться быть в раю!
ДАМЕ, КОТОРАЯ СПРОСИЛА, ПОЧЕМУ Я ВЕСНОЙ УЕЗЖАЮ ИЗ АНГЛИИ
Вальтер Скотт – английский романист
В литературе романтизма вместе со стремлением к философской универсальности возникло чувство историзма . Оно проявилось не только в том, что изменилось понимание личности, но и в том, что история общества стала одной из постоянных тем этого этапа. В романах В. Скотта жизнь государства впервые соединилась с жизнью персонажа.
Романы Скотта, как правило, посвящены переломным или, по крайней мере, значительным историческим событиям, а их герой волею обстоятельств оказывается между противоборствующими сторонами накануне или в час решающей схватки ( как это происходит в романе «Айвенго»).
Вспомните произведения этих авторов.
Двоемирие романтизма на эстетическом уровне реализуется в особенностях сюжетосложения и поведения героя. Главный персонаж романтиков - всегда титаническая личность . Титанизм романтического героя может проявляться в различных формах: он может быть наделен могучими страстями, сильной волей и смелым разумом, как Манфред Байрона, несокрушимым вольнолюбием, как Прометей Шелли, поистине непостижимой наблюдательностью, как Дюпен Э. По, или неисчерпаемыми глубинами духа, как Генрих фон Офтердинген Новалиса. Он может отличаться и безграничной самоотверженностью в любви, как Квазимодо у Гюго. Все это явления одного порядка, ибо романтизм признает сознательное усиление при отражении действительности.
Виктор Гюго
Эдгар Аллан По
Фенимор Купер
I Был ослепительный июньский день. Тревожить воду ветру было лень. На горизонте громоздились кучи Плавучих гор - серебряные тучи. И небосклон сиял над головой Бездонною, как вечность, синевой. Все радовалось: лес, река и нивы. Поблескивали в роще листья ивы. И шелестела в тишине едва Дубов столетних плотная листва... II Была зима - такая, что с ветвей Комочком белым падал воробей. Закованные в ледяные глыбы, В речных глубинах задыхались рыбы. И до сих пор не замерзавший ил В озерах теплых, сморщившись, застыл. В такую ночь в печах пылало пламя, Хозяин с домочадцами, с друзьями Сидел и слушал, как трещит мороз... Но горе было тем, кто гол и бос!
Перси Шелли
Представители русского романтизма
(«Мцыри»,
«Герой нашего времени»)
(«Вечера на хуторе
близ Диканьки»)
Личность в центре художественной системы. Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом. Романтическая личность – страстная личность.
Страсти романтики делили на высокие (любовь во всех ее проявлениях) и низкие (зависть, жадность, честолюбие)
Романтический герой – сильный характер, на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой – художник . Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика
Романтический герой
- показан в развитии, т.е. изображается диалектика его души;
- несет на себе печать своего времени;
- может разорвать исторические и социальные связи, противопоставить себя обществу и тем самым оказать решающее влияние на жизнь этого общества.
- противопоставлен обществу (в этом основа романтического индивидуализма);
- как правило, одинок;
- часто находится в пути;
- это сильная личность, человек, одержимый какой-либо страстью;
- показывается в нестандартных, экстремальных ситуациях;
- может быть и положительным, и отрицательным.
- Типичный романтический пейзаж: море, горы, небо. У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре, с другой – он часто вынужден вступать с ней в борьбу.
- Романтический символ – возведение от конкретного к абстрактному.
Черты романтизма:
- Идея двоемирия: несовершенный реальный мир и совершенный идеальный мир фантазии героя, его духовный мир;
- Недостижимость идеального мира;
- Идеализация мира природы (романтический пейзаж), искусства;
- Тема борьбы, бунта (часто против обывательщины, против законов общества);
(Главный враг романтиков – обыватель, считающий материальное благополучие смыслом существования)
- Отражение действительности в её типических проявлениях (т.е. в единичных фактах отражается общее, характерное);
- Ценность человеческой личности заключается в способности разглядеть ДУШУ человека, вещи, понять, что именно душа является главным;
- Частое несоответствие внешней формы внутренней сущности героя;
- Принцип исторического романтизма: обращение к прошлому с целью понять настоящее.
Изменение поэтики
Основные жанры
- Новые жанры;
- Звукопись (ассонанс, аллитерация);
- Цветопись;
- Символические образы (море, буря, стихия и т.д.)
- роман (эпический жанр)
- поэма (лиро-эпический жанр)
- драма (драматический жанр)
Особенности русского романтизма:
- особое внимание к понятию чести;
- уважение к предкам;
- ответственность человека перед государством, страной;
- проблема влияния денег на жизнь человека.
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
«Литературный Колумб Руси»
(В.Г. Белинский)
В. А. Жуковский
- Началом литературной деятельности В. А. Жуковского стало «Сельское кладбище» (1802), перевод в 1801 г. элегии английского поэта Т. Грея. Элегия принесла В. А. Жуковскому успех у читателей и широкую известность.
- Участие поэта в журнале «Вестник Европы», основанном Карамзиным, способствовало утверждению романтической эстетики в русской литературе.
В августе 1912 г. поэт вступил в Московское народное ополчение. Отечественная война 1812 г. нашла в его поэзии яркий отклик – «Певец во стане русских воинов». Наполеоновская тема, имевшая своим истоком указанные события, впоследствии также обрела глубокое отображение – «Ночной смотр» (1836), «Четыре сына Франции» (1849). В мае 1817 г. Жуковский переселяется в Петербург, где активно участвует в литературной и общественной жизни столицы. Жуковский в эти годы – один из ведущих литераторов России, друг А. С. Пушкина
- После трагической гибели А. С. Пушкина, которую он всячески старался предотвратить, Жуковский оказался в разладе со своим придворным окружением. Он уходит в почетную отставку в 1841 г., переезжает жить в Германию, где женится на дочери своего друга художника Е. Рейтерна, Елизавете.
- В 1852 г. Жуковский умер в Баден-Бадене, похоронен в Петербурге.