«Формирование информационной грамотности на уроках биологии: современный педагогический подход»
В одном из своих выступлений в средствах массовой информации В.В. Путин сказал, что сегодня на первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать..."
Известно, что образование — один из главных институтов социализации личности. Становление информационного общества приводит к трансформации образования. Востребованным становится образование, которое позволяет человеку уверенно войти в мир информации, ее поиска, анализа и интерпретации. Нормативно-правовые акты Российской Федерации в области образования (Федеральный закон «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего среднего образования, «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года») пронизаны идеей формирования высокой информационной культуры нашего общества.
Умение работать с информацией относится к общеучебным умениям, носит универсальный характер, что позволяет школьникам решать различные познавательные и жизненно важные задачи. Это отражено в соответствующих классификациях, предложенных рядом авторов (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, А.В. Усова,Т.И. Шамова, Н.А. Лошкарева, С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко, А.Н. Тубельский, Л.М. Перминова и др.).
Высказывание известного генетика С.И.Вавилова, «современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка» и в наше время не потеряло своей актуальности. В роли «золотоискателя» - ученик, для которого иногда представляет трудность даже работа с учебником, не говоря уже о других источниках информации. Вот почему независимо от того, какую педагогическую технологию обучения использует учитель, главной его задачей становится - дать ученику инструмент для самообразования и научить им пользоваться.
Цель реализации методической идеи «Формирование информационной грамотности на уроках биологии: современный педагогический подход»: создание условий для формирования информационных компетенций у обучающихся на уроках биологии.
В соответствии с целью мною поставлены задачи:
организовать применение в процессе обучения эффективных приемов работы с информацией биологического содержания;
повысить результативность познавательной деятельности учащихся как показателя сформированности информационных компетенций;
мотивировать учащихся к изучению курса биологии.
Задумайтесь на секунду: что происходит, если человек употребляет в пищу самые разнообразные и полезные продукты, но при этом у него не вырабатываются ферменты, необходимые для их переработки и усвоения? В лучшем случае он ощущает, говоря словами рекламы, «дискомфорт и тяжесть в желудке».
Эта аналогия приходит в голову, когда думаешь о сегодняшней школе. Каких только кушаний (учебных предметов, спецкурсов, профилей, факультативов) мы не предлагаем обучающимся! А вот ферментов для усвоения такого изобилия нет — нет необходимых способов усвоения знаний, которые помогли бы насладиться всем этим разнообразием. Вот почему задача современного педагога снабдить учащихся такими средствами учебной деятельности, которые помогут сформировать информационную культуру ученика, которая должна быть тесно связано с такими понятиями как «культура мышления» и «культура познания» именно поэтому мне близко следующее определение информационной культуры - мотивационная и операционная готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической и т.д.
За четыре года работы над своей методической идеей я нашла много приемов формирования информационной грамотности, которые опробовала в свое педагогической практике и создала «Электронную картотеку учебных приемов для развития навыков работы с информацией на уроках биологии», с которой можно познакомиться на официальном сайте гимназии № 34 в разделе «Методический совет». Данная картотека содержит подробное описание каждого приема и примеры его применения на различных этапах уроков биологии. Сейчас в картотеке 17 приемов материалы картотеки постоянно совершенствуются. Остановимся на некоторых приемах:
Приём системной разметки текста для эффективного чтения и размышления, который называется Инсерт (или значки по ходу чтения).
ИНСЕРТ - в дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.
I этап: предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
«V» - «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
«-» - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
«+» - знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
«?» - «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.
2. Прием «Кластер»
Кластер Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) следует написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг расположить слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В 5-6 классах мы составляем кластеры простые, по темам, а в старших классах наращиваем их по мере изучения материала и к концу года у каждого ребенка получаются 7-9 кластеров, которые они зарисовывают в творческих блокнотах. Этими схемами, планами они всегда могут воспользоваться перед тематическими зачетами, а в дальнейшем при подготовке к ОГЭ. Но главная ценность не в этом, школьники учатся системно мыслить, выделять главное и применять добытые знания в различных жизненных ситуациях.
Для обобщения обобщение полученной информации и её анализа я использую прием -синквейн. Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по заданным правилам.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
Организационные формы работы с синквейнами.
Самостоятельно при выполнении домашней работы
Самостоятельно на уроке.
В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
Прием «Скрайбинг. Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); Он служит для ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ. В этом смысле его можно поставить в один ряд с инфографикой. Задача скрайб-презентации - донести информацию, сделать ее привлекательной, помочь лучше ее запомнить и усвоить.
Ребята делятся на творческие группы, (обязателен режиссер, сценарист, консультант-биолог) выбирают тему и во внеурочное время создают видеосюжеты от 3 до 9 минут.
Скрайбинг можно использовать в школе на любом уроке и по любой теме. Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как "мозговой штурм" и рефлексия на уроке. В идеале, глядя на скрайб презентации, слушатель должен воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Четкость, краткость, понятность - секрет успеха. Скрайбинг - еще один способ повысить познавательную активность современных школьников, в жизни которых компьютер играет чуть ли не ведущую роль.
Принципиальная особенность новых образовательных стандартов – требования к метапредметным результатам образования.
К метапредметным результатам относятся УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие основу умения учиться.
Познавательные УУД связаны с процедурами поиска и логической обработки информации, данные УУД считаются сформированными, если обучающийся:
Умеет искать информацию
Владеет знаково-символическим моделированием
Структурирует информацию
Владеет анализом, синтезом и др.
Для формирования данных УУД педагог учит обучающихся:
ориентироваться в информационном море, основанном на знании, где и как найти нужную информацию
Формирует информационные вкусы и потребности, понимание «что такое хорошо и что такое плохо» в информационном мире
Обучает рациональным приёмам работы с информацией
С 2012 года гимназия № 34 в пилотном режиме реализует ФГОС ООО. Поэтому начиная с 5 класса проводится диагностика уровня сформированности познавательных УУД автора Ступницкой. На данной диаграмме видно, что за три года работы по формированию информационной грамотности слабая группа сократилась почти в три раза, а сильная увеличилась в 5 раз. Следует отметить так же, что ребята сильной группы
Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способны самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Способны дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев такие дети могут дать объективную оценку результату своей работы, так как понимают суть допущенных ошибок.
Критериями оценки качества и результативности деятельности учителя являются: достижение обучающимися более высоких показателей обучения по сравнению с предыдущим периодом следующая диаграмма показывает положительную динамику качества знаний по биологии за три года.
Применение приемов для формирования информационной грамотности на уроках биологии позволило моим ученикам успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ. Так в 9 классах качество знаний составило 87%, 80% подтвердили или повысили свою годовую оценку по биологии. В 11 классах 72% сдающих ЕГЭ имеют средний балл выше среднего балла по России.
Повысилась результативность участия во всероссийской олимпиаде школьников по биологии. В прошлом учебном году срезу два моих ученика явились призерами регионального этапа.
Благодаря навыкам работы с информацией проектные и конкурсные работы учеников вышли на качественно иной уровень получили высокие оценки различных жюри от муниципального до всероссийского уровней.
Опыт моей деятельности по формированию информационной грамотности обучающихся в той или иной степени был затронут в различных опубликованных мною методических материалах
А так же демонстрировался на открытых уроках, мастер-классах, выступлениях. Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая инновационные технологии, не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.
Если мы хотим видеть Россию среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны строить не только свою судьбу, но и судьбу России, надо искать, искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования. Идти только вперед, иногда оглядываясь назад, чтобы избежать многих просчетов и ошибок.