Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в г.Димитровграде»
Конкурсная работа Ежегодного областного конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший работник системы социальной защиты населения Ульяновской области»
Педагогический проект
«Путь к себе:
социальная реабилитация детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации средствами творческой активности, проектной и трудовой деятельности»
Возраст обучающихся : 8-15 лет
Срок реализации : 3 месяца
Автор проекта : инструктор по труду
ОГКУ СО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде
Абхурахманов Валерий Асманович
Актуальность Проекта
В условиях трансформации современного общества возник ряд проблем, вызывающих серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. По данным ежегодного доклада «О положении детей в Российской Федерации», число детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, растет с каждым годом.
Дети оказываются на улице, пополняя армию беспризорных. Наиболее незащищенными в социальном плане оказались дети так называемой «группы риска» - дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Общественно значимая трудовая деятельность, непосредственное участие человека в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития
Актуальность Проекта
В условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних участниками трудовой деятельности становятся как девочки, так и мальчики, следовательно, объекты труда должны быть интересны для тех и других. Кроме того, группы объединяют на занятиях воспитанников не только подросткового возраста. Данный Проект направлен на коррекционно-реабилитационное воздействие на детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию в возрасте от 8 до 15 лет
Цель Проекта
Цель Проекта - развитие трудовых навыков и художественно-эстетических качеств личности воспитанников ОГКУСО СРЦН «Радуга» через совместную работу по реализации комплекса мини-проектов; обеспечение условий для коррекции их развития и поведения; организация помощи воспитанникам в обоснованном выборе профессии, жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья.
Задачи Проекта
Этапы реализации Проекта
подготовительный этап: изучение теоретических источников по вопросам социальной реабилитации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, средствами творческой активности и трудовой деятельности, подбор диагностических методик для оценки результативности проекта, разработка методики работы с детьми и подростками по реализации мини-проектов, обеспечение условий реализации проекта, в том числе – осуществление договоренности с воспитателями и педагогом-психологом Центра по совместной деятельности в Проекте
диагностический этап : проведение входной диагностики детей и подростков, принимающих участие в. В соответствии с поставленными задачами, во время входной и заключительной диагностики применяются такие методики, как: «Карта самооценки склонностей (опросник Е.А. Климова) для определения профессиональных склонностей детей и подростков, также оценивается личностная сфера подростков, участвующих в проекте (рассматривается направленность личности и система ценностных ориентаций). Все диагностические процедуры проводит педагог-психолог центра
основной этап реализации проекта подразделяется на поисково-теоретическую часть и творческо-практическую часть
В ходе реализации творческо-практической части дети и подростки совместно с инструктором по труду создают эскизы творческих работ, просчитывают технические моменты, подбирают материалы для создания моделей, поделок, игр, изготавливают и апробируют действующие модели. Параллельно, во время выполнения трудовой деятельности с детьми проводятся упражнения, направленные на развитие социально важных навыков, регуляцию эмоционального состояния и личностный рост воспитанниковников
В ходе реализации поисково-теоретической части дети и подростки, принимающие участие в проекте, под руководством инструктора по труду выполняют и защищают собственные групповые мини-проекты по темам «Чеканная музыка», «Филигрань», «Стекло и свет», «Лесная скульптура», «Я делаю свою игру», «Уютный плеск воды»
заключительный этап: проводится заключительная диагностика личностных показателей, оцениваются качественные и количественные показатели эффективности проекта, одна из поделок - действующая модель фонтана - передается в дар кабинету педагога-психолога и проводится занятия по релаксации с использованием данной модели. Также осуществляется рефлексия результатов проекта с позиций детей и педагогов. Результаты проекта оформляются в виде презентации и размещаются в электронном портфолио автора проекта
Основные направления Проекта
Результаты Проекта
Мозговой штурм «Полет фантазии»: разработка эскиза для мини-проекта «Чеканная музыка»
17-18 января 2017
«В мастерской творца»: подбор материалов и оборудования для выполнения мини-проекта «Чеканная музыка»
19-20 января 2017
Выполнение прикладной части мини-проекта «Чеканная музыка»
Ответственный – инструктор по труду
21-29 января 2017
Представление результатов мини-проекта «Чеканная музыка»
Ответственный – инструктор по труду
30 января 2017
Ответственный – инструктор по труду, воспитатели групп
Мозговой штурм «Полет фантазии»: разработка эскиза для мини-проекта «Стекло и свет»
31 января - 01 февраля 2017
«В мастерской творца»: подбор материалов и оборудования для выполнения мини-проекта «Стекло и свет»
02-03 февраля 2017 года
Выполнение прикладной части мини-проекта «Стекло и свет»
Ответственный – инструктор по труду
04-12 февраля 2017 года
Представление результатов мини-мини-проекта «Стекло и свет»
Ответственный – инструктор по труду
13 февраля 2017
Ответственный – инструктор по труду, воспитатели групп
Мозговой штурм «Полет фантазии»: разработка эскиза для мини-проекта «Лесная скульптура»
14-15 февраля 2017
«В мастерской творца»: подбор материалов и оборудования для выполнения мини-проекта «Лесная скульптура»
16-17 февраля 2017
Выполнение прикладной части мини-проекта «Лесная скульптура»
Представление результатов мини-проекта «Лесная скульптура»
26 февраля 2017
Ответственный – инструктор по труду
Ответственный – инструктор по труду
27 февраля 2017
Ответственный – инструктор по труду, воспитатели групп
Мозговой штурм «Полет фантазии»: разработка эскиза для мини-проекта «Я делаю свою игру»
28 февраля - 01 марта 2017 года
«В мастерской творца»: подбор материалов и оборудования для выполнения мини-проекта «Я делаю свою игру»
02-03 марта 2017
Выполнение прикладной части мини-проекта «Я делаю свою игру»
Ответственный – инструктор по труду
04-12 марта 2017 года
Представление результатов мини-проекта «Я делаю свою игру»
Ответственный – инструктор по труду
13 марта 2017 года
Ответственный – инструктор по труду, воспитатели групп
Мозговой штурм «Полет фантазии»: разработка эскиза для мини-проекта «Уютный плеск воды»
14-15 марта 2017 года
«В мастерской творца»: подбор материалов и оборудования для выполнения мини-проекта «Уютный плеск воды»
16-17 марта 2017 года
Выполнение прикладной части мини-проекта «Уютный плеск воды»
Ответственный – инструктор по труду
18-26 марта 2017 года
Творческая презентация «Фонтан в подарок Центру»: апробирование и представление модели, передача в дар кабинету педагога-психолога
Ответственный – инструктор по труду
27 марта 2017 года
Инструктор по труду, воспитатели, педагог-психолог
Проведение входной и заключительной диагностики, математическая обработка полученных результатов позволяют утверждать, что существует положительное влияние мероприятий проекта «Путь к себе: социальная реабилитация детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации средствами творческой активности, проектной и трудовой деятельности» на показатели сформированности жизненной позиции и нравственности.