Педагогический совет
Обновленный ФГОС-2021:
вектор движения от нормативного
к выдающемуся
Что такое ФГОС ?
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных учебных программ государственными образовательными учреждениями.
Цель внедрения ФГОС – обеспечить равные возможности получения качественного образования для каждого ребёнка в стране независимо от того, учится он в маленькой сельской школе или в престижной гимназии большого города.
Также стандарт предусматривает преемственность основных учебных программ, то есть дети должны получать знания поэтапно, шаг за шагом переходя от более простых к более сложным и глубоким темам в рамках предметных областей.
Новый образовательный стандарт предлагает несколько принципиально новых установок
• ориентацию на формирование единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации;
• введение чёткой системы оценивания результатов
обучения;
• повышение качества образовательного процесса за счёт
внеурочных форм деятельности и внедрения новых
технологий в образовательный процесс;
• формирование личностных и предметных навыков,
позволяющих применять школьные знания в реальных жизненных ситуациях;
• учет здоровьесберегающих факторов в процессе обучения
Сравнительная характеристика стандартов
2004 год
2010 год
- три компонента:
- только федеральный компонент
2021 год
федеральный, региональный, школьный
- конкретизация требований
- акцент на предметное содержание
- предметное содержание больше не в центре
- чётко прописаны обязательства образовательного учреждения перед учениками и родителями
- развитие универсальных умений
- зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п.)
- строго обозначено , какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем не рекомендовано менять местами
- усиление воспитательной функции образования
- определено базовое содержание программы воспитания , уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ
- улучшение всей образовательной системы
- ориентация на результат
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
"Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования";
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
"Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования"
Какие изменения в работу школы вносят новые
ФГОС НОО и ООО
Как было
Как стало
Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО
Требований к способам,
Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников.
с помощью которых
надо обеспечивать вариативность программ,
не было
Прописали три способа , с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ.
Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов.
Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО)
Как было
Как стало
Требования к результатам освоения программы
Требований было меньше
Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным.
Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин (п. 9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО)
Как было
Требования к рабочим программам
Как стало
Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий
Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, какие будут использованы электронные образовательные ресурсы . Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО)
Как было
Как стало
Содержание календарного плана воспитательной работы
Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартах
Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО)
Как было
Как стало
Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей
Деление предметов и курсов
по предметным областям
В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно
было другим
Как было
Как стало
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО
Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов
Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать
( п. 33. 1 ФГОС ООО)
Как было
Объем часов аудиторной нагрузки
Как стало
ФГОС НОО: 2904 – минимум,
3345 – максимум
ФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум
ФГОС ООО: 5267 – минимум,
(п. 32.1 ФГОС НОО)
6020 – максимум
ФГОС ООО: 5058 – минимум, 5549 – максимум
(п. 33.1 ФГОС ООО)
Как было
Объем внеурочной деятельности на уровне НОО
Как стало
1350 часов
1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)
Как было
Как стало
Особенности обучения детей с ОВЗ
Применяли ФГОС НОО
и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС
ФГОС НОО для детей с ОВЗ нельзя применять на уровне ООО . Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО).
для умственно отсталых
Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО)
Как было
Как стало
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Настолько подробных норм не было
Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО)
Как было
Деление учеников на группы
Как стало
Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы
Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному : с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п.20 ФГОС НОО, п.20 ФГОС ООО)
Как было
Как стало
Требования к программе формирования универсальных учебных действий
Требований и норм было больше
Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО)
Как было
Как стало
Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания НОО
должна была быть модульной
Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (п. 31.3 ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной , а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО)
и включать в себя обязательные разделы.
Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований
Как было
Как стало
Информационно-образовательная среда
Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов
Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)
Как было
Обеспечение учебниками
Как стало
Школа обязана обеспечить каждого
ученика как минимум одним
Школа обязана обеспечить каждого
экземпляром учебников – в печатном
ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде,
или электронном виде
дополнительно можно предоставить электронную версию
(п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО)
Как было
Как стало
Психолого-педагогические условия
Требований было меньше
В новых ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО)
Как было
Повышение квалификации
Как стало
Во ФГОС было требование,
по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум
Исключили норму , по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО)
раз в три года
Структура рабочей программы
- содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного модуля с использованием по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами.
ВАЖНО !!!
В обязательном порядке
разработчик рабочей программы готовит
в электронном виде аннотацию для сайта школы :
- название рабочей программы
- краткая характеристика программы
- срок, на который разработана программа
- список приложений к рабочей программе
ВАЖНО !!!
Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания .
Варианты:
- добавить абзац в пояснительную записку рабочей программы
- оформить аналитическую справку о том, как учли в рабочей программе рабочую программу воспитания ( в виде приложения к рабочей программе)
- указать информацию об учете рабочей программы воспитания в первом разделе (после каждой описанной темы или отдельным блоком)
- включить информацию об учете рабочей программы воспитания в тематическое планирование - добавить графу и указать в ней воспитательное мероприятие, которое запланировали на уроке или в рамках внеурочной деятельности.
Методические ресурсы:
Единое содержание общего образования