Приложение 2
Разрешаю: ___________
Допускаю: ___________
Оценка за урок: __________
План-конспект
урока технологии,
проведенного во 2 «б» классе
06.10.2020 г.
Консультация методиста: ________
Конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России», 2 класс
(Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В.
Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2-х ч., ч. 1)
Организационно - деятельностный компонент:
Дата: 06.10.2020 г.
Время: 11.35-12.20
Место: МАОУ СОШ №4
Участники (класс): 2 «Б»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Осенние листья. С. Есенин «Закружилась листва золотая», В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник»».
Цель: воспитание нравственных качеств: внимательность к окружающему миру, патриотизм, положительное отношение к временам года, воспитывать любовь к природе через произведения С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой, расширить знания о жизни и творчестве С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой, учиться правильно и выразительно читать произведения «Закружилась листва золотая», «Сухие листья», «Опустел скворечник», следить за рифмой и ритмом стихотворения, отвечать на вопросы.
Задачи:
Образовательные: способствовать первоначальному представлению о жизни и творчестве авторов; способствовать формированию умения выразительно читать, отражая настроение автора.
Развивающие: формировать читательскую самостоятельность; обогащать речь, способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы со стихами;
Воспитательные: развивать эстетическое восприятие к временам года, воспитывать вдумчивого чтеца, воспитывать любовь к природе, доброго отношения ко всему живому, интерес к окружающему миру, любознательности;
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.
Планируемые результаты:
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные: формирование художественно-эстетического вкуса; формирование осознания эстетических потребностей, ценностей на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; воспитание любови к природе; формирование понимания и ценности поэтического слова.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладевать основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение определять жанровые особенности стихотворений «Закружилась листва золотая», «Сухие листья», «Опустел скворечник»; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких результатов.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формирование умения вести диалог с учителем; формирование умения высказывать собственное мнение, строя монологическое высказывание; формирование умения слушать и понимать других.
Предметные: выделять жанровые особенности стихотворений; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; участвовать в обсуждении прочитанного произведения.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование и оформление: компьютер и проектор, раздаточный материал, презентация.
Рабочая тетрадь: нет
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА
ХОД УРОКА:
Организация начала урока:
1. Приветствие:
У.: - Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас всех сегодня. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я - Дарья Андреевна.
2. Проверка домашнего задания.
У.: - Давайте проверим домашнее задание, которое вам было задано на этот урок. Открываем учебник на странице 71. Давайте ответим на вопросы по стихотворению А. Фета «Ласточки пропали».
У.: - По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень?
Д.: - В стихотворении на это указывают строки «Ласточки пропали», «Лист сухой валится», «Раскричавшись, к югу журавли летят».
У.: - Найдите строки, в которых изображаются картины, живописно рисующие осеннее замирание природы?
Д.: - Об этом говорят строки «С вечера всё спится, во дворе темно», «Все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой.»
У.: - Какие строки стихотворения передают радость ожидания зимы? Как их надо прочесть?
Д.: - Строки стихотворения, передающие радость ожидания весны – «Лучше б снега да вьюгу встретить грудью рад!». Их нужно читать громко, с восклицанием
Мотивация к учебной деятельности.
У.: - Работа, сегодня нам предстоит очень интересная работа. Предлагаю познакомиться с лирическими произведениями русских поэтов. Тему произведений вы узнаете, если посмотрите на доску и послушаете фрагмент пьесы Петра Ильича Чайковского.
Д.: - Осень.
У.: - Правильно, мы продолжим говорить о произведениях про осень, продолжим знакомство с поэтами, которые посвятили свои стихи этому красивому времени году.
Актуализация умений и знаний:
У.: - Сегодня я предлагаю продолжить разговор об осени. У нас есть еще одно задание. От каждого ряда нужно два человека. (шестеро учеников выходят к доске)
У.: - Я дам вам в руки листок, у кого он в руке, должен сказать слово, описывающее осень, то есть подобрать ассоциацию. Дальше ученик передает следующему и т.д.
Д.: - Холод, дождь, учеба, сентябрь, листопад, грибы, лес, птицы, декабрь, урожай, зонт, сапоги
У.: - Молодцы, вы отлично справились с задание. Садитесь на места и продолжим урок.
Открытие новых знаний, умений.
У.: - Открываем учебник на странице 73. Первое произведение с которым мы познакомимся - отрывок из произведения Сергея Есенина «Закружилась листва золотая». Кто знает что-то о поэте Сергее Есенине?
Д.: (ответы)
У.: - Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) родился в крестьянской семье, в селе Константиново Рязанской губернии (теперь – области). Мальчик очень скоро лишился родительского крова. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь – мать Сергея – послали в Рязань на заработки. «Стихи начал слагать рано, - напишет позже С. А. Есенин в автобиографии, - толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их начал писать, подражая частушкам». Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.
У.: - Сейчас я прочту отрывок из стихотворения «Закружилась листва золотая»
Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
У.: - -С чем сравнивает автор листву?
Д.: - Автор сравнивает листву с стаей бабочек.
У.: - Как выглядит пруд?
Д.: - В стихотворение пруд выглядит розовым из-за листьев.
У.: - Какое настроение создает стихотворение?
Д.: - Стихотворение создаёт настроение спокойствия, легкости в душе, умиротворения.
У.: - Теперь вы ещё раз прочитайте стихотворение. (читают стихотворение)
У.: - Продолжим знакомство. На странице 74 следующее произведение – отрывок из стихотворения «Сухие листья» Валерий Брюсов.
У.: - Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924) – русский поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед и историк. Родился в Москве, в купеческой семье. Дома получил хорошее образование, в восьмилетнем возрасте начал писать стихи. Первая публикация Валерия Яковлевича была в детском журнале "Задушевное слово", когда Брюсову исполнилось всего 11 лет.
У.: - Сейчас я прочитаю отрывок его стихотворения, а вы внимательно слушайте.
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
У.: - Подумайте, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
Д.: - Поэт заставляет нас услышать шорох листьев с помощью звуков «х» и «х’», «ш» и «ж».
У.: - Какие сочетания слов повторяются?
Д.: - Повторяются сочетание слов «Сухие листья».
У.: - Давайте повторно прочитаем отрывок и прислушаемся к его звучанию.
Физическая минутка
У.: - Давайте сделаем небольшую паузу и проведем физическую минутку для глаз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец, вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Открытие новых знаний, умений.
У.: - Продолжим знакомство. Следующее произведение «Опустел скворечник» Ирины Токмаковой.
У.: - Ирина Петровна Токмакова (1929 — 2018) — советская и российская детская писательница, автор образовательных повестей-сказок, стихотворений и пьес для детей дошкольного возраста, классических переводов из английской и шведской народной поэзии. Лауреат Государственной премии России за произведения для детей и юношества (за книгу «Счастливого пути!»).
У.: - А вот и само стихотворение.
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
У.: - Объясните, как вы понимаете выражение «листьям на деревьях тоже не сидится»?
Д.: - Фраза «Листьям на деревьях тоже не сидится» означает, что наступила осень и листья скоро опадут. Автор сравнивает их с птицами, которые хотят улететь в теплые края.
Рефлексия
У.: - Давайте подведем итоги нашего урока. Вспомните, какие произведения звучали на нашем сегодняшнем уроке?
Д.: - «Закружилась листва золотая», «Сухие листья», «Опустел скворечник».
У.: - О каких авторах вы снова услышали или узнали на уроке?
Д.: - Есенин, Брюсов, Токмакова.
У.: - У меня осталось к вам последнее задание, у вас на партах есть отрывок стихотворения на кленовых листьях, но оно не закончено, нужно придумать продолжение и приклеить его к нашему дереву. (нарисованное дерево на ватмане весит на доске)
Домашнее задание:
У.: - Подготовить выразительное чтение стихотворений (с. 74 – 75).
Подведение итогов:
У.: – Спасибо вам за урок, мне очень понравилось работать с вами. Вы все большие молодцы!
У.: - До свидания и до новых встреч.
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…
Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…
В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят -…
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много -…
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный …
Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает -…
Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же…
На палубу упала пачка,
Потому, что была -…
Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-…
Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде…
В КВН играли сутки,
Залу нравились все -…
На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила -…
Было в сказке очень худо,
Пока не появилось -…
Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом…
В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский …
Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала …
В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей…
Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся…
Надел спортсмен свою жакетку,
В руках держит он…
Ребятня каникул ждёт-
Лето красное …
В группе самый старший – Веня,
У него дружок есть -…
Петрушки зелёной пучок
Прожорливый съел…
Закричала громко баба-
Испугала её -…
В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен…
На стройке делают бетон,
В метро потребуют -…
Купил модный Клим жилет,
Приобрёл в театр …
Жил на свете мальчик Жора,
У него сестрёнка…
Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе -…
Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на …
Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали…
Со стола упала банка,
Теперь у Светы болит…
Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто…
Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу…
Подарили Рэму дудку,
И сторожевую…
У Ильи красивый волос,
И приятный, звонкий…
Клич победный издал вождь,
Не помеха ему…
Нельзя чужого брать,
И, конечно, нельзя …
Чтоб придать причёске лоск,
Нам понадобится…
Не пришлась Яге корона,
Унесла её …
Картину написал творец,
Изобразил на ней…