Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 95
« Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста»
« Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский
Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из них. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становиться школой обучения и воспитания.
ЧТО ТАКОЕ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРЫ?:
Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр составляет развитие познавательной сферы ребенка. Для малышей-дошкольников игра является ведущей деятельностью, благодаря которой они полноценно развиваются. Дидактические игры сложны тем, что являются одновременно игрой, средством обучения и всестороннего развития ребенка. В процессе такой игры у малыша развиваются все психические процессы и формируются личностные особенности.
Роль дидактических игр
Являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще;
выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;
развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;
- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;
воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;
развивают эстетический вкус;
способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ:
Дидактические игры являются эффективным и необычным способом разных направлений воспитания малышей: 1. Умственного воспитания. Систематизирует знания, развивает сенсорные способности, обогащает знания об окружающей действительности; 2. Нравственного воспитания . Формирует бережное отношение к окружающим предметам, нормы поведения с людьми, черты характера; 3. Эстетического воспитания . Формирует чувство прекрасного; 4. Физического воспитания. Развивают мелкую моторику рук, формируют культурно-гигиенические навыки, развивают эмоциональность ребенка.
Дидактические игры являются эффективным и необычным способом разных направлений воспитания малышей
ЦЕННОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:
• Развивают познавательные способности малыша; • Способствуют усвоению знаний; • Имеют развивающую ценность; • Воспитывают нравственные качества: честность, справедливость, требовательность, уступчивость; • Развивают речь ребенка.
СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ:
1. Ознакомление с ходом игры; 2. Объяснение содержания и правил игры; 3. Демонстрация игровых действий; 4. Распределение ролей; 5. Подведение итогов игры.
ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:
• Игры с предметами или игрушками; •Настольно-печатные игры • Словесные игры.
ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ:
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому- либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку(цвету, форме, качеству, назначению),что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.
Дидактические игры с игрушками и предметами
Игры с куклами
«Мешочек с секретом»
Природный материал
Крупы, сушёная фасоль, шишки, каштаны.
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ПРЕДМЕТАМИ:
Игра «Найди предмет» Взрослый готовит два одинаковых набора предметов. Один накрывают салфеткой, а второй ставят перед ребенком. Затем мама или папа берет накрытый набор и ставит перед собой. Достает любой предмет, показывает его ребенку и называет. После этого снова прячет его. Ребенку необходимо найти у себя этот предмет и правильно его назвать. Задача ребенка - определить все подготовленные предметы. Игра «Расположи правильно» Взрослый готовит игрушки животных и детенышей. К примеру, цыпленок – курица, котенок – кот, щенок – собака. Ребенок должен расставить игрушки: детеныш животного – взрослое животное. Затем назвать их и описать.
Настольно-печатные игры
Это интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам .Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки и сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.
Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:
1. Игры, формирующие умение выделять главные признаки предметов, например, д. /и «Отгадай-ка». Дети упражняются в описании предмета по представлению (по темам: транспорт, овощи, фрукты, профессии). В этих играх воспитывается находчивость, сообразительность, выдержка, развивается связная речь.
2. Игры, для развития умения сравнивать, например, «Кто больше заметит небылиц». В этой игре развивается умение отличать реальное от выдуманного. Еще можно использовать игры «Похож не похож», «А если бы. »
3. Игры, развивающие умение обобщать и классифицировать предметы. Например: «Кому что нужно», «Назови одним словом», «Назови три предмета»: развивается умение классифицировать предметы по определенному признаку, развивается мышление, речь, смекалка.
4. Игры на внимание, сообразительность, быстроту мышления: д. и «Испорченный телефон», «Летает – не летает», «Краски», «Черное и белое не называть». В этих играх воспитывается внимание, быстрота мышления, выдержка.
СЛОВЕСНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:
Игра «Время года» Взрослый читает текст о сезонах года. Ребенок отгадывает, о каком из них идет речь. «Угадай-ка по описанию» Взрослый на столе располагает шесть различных предметов. Затем описывает один из них. Ребенок по описанию определяет, какой предмет взрослый описал. Игру повторять, пока взрослый не опишет все предметы.
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
- Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
-В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
-Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
ЭТАЛОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Основные цвета
Три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький
Геометрические формы (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал)
Музыкальные ноты, звуки родного языка
Четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый)
Слуховое восприятие
Пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).
Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Методическая рекомендация
«Как правильно организовать и провести дидактическую игру»
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:
- подготовка к проведению дидактической игры,
- проведение дидактической игры,
- анализ дидактической игры.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешать другим;
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах, необходимыми для решения игровой задачи.
Спасибо за внимание!