СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку в 6 классе по теме "Фразеологизмы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку»

-Мы умные! -Мы внимательные! -Мы старательные! -Мы учимся и у нас все получится!!!

-Мы умные!

-Мы внимательные!

-Мы старательные!

-Мы учимся и у нас все получится!!!

Определите тему урока. Глеб у доски повесил нос. Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться . О чем же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра?

Определите тему урока.

Глеб у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться .

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

Фразеологизмы

Фразеологизмы

Постановка целей и задач Что узнаем? Чему научимся?  Как будем работать? Что получим в результате? Что такое фразеологизм. Определять значения фразеологизмов, находить их в тексте, грамотно употреблять в речи.  Будем проводить исследования. Портфель знаний

Постановка целей и задач

  • Что узнаем?
  • Чему научимся?

  • Как будем работать?
  • Что получим в результате?
  • Что такое фразеологизм.
  • Определять значения фразеологизмов, находить их в тексте, грамотно употреблять в речи.
  • Будем проводить исследования.
  • Портфель знаний
Знакомство с понятием Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить словом или выражением.   Phrasis  – «выражение»  Logos  – «учение»

Знакомство с понятием

  • Фразеологизм –

это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить словом или выражением.

  • Phrasis – «выражение»
  • Logos – «учение»
Алгоритм Найти устойчивое словосочетание. Объяснить значение. Записать вывод в «Портфель знаний»

Алгоритм

  • Найти устойчивое словосочетание.
  • Объяснить значение.
  • Записать вывод в «Портфель знаний»
Исследование 1  Наблюдаем над свободными словосочетаниями и фразеологизмами      Развесить белье    Сесть на стул- сесть  Тянуть кота за лапу        в калошу Вешать платье в шкаф

Исследование 1 Наблюдаем над свободными словосочетаниями и фразеологизмами

Развесить белье

Сесть на стул- сесть

Тянуть кота за лапу

в калошу

Вешать платье в шкаф

Исследование 2 ( Голуби, петухи, куры) не клюют. (Собака, кот, козел) наплакал. (Тертый, ржаной, черствый) калач.

Исследование 2

  • ( Голуби, петухи, куры) не клюют.
  • (Собака, кот, козел) наплакал.
  • (Тертый, ржаной, черствый) калач.
Исследование 3 Всем классом меня тянули за уши, чтобы я исправился. Дождь вымочил меня до последней нитки.

Исследование 3

  • Всем классом меня тянули за уши, чтобы я исправился.
  • Дождь вымочил меня до последней нитки.

Исследование 4 Жить душа в душу-  Пруд пруди-  Засучив рукава- Слова для справок : с гулькин нос, спустя рукава, как кошка с собакой

Исследование 4

  • Жить душа в душу-

  • Пруд пруди-

  • Засучив рукава-
  • Слова для справок : с гулькин нос, спустя рукава, как кошка с собакой
Укажите фразеологизмы со значением:  1 ряд - «бездельничать»;  2 ряд - «обманывать»;  3 ряд - «быстро».   Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, вводить в заблуждение, высунув язык.

Укажите фразеологизмы со значением: 1 ряд - «бездельничать»; 2 ряд - «обманывать»; 3 ряд - «быстро».

  • Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, вводить в заблуждение, высунув язык.
Проверьте! Бездельничать Обманывать Сидеть сложа руки Быстро Лодыря гонять Втирать очки Водить за нос Бить баклуши Сломя голову Вводить в заблуждение Во все лопатки Высунув язык

Проверьте!

Бездельничать

Обманывать

Сидеть сложа руки

Быстро

Лодыря гонять

Втирать очки

Водить за нос

Бить баклуши

Сломя голову

Вводить в заблуждение

Во все лопатки

Высунув язык

Физкультминутка --Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побьем друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу шею.

Физкультминутка

--Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Побьем друг другу челом.

-- Разведем руками.

-- А теперь -руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

-- Намылим друг другу шею.

5.Замените выделенные слова известными вам фразеологизмами.  Я проснулся рано. На душе было скверно . Пошёл к Винтику, долго  бездельничал , тянул кота за хвост. Вернулся усталый . Съел еле-еле суп.  Тут неожиданно пришел Пилюлькин. Он злился . Велел запомнить , что надо мыть руки перед едой. А мне хоть  бы что.

5.Замените выделенные слова известными вам фразеологизмами.

Я проснулся рано. На душе было скверно . Пошёл к Винтику, долго

бездельничал , тянул кота за хвост. Вернулся усталый . Съел еле-еле суп.

Тут неожиданно пришел Пилюлькин. Он злился . Велел запомнить , что надо мыть руки перед едой. А мне хоть

бы что.

Проверьте!   Я проснулся ни свет ни заря . На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго  бил баклуши , тянул кота за хвост . Вернулся ни жив ни мёртв . Съел с горем пополам суп.  Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии . Велел зарубить на носу , что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

Проверьте!

Я проснулся ни свет ни заря . На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго

бил баклуши , тянул кота за хвост . Вернулся ни жив ни мёртв . Съел с горем пополам суп.

Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии . Велел зарубить на носу , что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

«Портфель знаний» . № Признаки фразеологизмов 1. Слова во фразеологизмах употребляются в переносном значении. 2. Фразеологизмы – это устойчивые, неделимые сочетания слов. 3. Фразеологизм в предложении подчеркивается одним членом. 4 5. У фразеологизмов есть синонимы и антонимы . Фразеологизмы делают нашу речь живой и образной.

«Портфель знаний»

.

Признаки фразеологизмов

1.

Слова во фразеологизмах употребляются в переносном значении.

2.

Фразеологизмы – это устойчивые, неделимые сочетания слов.

3.

Фразеологизм в предложении подчеркивается одним членом.

4

5.

У фразеологизмов есть синонимы и антонимы .

Фразеологизмы делают нашу речь живой и образной.

Задания по группам Отличники-  сочинить фразеологизм, презентовать его   Хорошисты -  угадать фразеологизм по рисунку, составить с ним предложение   Троечники- закончить фразеологические словосочетания ( упр.202 с.105)

Задания по группам

  • Отличники- сочинить фразеологизм, презентовать его

  • Хорошисты - угадать фразеологизм по рисунку, составить с ним предложение

  • Троечники- закончить фразеологические словосочетания ( упр.202 с.105)
Тест 1.Найдите неверное утверждение. А) Существуют фразеологизмы-синонимы. П)Фразеологизмы - свободные сочетания слов. Я) Фразеологизмы придают речи живость и образность

Тест

1.Найдите неверное утверждение.

А) Существуют фразеологизмы-синонимы.

П)Фразеологизмы - свободные сочетания слов.

Я) Фразеологизмы придают речи живость и образность

2.Найдите фразеологизм с противоположным значением фразеологизму закадычный друг Б) мастер на все руки Р) водой не разольешь Я) заклятый враг

2.Найдите фразеологизм с противоположным значением фразеологизму

закадычный друг

Б) мастер на все руки

Р) водой не разольешь

Я) заклятый враг

3.Определите значение фразеологизма за тридевять земель Ю)Быстро Т)Далеко Ф)Высоко

3.Определите значение фразеологизма

за тридевять земель

Ю)Быстро

Т)Далеко

Ф)Высоко

Готовимся к ОГЭ! 4. Найдите предложение, в котором есть фразеологизм. Г) Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену. У) Комар сел мне на шею. Ь) Только дай слабину — мигом на шею сядут! М) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

Готовимся к ОГЭ! 4. Найдите предложение, в котором есть фразеологизм.

Г) Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

У) Комар сел мне на шею.

Ь) Только дай слабину — мигом на шею сядут!

М) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

Проверьте и оцените! 1.П 2.Я 3.Т 4.Ь ПЯТЬ

Проверьте и оцените!

1.П

2.Я

3.Т

4.Ь

ПЯТЬ

Оцените свою работу фразеологизмом Работал в поте лица Поломал голову Работал засучив рукава Каша в голове Витал в облаках Ни в зуб ногой

Оцените свою работу фразеологизмом

  • Работал в поте лица
  • Поломал голову
  • Работал засучив рукава
  • Каша в голове
  • Витал в облаках
  • Ни в зуб ногой
Рефлексия Сегодня я узнал(а)….  Было интересно…  Я выполнял(а)…  Я понял(а), что…  Теперь я могу…  Меня удивило…  Урок дал мне для жизни…  Мне захотелось…  

Рефлексия

  • Сегодня я узнал(а)….
  • Было интересно…
  • Я выполнял(а)…
  • Я понял(а), что…
  • Теперь я могу…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

 

Домашнее задание Выполнить упр. 202 из учебника – общее задание для всех. Задания по группам: 1 группа – составить фразеологическое лото для друга. 2 группа – подготовить рассказ об истории происхождения фразеологизмов бить баклуши, коломенская верста, заварить кашу, сирота казанская . 3 группа – выписать из словаря значение следующих фразеологизмов: Авгиевы конюшни, Сизифов труд, Ахиллесова пята, блудный сын.

Домашнее задание

  • Выполнить упр. 202 из учебника – общее задание для всех. Задания по группам:
  • 1 группа – составить фразеологическое лото для друга.
  • 2 группа – подготовить рассказ об истории происхождения фразеологизмов бить баклуши, коломенская верста, заварить кашу, сирота казанская .
  • 3 группа – выписать из словаря значение следующих фразеологизмов: Авгиевы конюшни, Сизифов труд, Ахиллесова пята, блудный сын.
Спасибо  за внимание!

Спасибо

за

внимание!