Презентация урока по теме «Гласные и согласные звуки» 5 класс
Беседа
- С каким разделом науки о языке вы познакомились на прошлом уроке?
- Что изучает фонетика?
- Как ученые называют звуки речи?
- Чем отличаются звуки речи от звуков природы?
- С какими другими разделами науки о языке связана фонетика?
- Что изучают эти разделы науки о языке?
Работа над темой урока
Сегодня мы продолжим наш разговор о звуках речи.
- На какие две группы делятся звуки речи?
Звуки речи
гласные согласные
Гласные звуки
В сложном мире звуков речи гласным «живется» легче, так как, образуясь, они на своем пути не встречают никаких преград – воздух свободно идет через рот.
Гласных звуков 6 :
[ а ], [ о ], [ э ], [ и ], [ ы ], [ у ].
Задание. Произнесите каждый гласный звук в отдельности. Проверьте правильность высказывания С.Маршака
«дыхание свободно в каждой гласной».
Согласные звуки
В отличие от гласных, при образовании на своем пути встречают препятствия : губы, зубы, язык . При произношении согласного нужно хоть чуть-чуть приоткрыть рот, из-за чего получается шум .
Задание. В лесу, если вы заблудились, кричите «Ау». Попробуйте прокричать, используя только согласные звуки [ ф ], [ п ], [ р ], [ к ].
Почему не получилось?
Чтобы кричать, нужен голос, а у согласных его почти нет, один шум имеется.
Работа по группам
Задание 1. Прочитайте четверостишие. Найдите гласные звуки, определите их роль.
1 группа
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С.Пушкин)
2 группа Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. (А.Фет) 3 группа Белая береза под моим окном. Принакрылась снегом, точно серебром (С.Есенин)
Повторяющиеся гласные звуки [ а ] , [ о ] , [ и ] передают напевность стихов.
Итак, если гласные «даны для пенья» (С.Маршак), то согласные – «шелестят, шипят, скрипят, жужжат». Это свойство согласных звуков: передавать звуки окружающего мира – используют поэты и писатели для образной передачи явлений природы: шума леса, плеска воды, раскатов грома…
Задание 2. Прочитайте текст. Вслушайтесь в его звуковое оформление. Найдите согласные, которые автор использовал как средство выразительности.
1 группа
… Васька Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
(«Кот и повар» И.А.Крылова)
2 группа Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной, И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. (М.Ю.Лермонтов) 3 группа Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев)
Повторяющиеся согласные звуки [ р, р ’, л, л ’] помогают передать содержание текстов.
Физкультминутка-игра
Я буду называть вам слова, а вы будете делать наклоны головы и туловища
вправо , если в слове больше согласных звуков,
влево , если в слове больше гласных,
вперед , если гласных и согласных поровну.
Конкурс рассказов о семье
А сейчас проверим , как вы подготовили домашнее задание .
Прослушайте рассказы ребят, оцените их и выберите 1 участника от группы, у которого получился самый интересный рассказ, есть фотографии, рисунки, или иллюстрации…
Слушание рассказов.
Оценивание работы групп.
Подведение итогов. Игра «Микрофон»
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Чем отличается образование гласных и согласных звуков?
- Какое значение имеют повторы
гласных и согласных в тексте?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
Домашнее задание
- Выучить теорию Б, В (стр.13-14).
- Повторить теорию А (стр.12).
- Составить диалог , используя материал упражнения 24, или придумать сказку по данному в упражнении 31 началу
(по выбору).
Спасибо за работу!