Базы данных
База данных (БД) – это хранилище данных о некоторой предметной области, организованное в виде специальной структуры.
Важно:
- данные о некоторой области (учебный процесс, библиотека, больница)
- упорядоченные (организованные)
Система управления базой данных (СУБД) – это комплекс программ, обеспечивающих функционирование БД и взаимодействия пользователя с ней.
Банк данных (БД) - совокупность нескольких баз данных
Функции СУБД:
- создание БД
- редактирование БД
- поиск информации в БД
- выполнение несложных расчетов
- вывод отчетов на печать
Типы баз данных
- иерархические БД – в виде многоуровневой структуры
- сетевые БД – набор узлов, в котором каждый может быть связан с каждым.
- реляционные БД – (99,9%) набор взаимосвязанных таблиц
Иерархическая БД – это набор данных в виде многоуровневой структуры (дерева)
Пример иерархической БД
Недостатки Иерархических БД
Сетевая БД – это набор узлов, в которых каждый может быть связан с каждым (схема дорог, схема метро).
Пример сетевой БД
Реляционная модель БД
Реляционная база данных – это набор простых таблиц, между которыми установлены связи (отношения) с помощью числовых кодов. 1970-е гг . Э. Кодд, англ. relation – отношение .
Пример реляционной БД
Пример: таблица «Сотрудники»
Поля
Должность
Телефон
Название отдела
ФИО
Номер пропуска
записи
Отношения в реляционной алгебре
Отношение является математическим аналогом понятия « таблица »
Таблица – главный объект БД
Основные элементы таблицы:
поле , запись
- Количество полей определяется разработчиком и не может изменяться пользователем.
- Любое поле должно иметь уникальное имя.
- Поля могут иметь различный тип:
• строка символов (длиной до 255 символов)
• вещественное число (с дробной частью)
• целое число
• денежная сумма
• дата, время, дата и время
• логическое поле (истина или ложь, да или нет)
• многострочный текст (МЕМО)
• рисунок, звук или другой объект (объект OLE)
4. Таблица может содержать сколько угодно записей (это количество ограничено только объемом диска); записи можно добавлять, удалять, редактировать, сортировать, искать.
Ключевое поле (ключ таблицы)
Ключевое поле (ключ) – это поле (или комбинация полей), которое однозначно определяет запись.
В таблице не может быть двух записей с одинаковым значением ключа.
СТУДЕНТ Установленный размер стипендии по результатам сдачи сессии может повторяться многократно для различных студентов. Примером связи 1:1 может служить связь между информационными объектами СТУДЕНТ и СЕССИЯ: СТУДЕНТ ↔ СЕССИЯ Каждый студент имеет определенный набор экзаменационных оценок в сессию " width="640"
Отношения (связи) между таблицами
Примером связи 1:М служит связь между информационными объектами СТИПЕНДИЯ и СТУДЕНТ:
СТИПЕНДИЯ ↔ СТУДЕНТ
Установленный размер стипендии по результатам сдачи сессии может повторяться многократно для различных студентов.
Примером связи 1:1 может служить связь между информационными объектами СТУДЕНТ и СЕССИЯ:
СТУДЕНТ ↔ СЕССИЯ
Каждый студент имеет определенный набор экзаменационных оценок в сессию
Отношения (связи) между таблицами
Примером отношения М:М служит связь между информационными объектами СТУДЕНТ и ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: СТУДЕНТ «—» ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Один студент обучается у многих преподавателей, один преподаватель обучает многих студентов.
Нормализация базы данных
Нормализация – это разработка такой структуры БД, в которой нет избыточных данных и связей
Нормализация базы данных
Любое поле должно зависеть только от ключа. ( Ключ – это поле или комбинация полей, однозначно определяющая запись)
Объекты базы данных
Таблица – основной элемент (ядро, сердце) базы данных.
Расширение: *.accdb (раньше – *.mdb) , все объекты БД хранятся в одном файле
Запрос – это обращение к СУБД для выполнения каких-либо операций с данными.
Типы запросов:
• выборка (отбор нужной информации);
• создание таблицы;
• обновление (изменение) данных;
• добавление записей;
Форма – это диалоговое окно для:
• просмотра и редактирования данных ;
• ввода новых записей;
• управления ходом работы (кнопки);
• вывода вспомогательной информации.
Макрос – это набор макрокоманд.
Макрокоманда описывает действие, которое надо выполнить в определенной ситуации:
• открытие и закрытие таблиц, отчетов, форм;
• выполнение запроса;
• установка значений полей;
• поиск данных;
• печать данных;
• сообщения пользователю.
Отчет – это документ, содержащий информацию из базы данных и предназначенный для вывода на печать.
Модули – дополнительные процедура на языке Visual Basic
Режимы создания таблиц в СУБД ACCESS
Режим Конструктора – используется для ввода (формирования) названий и типов полей таблицы, а также для задания ключевого поля в таблице;
Режим Таблицы – используется для ввода данных в таблицу (заполнения таблицы данными);
Режим Шаблоны таблиц (в Access 2003 – режим Мастера) - для использования готовых (встроенных) таблиц, имеющихся в MS Access .
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ
текстовый
одна строка текста (до 255 символов)
вложение
короткий текст; длинный текст
хранение нескольких файлов, причем разных типов в одном поле (документы и изображения)
числовой
число любого типа (можно использовать в вычислениях)
денежный
поле, выраженное в денежных единицах (рубли, доллары и т.д.)
дата/время
поле, содержащее дату или время
счётчик
поле, которое вводится автоматически с вводом каждой записи
логический
содержит одно из значений True (истина) или False (ложно) и применяется в логических операциях
поле OLE
содержит рисунки, звуковые файлы, таблицы Excel, документ Word и т. д.
вычисляемый
предназначен для создания вычисляемых полей: числовых, текстовых, денежных, дата/время, логических
гиперссылка
применяется для хранения ссылок на Web-узлы
Требования к СУБД
Возможность манипулирования данными.
Возможность поиска и формирование запросов.
Обеспечение целостности (согласованности) данных.
Обеспечение защиты и секретность.
Существуют такие СУБД как MS Access,
FoxPro, Paradox, Oracle, Sybase, Informix, MS SQL Server, MY SQL, Cache; ЛИНТЕР
Безопасность данных
Методы защиты данных в СУБД MS Access
- Защита базы данных MS Access с помощью пароля;
- Защита базы данных MS Access с помощью шифрования;
- Защита базы данных с помощью мастера защиты в MS Access 2007;
- Защита приложения MS Access путем сокрытия объектов в окне базы данных;
- Защита приложения MS Access путем настройки параметров запуска базы данных;
- Организация присваивания стандартных разрешений новым таблицам, запросам, формам, отчетам и макросам;
- Восстановление и сжатие базы данных;
- Создание резервной копии БД
Домашнее задание
Учебное пособие для студентов СПО: Е. В. Михеева, О. И. Титова Информационные технологии в профессиональной деятельности
Глава 6, Раздел 6.1, Темы 6.1 - 6.4
Стр. 196-208
С/р Инфологическая и даталогическая модели предметной области (конспект)
Спасибо
за
внимание!!!