Современные педагогические технологии в начальной школе. Технология педагогических мастерских, или как открывать знания вместе с учениками
Презентация опыта работы
Учитель начальных классов
МБОУ «Перенская средняя школа»
Чернышова И.И.
Педагогическая мастерская - это форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.
«Педагогическая мастерская» появилась в практике
отечественной школы в результате творческих контактов
педагогов России и «Французской группы нового
образования», которые начались в 1989г.
«Французская группа нового образования» возникла в 20-х
годах ХХ в.
Принципы и правила ведения педагогической мастерской
1. Равенство всех участников, включая мастера.
2. Привлечение к деятельности через создание личностной мотивации.
3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.
4. Чередование форм работы, важность не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.
5. Работа в мастерских основывается, прежде всего, на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как «вместилище красоты и смысла» (Пастернак).
.
Этапы творческой мастерской
Эмоциональный настрой и мотивации
к творческой деятельности
Индукция
Самоконструкция
Индивидуальное создание гипотезы
Работа в парах по построению элементов
Социоконструкция
Выступление ученика в группе
Социализация
Предъявление коллективных работ
Афиширование
Разрыв
Рефлексия
Оценивание своей работы на уроке
Резкое приращение в знаниях
Применение технологии педагогических мастерских при построении урока в соответствии ФГОС Зона степей ( урок изучения нового материала )
Индукция
В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – все то, что способно вызвать поток ассоциаций.
На доске предметные картинки к уроку (радуга, степь)
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор.
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!
- О чем стихотворение? (провокационный вопрос, потому что на доске – иллюстрации с изображением радуги)
- Что объединяет все иллюстрации? (Радуга, степь)
Самоконструкция
Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Предлагаю самостоятельно подумать над понятием: «Зона степей» заполнив маршрут.
Нужно знать
Знаю
Особенности климата
Узнал(а)
Растения
Моя оценка
Животные
Деятельность человека
Экологические проблемы
Социоконструкция
Индивидуальная работа в паре.
Помогите друг другу закончить исследование «Что такое степь». Поменяйтесь информацией, дополните друг друга. Помните, что критиковать другого нельзя!
Социализация
Выступление ученика в группе (на этом этапе идет сопоставление, сверка,
оценка, коррекция полученных результатов). На этом этапе ученик учится говорить.
Две пары объединяются в группу. Задание то же самое! Поможем друг другу закончить исследование «Что такое степь»
Выберите наиболее удачный ответ. Подготовьтесь к выступлению. Представление общего мнения группы «Зона степей»
Афиширование
Предъявление работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы.
Представление работы
Критиковать выступающего нельзя!
Уточняющие вопросы выступающим:
- Правильно ли я вас поняла…?
- Т.е. вы утверждаете, что …. ?
- Ваша группа считает, что…?
Разрыв
приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение)
Подведение итогов (Учитель указывает на возникшие в ходе презентации противоречия и разрывы)
- Первая группа считает, однако другие выступающие…
- Вы все одинаково представили…., однако…
- У всех выступающих по-разному были описаны…
Постановка учебной задачи
- Что вам хотелось бы узнать по теме нашего обсуждения в мастерской? Давайте вместе сформулируем то, что нам важно узнать, чтобы снять противоречия?
– Все природные зоны мы изучали по определенному плану.
Дается план изучения природной зоны.
Вспоминают план, сравнивают с эталоном на доске
Растительный мир
Деятельность человека
Географическое положение и
климатические условия
Экологические проблемы
Животный мир
1. Географическое положение и
климатические условия
2. Растительный мир
3. Животный мир
4. Деятельность человека
5. Экологические проблемы
Каждая группа получает задание.
На столе предметные картинки с изображением животных, растений, гербарий, бабочки, макеты жуков, дополнительная литература, презентация к уроку. Учитель напоминает детям, что они могут использовать различные источники информации.
Презентация с помощью приема « Фишбоун »
Обобщение выступления групп: Кластер
Игра «Да-нет»
Рефлексия
осознание учеником себя в собственной деятельности, анализ осуществленной деятельности, обобщение чувств, возникших в мастерской, отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения
Оценивают свою работу на уроке
В маршрутном листе оценивают свою работу с помощью волшебной линеечки
Делают вывод о проделанной работе
ПАУТИНКА
1. Понравился урок.
2. Понравилось работать в группе.
3. Получены новые знания.
4. Понятна тема урока.
5. Не было затруднений.
Нельзя педагогическими мастерскими заменить уроки, ими нужно их разнообразить, помня о том, что «доводы до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». (Б.Паскаль, фран. философ 17 века)
Спасибо за внимание!