Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: Сущность конкуренция и ее роль в рыночной экономике»
Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Соликамский автомобильно-дорожный колледж»
Сущность конкуренции и ее роль в рыночной экономике
Выполнила: студентка группы 32тд
Отделение СПО
Градонь Олеся Евгеньевна
Руководитель: Чекушева Татьяна Николаевна
Соликамск, 2019
Актуальность
- Актуальность выбранной темы состоит в том, что конкуренция – интересный и полезный для оздоровления экономики инструмент рыночных отношений.
Цель и задачи:
Целью данной работы является раскрытие понятия «конкуренция» и роли конкуренции в рыночной экономике.
Задачи:
- изучить учебную и методическую литературу в области экономической теории, макроэкономики;
- раскрыть сущность конкуренции;
- обозначить ее функции и основные виды;
- раскрыть роль в экономике;
- проанализировать, как конкуренция влияет на экономику;
- сделать выводы.
Сущность конкуренции
- Конкуренция — это экономическое соперничество, борьба между субъектами хозяйственной деятельности за лучшие условия производства и реализации экономических благ с целью получения наибольшей прибыли.
Условия возникновения конкуренции
- полная обособленность каждого товаропроизводителя;
- полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
- соперничество и борьба с прочими товаропроизводителями за спрос на товары и услуги.
Функции конкуренции
регулирующая
мотивирующая
аллокационная
инновационная
адаптационная
контролирующая
распределительная
Регулирующая функция
Регулирующая функция заключается в способности конкуренции влиять на предложение и через предложение на объем производимых благ так, чтобы он соответствовал спросу.
Мотивирующая функция
Мотивирующая функция определяется побуждением производителя к действиям.
Аллокационная функция
Аллокационная функция, или функция размещения, выражается в более эффективном размещении факторов производства, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
Инновационная функция
Инновационная функция конкуренции заключается в способности конкуренции оказывать влияние на научно-технический прогресс, т.е. развиваться как науке, так и экономике.
Адаптационная функция
Адаптационная функция определяет возможность субъектов приспосабливаться к условиям рынка и расширять свои возможности.
Распределительная функция
Распределительная функция конкуренции – это распределение производимых благ среди покупателей и потребителей.
Контролирующая функция
Контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления ценовой диктатуры на рынке через ограничение возможностей каждого продавца.
Виды конкуренции
- Внутриотраслевая - (конкуренция между производителями или продавцами в одной отрасли).
- Межотраслевая - (борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала).
Виды конкуренции
- Ценовая – ( привлечение покупателей через снижение цены)
- Неценовая - (улучшение качественных характеристик предлагаемой продукции и более выгодных и удобных условий продаж при неизменных ценах).
Виды конкуренции
- Совершенная конкуренция – невозможность повлиять на рыночную ситуацию (цену, спрос и предложение).
- Несовершенная конкуренция (обратная ситуация – возможность повлиять на рыночную ситуацию).
Влияние конкуренции на экономику
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны.
Роль конкуренции в экономике
Роль конкуренции состоит в том, что независимо от желания участников рынка, их интересы объективно координируются и корректируются друг с другом, и в результате возникает самопроизвольный, ни кем не предусмотренный порядок.
Заключение
- Я убедилась, что моя работа актуальна и имеет практическое значение, т. к. материалы представленные в работе, могут быть использованы в качестве дополнительных сведений на уроках экономике. Я считаю, что цель и задачи работы на данном этапе достигнуты. Собранный и обобщенный материал практически значим и может успешно применятся в работе педагогов.
Список используемой литературы:
Нормативно правовая база:
- Конституция РФ.
- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.06 №135-ФЗ.
Литература:
- Конкуренция и антимонопольное регулирование / Под ред. А.Г. Цыгановой – М.: Логос, 1999. – 368 с.
- Макконелл К.Р. Экономикс Пер. с англ. / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю – М., 1999 – 984 с.
- Микроэкономика / Под ред. В.М. Гальперина – Спб.: Институт «Экономическая школа», 2004.
- Портер М.Е. Конкуренция: Пер. с англ. / М.Е. Портер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 496 с.
- Яковлева Ю.А. Роль конкуренции в рыночной экономике / Ю.А. Яковлева // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 610–613.
- Яновский А.М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики [Текст] / А.М. Яновский // Машиностроитель. 2006. №9. – С. 33–34.
Электронные ресурсы:
- Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации (выдержки) // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru
Спасибо за внимание!