Просмотр содержимого документа
«Презентация "понятие дизонтогенеза"»
Типология дизонтогенеза
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Содержание
- Понятие дизонтогенеза
- Параметры дизонтогенеза
- Сравнительный анализ типологий
Понятие дизонтогенеза
Дизонтогенез:
- нарушение индивидуального развития организма в пренатальном и раннем постнатальном онтогенезе.
Психический дизонтогенез:
патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.
Дизонтогенез может возникать под влиянием многих внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, психогенных и микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии. Данное нарушение развития присутсвует с момента зачатия до самой смерти организма.
Параметры дизонтогенеза
Роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза
Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития. Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадом структуры психической функции.
Нарушение межфункциональных взаимодействий
В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных отношений: Явления временной независимости функции (например, на ранних этапах становления речи наблюдается независимость в развитии ее фонетической и смысловой сторон); Ассоциативные связи (разрозненные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости); Иерархические связи (психические функции формируютсяв процессе усложняющейся предметной деятельности и общения).
Первичные и вторичные нарушения
Первичный дефект - непосредственно вытекающий из биологического характера болезни ,может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание.
Вторичный дефект - возникающий в процессе аномального социального развития, является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.
Функциональная локализация нарушения
Частный (обусловлен дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи; нередко компенсируется сохранностью регуляторных и других частных систем); Общий (связан с нарушением регуляторных систем, как подкорковых, так и корковых; влияет на все стороны психического развития).
Сравнительный анализ типологий (1/3)
Классификация В.В. Лебединского построена на основе качественного анализа нарушений психического развития ребёнка, с выделением ведущих признаков в зависимости от времени возникновения дефекта, его тяжести и локализации.
психическое недоразвитие
задержанное развитие
повреждённое психическое развитие
В. В. Лебединского
дефицитарное развитие
искажённое развитие
дисгармоническое развитие
Сравнительный анализ типологий (2/3)
Типология Б. П. Пузанова и В. А. Лапшина выделяет следующие группы детей с нарушениями развития
дети с сенсорными нарушениями
(зрения и слуха)
дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и задержка психического развития)
повреждённое психическое развитие
Б. П. Пузанова
и В. А. Лапшина
дефицитарное развитие
искажённое развитие
дисгармоническое развитие
Сравнительный анализ типологий (3/3)
В отличие от классификации В. В. Лебединского, в типологии М. М. Семаго и Н. Я. Семаго в тип недостаточного развития также включаются и парциальные нарушения отдельных аспектов психической деятельности. Кроме того, в их типологии впервые в качестве отдельных видов отклоняющегося развития выделены одарённость и так называемое дезинтегративное развитие
психическое недоразвитие
задержанное развитие
В. В. Лебединского
повреждённое психическое развитие
дефицитарное развитие
Информация о составителе