СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Понятие "концепт" в современной лингвокультурологии"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрытие понятия "концепт" в современной лингвокультурологии

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Понятие "концепт" в современной лингвокультурологии"»

Понятие «концепт» в современной лингвокультурологии

Понятие «концепт» в современной лингвокультурологии

Термин «концепт» возник в научной литературе лишь в середине XX века, но его употребление замечено еще в 1928 году в статье С. А. Аскольдова «Концепт и слово».

Термин «концепт» возник в научной литературе лишь в середине XX века, но его употребление замечено еще в 1928 году в статье С. А. Аскольдова «Концепт и слово».

Под «концептом» автор понимал «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода»
  • Под «концептом» автор понимал «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода»
Авторы «Краткого словаря когнитивных терминов» трактуют «концепты» как идеальные абстрактные единицы, смыслы, которыми оперирует человек в процессах мышления, и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей деятельности человека и процессов познания им окружающего мира в виде определенных единиц, «квантов знания».

Авторы «Краткого словаря когнитивных терминов» трактуют «концепты» как

  • идеальные абстрактные единицы, смыслы, которыми оперирует человек в процессах мышления, и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей деятельности человека и процессов познания им окружающего мира в виде определенных единиц, «квантов знания».
В. Н. Телия  рассматривает «концепт», как «все то, что мы знаем об объекте во всей экстенсии этого знания».

В. Н. Телия

  • рассматривает «концепт», как «все то, что мы знаем об объекте во всей экстенсии этого знания».
Концепт представляет собой значимую категорию наиболее высокой степени абстракции, включающую в себя отдельные значения конкретизации общей семантики
  • Концепт представляет собой значимую категорию наиболее высокой степени абстракции, включающую в себя отдельные значения конкретизации общей семантики
концепт — микромодель культуры, он порождает ее и порождается ею. Являясь «сгустком культуры», концепт обладает экстралингвистической, прагматической, т. е. внеязыковой информацией
  • концепт — микромодель культуры, он порождает ее и порождается ею. Являясь «сгустком культуры», концепт обладает экстралингвистической, прагматической, т. е. внеязыковой информацией
Слышкин Г. Г. определяет концепт как «условно-ментальную единицу» и выделяет в нем, прежде всего, примат целостного отношения к отображаемому объекту. Формирование концепта представлено им как процесс соотнесения результатов опытного познания действительности с ранее усвоенными культурно-ценностными доминантами, выраженными в религии, искусстве и т. д

Слышкин Г. Г.

  • определяет концепт как «условно-ментальную единицу» и выделяет в нем, прежде всего, примат целостного отношения к отображаемому объекту. Формирование концепта представлено им как процесс соотнесения результатов опытного познания действительности с ранее усвоенными культурно-ценностными доминантами, выраженными в религии, искусстве и т. д
Бабушкин А. П. дает следующее определение: «Концепт — дискретная содержательная единица коллективного сознания или идеального мира, хранимая в национальной памяти носителя языка в вербально обозначенном виде»

Бабушкин А. П. дает следующее определение:

  • «Концепт — дискретная содержательная единица коллективного сознания или идеального мира, хранимая в национальной памяти носителя языка в вербально обозначенном виде»
характеризуя концепты как культурные первичные образования, выражающие объективное содержание слов и имеющие смысл, утверждает, что они транслируются в различные сферы бытия человека, в частности, в сферы понятийного, образного и деятельностного освоения мира
  • характеризуя концепты как культурные первичные образования, выражающие объективное содержание слов и имеющие смысл, утверждает, что они транслируются в различные сферы бытия человека, в частности, в сферы понятийного, образного и деятельностного освоения мира
разделяет узкое понимание концепта как объема понятия и широкое понимание концепта культуры. Кроме того, концепт для него — «исходная точка семантического наполнения слова и конечный предел развития»
  • разделяет узкое понимание концепта как объема понятия и широкое понимание концепта культуры. Кроме того, концепт для него — «исходная точка семантического наполнения слова и конечный предел развития»
Представители Воронежской научной школы — З. Д. Попова, И. А. Стернин и др. рассматривают концепт как глобальную мыслительную единицу, представляющую собой «квант структурированного знания

Представители Воронежской научной школы — З. Д. Попова, И. А. Стернин и др.

  • рассматривают концепт как глобальную мыслительную единицу, представляющую собой «квант структурированного знания
утверждает, что концепт существует для каждого лексического значения, и предлагает рассматривать концепт как алгебраическое выражение значения.
  • утверждает, что концепт существует для каждого лексического значения, и предлагает рассматривать концепт как алгебраическое выражение значения.
все концепты классифицирует на следующие группы:              универсальные (например, «смерть», «жизнь»),              этнические («отчизна», «интеллигенция»),              групповые («сцена» для актера и зрителя),              индивидуальные (они полностью зависят от личного опыта, системы ценностей, культурного уровня конкретного человека)
  • все концепты классифицирует на следующие группы:              универсальные (например, «смерть», «жизнь»),              этнические («отчизна», «интеллигенция»),              групповые («сцена» для актера и зрителя),              индивидуальные (они полностью зависят от личного опыта, системы ценностей, культурного уровня конкретного человека)
концепт есть продукт коллективного сознания, отмеченный этнокультурными особенностями.
  • концепт есть продукт коллективного сознания, отмеченный этнокультурными особенностями.