СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Раннехристианская архитектура и символика" МХК 10 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для учащихся 10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Раннехристианская архитектура и символика" МХК 10 класс»

"Раннехристианская архитектура и символика"

"Раннехристианская архитектура и символика"

Учитель: Кайгородова Наталья евгеньевна

В самом начале первого тысячелетия нашей эры европейское искусство развивалось именно под влиянием христианства. Оно носит название  раннехристианское искусство  и  относится к периоду  от возникновения христианства и признания его государственной религией в Римской империи Константином Первым в 313 году до формирования византийского стиля в искусстве при императоре Юстиниане Великом в VI веке. На осколках Римской империи сохранились самые ранние памятники христианского искусства. Катакомбы святых Петра и Марцеллина  слева — Адам и Ева, справа — Оранта  (Иосиф Вильперт, 1903 год).

В самом начале первого тысячелетия нашей эры европейское искусство развивалось именно под влиянием христианства.

Оно носит название  раннехристианское искусство  и  относится к периоду  от возникновения христианства и признания его государственной религией в Римской империи Константином Первым в 313 году до формирования византийского стиля в искусстве при императоре Юстиниане Великом в VI веке.

На осколках Римской империи сохранились самые ранние памятники христианского искусства.

Катакомбы святых Петра и Марцеллина слева — Адам и Ева, справа — Оранта (Иосиф Вильперт, 1903 год).

До IV века нашей эры раннехристианское искусство представлено настенной росписью римских катакомб - подземных помещений-лабиринтов, которые использовались для погребения. В них же первые христиане, преследуемые властями, проводили свои собрания и богослужения.

До IV века нашей эры раннехристианское искусство представлено настенной росписью римских катакомб - подземных помещений-лабиринтов, которые использовались для погребения. В них же первые христиане, преследуемые властями, проводили свои собрания и богослужения.

Катакомбы представляли собой галереи и прямоугольные помещения — кубикулы. Последние сохранили фрагменты фресок и мраморные, украшенные рельефами саркофаги. В росписях катакомб использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии.  интерьер церкви-пещеры                                        римские катакомбы, Рим, Италия        раннего христианства, Кападокия, Турция 03/08/2023

Катакомбы представляли собой галереи и прямоугольные помещения — кубикулы. Последние сохранили фрагменты фресок и мраморные, украшенные рельефами саркофаги. В росписях катакомб использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии. 

интерьер церкви-пещеры                                        римские катакомбы, Рим, Италия       раннего христианства, Кападокия, Турция

03/08/2023

В росписях катакомб использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии. Это была система иносказаний и символов, связанная на первых порах лишь с поминальным культом.  Так, изображение виноградной лозы, которое встречается в мозаичных декорациях, например, в оформлении мавзолея Констанции в Риме, приобрело евхаристический смысл. Евхаристия – то же, что причащение; главное христианское таинство, в котором верующие вкушают хлеб и вино, символизирующие тело и кровь Христа. Главное содержание этого таинства состоит в благодарении Бога. То есть виноградная лоза – это образ Христа, единого источника жизни для человека, которую он подаёт через причастие. Кроме того, виноградная лоза в Ветхом Завете выступает символом Земли обетованной, в Новом Завете – символом рая. Изображение виноградной лозы или гроздьев винограда нередко соединялось с изображением пшеницы или хлебов, которым также придаётся евхаристическое значение.

В росписях катакомб использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии. Это была система иносказаний и символов, связанная на первых порах лишь с поминальным культом. 

Так, изображение виноградной лозы, которое встречается в мозаичных декорациях, например, в оформлении мавзолея Констанции в Риме, приобрело евхаристический смысл.

Евхаристия – то же, что причащение; главное христианское таинство, в котором верующие вкушают хлеб и вино, символизирующие тело и кровь Христа. Главное содержание этого таинства состоит в благодарении Бога.

То есть виноградная лоза – это образ Христа, единого источника жизни для человека, которую он подаёт через причастие. Кроме того, виноградная лоза в Ветхом Завете выступает символом Земли обетованной, в Новом Завете – символом рая.

Изображение виноградной лозы или гроздьев винограда нередко соединялось с изображением пшеницы или хлебов, которым также придаётся евхаристическое значение.

Популярное в древнеримском искусст­ве изображение плавающих рыб и голубей, пьющих из чаши воду, также получило христианское истолкование. Рыба стала самым распространённым раннехристианским символом, означающем самого Христа. Греческое обозначение рыбы звучит как «ихтис». Это слово расшифровывалось по буквам, составляя фразу «Иисус Христос, теу иос, сотер», что значит «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». В виде рыбок символически изображались и сами христиане. Голубь же в Новом Завете стал символом Святого Духа. Кроме того, голуби сим­волизировали христианскую душу. С Иисусом Христом связано изображение Доброго Пастыря с овцой у ног или на плечах. Художественными прототипами этого образа могли послужить античные изображения Гермеса, с ягнёнком на плечах или Меркурия с барашком у ног. В этом образе Иисус выступал как пастырь человеческих душ, изображаемых в виде овец.

Популярное в древнеримском искусст­ве изображение плавающих рыб и голубей, пьющих из чаши воду, также получило христианское истолкование.

Рыба стала самым распространённым раннехристианским символом, означающем самого Христа. Греческое обозначение рыбы звучит как «ихтис». Это слово расшифровывалось по буквам, составляя фразу «Иисус Христос, теу иос, сотер», что значит «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель».

В виде рыбок символически изображались и сами христиане. Голубь же в Новом Завете стал символом Святого Духа. Кроме того, голуби сим­волизировали христианскую душу.

С Иисусом Христом связано изображение Доброго Пастыря с овцой у ног или на плечах. Художественными прототипами этого образа могли послужить античные изображения Гермеса, с ягнёнком на плечах или Меркурия с барашком у ног. В этом образе Иисус выступал как пастырь человеческих душ, изображаемых в виде овец.

03/08/2023

03/08/2023

С представлениями о миссии Христа на земле связаны символы евангелистов – апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, которые написали 4 канонических Евангелия, вошедших в библейскую книгу Новый Завет. Начиная с V века нашей эры символами и формой традиционного изображения евангелистов стали 4 существа – человек (ангел), лев, телец и орёл.

С представлениями о миссии Христа на земле связаны символы евангелистов – апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, которые написали 4 канонических Евангелия, вошедших в библейскую книгу Новый Завет.

Начиная с V века нашей эры символами и формой традиционного изображения евангелистов стали 4 существа – человек (ангел), лев, телец и орёл.

В Евангелии от Матфея подтверждается человеческая природа Христа и подчёркивается, что ему уготована роль Мессии – избавителя, приносящего спасение. Поэтому символом апостола Матфея стал ангел (человек). Апостол Марк в своём Евангелии изображает Христово могущество и описывает его царское происхождение из рода Давида. Поэтому евангелиста Марка отождествляют с мощным и сильным львом. В Евангелии от Луки подчёркивается жертвенное служение Иисуса. Там говорится, что Христос истинный первосвященник Церкви Божьей, который ценой собственной жизни искупил все грехи человечества. С первосвященством связывался ритуал жертвоприношения тельца, который и символизирует апостола Луку. Евангелие от Иоанна повествует о божественной природе Иисуса Христа. Символом Иоанна стал орёл, который означает высоту евангельского учения и сообщаемых в нём божественных тайн . 03/08/2023
  • В Евангелии от Матфея подтверждается человеческая природа Христа и подчёркивается, что ему уготована роль Мессии – избавителя, приносящего спасение. Поэтому символом апостола Матфея стал ангел (человек).
  • Апостол Марк в своём Евангелии изображает Христово могущество и описывает его царское происхождение из рода Давида. Поэтому евангелиста Марка отождествляют с мощным и сильным львом.
  • В Евангелии от Луки подчёркивается жертвенное служение Иисуса. Там говорится, что Христос истинный первосвященник Церкви Божьей, который ценой собственной жизни искупил все грехи человечества. С первосвященством связывался ритуал жертвоприношения тельца, который и символизирует апостола Луку.
  • Евангелие от Иоанна повествует о божественной природе Иисуса Христа. Символом Иоанна стал орёл, который означает высоту евангельского учения и сообщаемых в нём божественных тайн .

03/08/2023

Официальное признание христианства в 313 году потребовало строительства церквей – культовых сооружений, предназначенных для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов. В раннехристианской архитектуре использовали уже имеющиеся типы римских гражданских зданий, изменив их пространственное соотношение и внутреннее членение. Утвердилось два типа храмов – базилика и ротонда.

Официальное признание христианства в 313 году потребовало строительства церквей – культовых сооружений, предназначенных для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.

В раннехристианской архитектуре использовали уже имеющиеся типы римских гражданских зданий, изменив их пространственное соотношение и внутреннее членение. Утвердилось два типа храмов – базилика и ротонда.

В форме ротонд строили в основном мартириумы, построенные над местом гибели или захоронения мученика, баптистерии, предназначенные для совершения крещения, а также мавзолеи, возведённые для захоронения святых. Древнейшим храмом-ротондой является мавзолей Констанции в Риме, построенный в IV веке. Его здание сохранило свою первоначальную структуру, несмотря на то, что несколько раз подвергалось реконструкциям. Круглая форма здания напоминает о вечности Цер­кви Христовой, а внутреннее простран­ство делится колоннами на зону обхода и центральную зону, увенчанную куполом, который скрыт под кровлей. Количество колонн, арок и окон на куполе также символично. Их 12, как и количество апостолов, ближайших учеников Иисуса Христа. На основе ротонд сформировался особый тип крестообразной центрально-купольной постройки. 03/08/2023

В форме ротонд строили в основном мартириумы, построенные над местом гибели или захоронения мученика, баптистерии, предназначенные для совершения крещения, а также мавзолеи, возведённые для захоронения святых.

Древнейшим храмом-ротондой является мавзолей Констанции в Риме, построенный в IV веке.

Его здание сохранило свою первоначальную структуру, несмотря на то, что несколько раз подвергалось реконструкциям. Круглая форма здания напоминает о вечности Цер­кви Христовой, а внутреннее простран­ство делится колоннами на зону обхода и центральную зону, увенчанную куполом, который скрыт под кровлей.

Количество колонн, арок и окон на куполе также символично. Их 12, как и количество апостолов, ближайших учеников Иисуса Христа.

На основе ротонд сформировался особый тип крестообразной центрально-купольной постройки.

03/08/2023

Центрические сооружения – это сооружения, план и объемно-пространственная структура которых выстроены симметрично относительно их геометрического центра. К центрическим сооружениям относятся здания, представляющие в плане круг, квадрат, равноконечный крест (греческий крест), правильной формы многоугольник (например, шестигранник или восьмигранник). Сан Витале Равена

Центрические сооружения – это сооружения, план и объемно-пространственная структура которых выстроены симметрично относительно их геометрического центра. К центрическим сооружениям относятся здания, представляющие в плане круг, квадрат, равноконечный крест (греческий крест), правильной формы многоугольник (например, шестигранник или восьмигранник).

Сан Витале Равена

Другой тип раннехристианских храмов – базилика – предназначается для отправления церковного культа и хранения реликвий. Христианская базилика отождествляется с одним из древних христианских символов – кораблём, прообразом которого был ветхозаветный Ноев Ковчег . Базилика Санта Мария Маджоре

Другой тип раннехристианских храмов – базилика – предназначается для отправления церковного культа и хранения реликвий. Христианская базилика отождествляется с одним из древних христианских символов – кораблём, прообразом которого был ветхозаветный Ноев Ковчег .

Базилика Санта Мария Маджоре

К такому типу храмов принадлежит мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, построенный с небольшим удлинением главного прохода, и имеющий в плане осо­бую форму креста. В центральной части мавзолея квадратная башня скрывает внутри купольное завершение. Чтобы выполнить такую конструкцию, при строительстве здания впервые были применены архитектурные элементы, которые имеют форму сферического треугольника, вершиной опущенного вниз. Они называются «паруса».

К такому типу храмов принадлежит мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, построенный с небольшим удлинением главного прохода, и имеющий в плане осо­бую форму креста.

В центральной части мавзолея квадратная башня скрывает внутри купольное завершение. Чтобы выполнить такую конструкцию, при строительстве здания впервые были применены архитектурные элементы, которые имеют форму сферического треугольника, вершиной опущенного вниз. Они называются «паруса».

Практически весь он изнутри выложен мозаиками. Все мозаики мавзолея представляют собой завершённые картины на разные исторические и библейские сюжеты, так или иначе связанные между собой.  Мавзолей Галлы Плацидии. Интерьер. Равенна. Италия. В верхних люнетах по сторонам от окон помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов. Апостолы изображены в сенаторских тогах, их рука поднята вверх в традиционном сенаторском жесте приветствия.

Практически весь он изнутри выложен мозаиками. Все мозаики мавзолея представляют собой завершённые картины на разные исторические и библейские сюжеты, так или иначе связанные между собой. 

Мавзолей Галлы Плацидии. Интерьер. Равенна. Италия. В верхних люнетах по сторонам от окон помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов. Апостолы изображены в сенаторских тогах, их рука поднята вверх в традиционном сенаторском жесте приветствия.

В христианских культовых постройках мозаичными изображениями украшались не только пол, но и своды, паруса, купола. А в качестве материала использовали цветные стеклянные кусочки смальты разного размера и разной степени прозрачности. В зависимости от типа храма акценты в декоре интерьера расставлялись по-разному.   Так, в центрально-купольных сооружениях, таких, как мавзолей Галлы Плацидии, мозаичные композиции украшают арочные торцы, своды, паруса и купола. Давайте подробнее рассмотрим мозаику этого сооружения. На центральном своде мавзолея на тёмно-синем фоне, изображающем небо, среди звёзд помещён золотой крест, основанием ориентированный на восток. Вокруг него на парусах находятся образы четырёх евангелистов – золотые ангел, телец, лев и орёл.

В христианских культовых постройках мозаичными изображениями украшались не только пол, но и своды, паруса, купола. А в качестве материала использовали цветные стеклянные кусочки смальты разного размера и разной степени прозрачности. В зависимости от типа храма акценты в декоре интерьера расставлялись по-разному.  

Так, в центрально-купольных сооружениях, таких, как мавзолей Галлы Плацидии, мозаичные композиции украшают арочные торцы, своды, паруса и купола. Давайте подробнее рассмотрим мозаику этого сооружения.

На центральном своде мавзолея на тёмно-синем фоне, изображающем небо, среди звёзд помещён золотой крест, основанием ориентированный на восток. Вокруг него на парусах находятся образы четырёх евангелистов – золотые ангел, телец, лев и орёл.

Здание базилики когда-то служило в Древнем Риме для светских общественных целей. Вход в него помещался с поперечной стороны. Теперь же вход был перенесен в торцовую часть постройки. Первоначально он предварялся двором, обнесенной аркадой – атриумом. Непосредственно перед входом в храм находился нартекс (в православной традиции он именуется притвор). С противоположного конца добавляется апсида, выступающая за линию торцовой стены храма; в ней размещается алтарь. Апсида чаще всего бывает полукруглой формы, но может иметь форму прямоугольника, квадрата, многогранника. Базилика делится на продольные залы – нефы: главный, центральный неф и один или две пара боковых. 03/08/2023

Здание базилики когда-то служило в Древнем Риме для светских общественных целей. Вход в него помещался с поперечной стороны. Теперь же вход был перенесен в торцовую часть постройки. Первоначально он предварялся двором, обнесенной аркадой – атриумом. Непосредственно перед входом в храм находился нартекс (в православной традиции он именуется притвор). С противоположного конца добавляется апсида, выступающая за линию торцовой стены храма; в ней размещается алтарь. Апсида чаще всего бывает полукруглой формы, но может иметь форму прямоугольника, квадрата, многогранника. Базилика делится на продольные залы – нефы: главный, центральный неф и один или две пара боковых.

03/08/2023

Термин «неф» происходит от латинского navis – «корабль». Возможно, что такое название отражает сходство этой части храма с перевёрнутым корпусом корабля. В раннехристианских базиликах как правило было нечётное количество нефов (чаще 3 или 5), а центральный неф был всегда шире и выше. В верхней части его стен делались освещающие интерьер окна. Сами нефы перекрывались плоским деревянным потолком. Первые христианские храмы-базилики (Святого Петра и Святого Павла в Риме, Святого Иоанна в Эфесе), построенные ещё при императоре Константине Великом, к сожалению, не сохранились. 03/08/2023

Термин «неф» происходит от латинского navis – «корабль». Возможно, что такое название отражает сходство этой части храма с перевёрнутым корпусом корабля.

В раннехристианских базиликах как правило было нечётное количество нефов (чаще 3 или 5), а центральный неф был всегда шире и выше. В верхней части его стен делались освещающие интерьер окна. Сами нефы перекрывались плоским деревянным потолком.

Первые христианские храмы-базилики (Святого Петра и Святого Павла в Риме, Святого Иоанна в Эфесе), построенные ещё при императоре Константине Великом, к сожалению, не сохранились.

03/08/2023

Снаружи такой конструкции соответствует ступенчатая форма здания, что хорошо видно со стороны западного фасада или со стороны апсиды. В восточной части, перед входом в апсиду, начинают помещать поперечный неф – трансепт. Это было связано и с особенностями богослужения, со стремлением распределить поток богомольцев (по концам трансепта стали устраивать дополнительные двери, через которые можно было покинуть храм). Но такое решение было также важно и с точки зрения храмовой символики: за счет трансепта храм приобретал форму классического креста, – латинского, или в форме греческой буквы «Т» (тау). Крыша в центральном нефе была двускатной, боковые нефы имели односкатные кровли. В дальнейшем базилика станет ведущим типом церковного здания в Западной Европе.

Снаружи такой конструкции соответствует ступенчатая форма здания, что хорошо видно со стороны западного фасада или со стороны апсиды. В восточной части, перед входом в апсиду, начинают помещать поперечный неф – трансепт. Это было связано и с особенностями богослужения, со стремлением распределить поток богомольцев (по концам трансепта стали устраивать дополнительные двери, через которые можно было покинуть храм). Но такое решение было также важно и с точки зрения храмовой символики: за счет трансепта храм приобретал форму классического креста, – латинского, или в форме греческой буквы «Т» (тау). Крыша в центральном нефе была двускатной, боковые нефы имели односкатные кровли. В дальнейшем базилика станет ведущим типом церковного здания в Западной Европе.

Единственная раннехристианская базилика, сохранившая свою первоначальную структуру – базилика Санта-Мария Маджоре в Риме. Между двух коротких сторон базилики, в одной из которых находится нартекс (помещение, предназначенное для людей, готовящихся к крещению) находится апсида. Это полукруглый выступ с большими окнами. Внутреннее пространство апсиды, перекрытое полукуполом и приподнятое над общим уровнем пола, называется алтарём. Прихожане в него не допускаются.   Граница между центральным нефом и алтарём в базилике Санта-Мария Маджоре напоминает очертанием триумфальную арку. Простота внешнего вида раннехристианских храмов контрастирует с великолепием их интерьеров, которые богато украшались мозаиками. 03/08/2023

Единственная раннехристианская базилика, сохранившая свою первоначальную структуру – базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.

Между двух коротких сторон базилики, в одной из которых находится нартекс (помещение, предназначенное для людей, готовящихся к крещению) находится апсида.

Это полукруглый выступ с большими окнами.

Внутреннее пространство апсиды, перекрытое полукуполом и приподнятое над общим уровнем пола, называется алтарём. Прихожане в него не допускаются.  

Граница между центральным нефом и алтарём в базилике Санта-Мария Маджоре напоминает очертанием триумфальную арку.

Простота внешнего вида раннехристианских храмов контрастирует с великолепием их интерьеров, которые богато украшались мозаиками.

03/08/2023

С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца, который стал символом искупления, смирения, кротости и послушания Христа. Благодаря античному поверью о том, что мясо павлина никогда не гниёт, эта птица стала христианским символом бессмертия и воскресения Иисуса Христа. Синий фон, на котором размещали рыб, павлинов, голубей, напоминал об их небесной сущности и означал свет, небо. В образах самого Иисуса и животворящего креста, на котором его распяли, воплотились ранние представления о мировом древе. С течением времени вся раннехристианская символика сложилась в строго установленную систему изображения – иконографию, которая получила   законченное выражение в византийском искусстве.

Давайте подведём итоги. Христианство возникло в начале 30-х годов первого века нашей эры и, с течением времени, стало одной из трёх мировых религий. Основу христианства составляет вера в Иисуса Христа, который совмещает в себе две природы: божественную и человеческую. Основными типами раннехристианских храмов выступают ротонда и базилика. Главной особенностью раннехристианского искусства стала тесная связь с античными образами, как бы пропущенными через христианскую веру.

03/08/2023