СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Развитие познавательной компетентности дошкольников с нарушением зрения средствами исследовательской деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Современный мир динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы невозможно. Человек должен постоянно проявлять исследовательскую поисковую активность.

             Как развивать у ребенка потребность и способность искать новое? Как, обучать его умению видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современного  детского сада, особенно для детей с нарушениями зрения. Дошкольник познаёт мир с помощью анализаторов и зрительный анализатор один из основных  и поэтому необходимо знать и учитывать особенности восприятия при глазных нарушениях.               

Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ Развитие познавательной компетентности дошкольников с нарушением зрения средствами исследовательской деятельности.»

          ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА   УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ   АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   «ЯСЛИ-САД №2 КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»          Развитие познавательной компетентности дошкольников с нарушением зрения средствами исследовательской деятельности.  П Подготовила:  воспитатель Максимкина  Наталья Викторовна

      ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД №2 КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»    

Развитие познавательной компетентности дошкольников с нарушением зрения средствами исследовательской деятельности.

П Подготовила:

воспитатель Максимкина

Наталья Викторовна

« Самое лучшее открытие – то,  которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон    Современный мир динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы невозможно. Человек должен постоянно проявлять исследовательскую поисковую активность.  Как развивать у ребенка потребность и способность искать новое? Как, обучать его умению видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современного детского сада, особенно для детей с нарушениями зрения. Дошкольник познаёт мир с помощью анализаторов и зрительный анализатор один из основных и поэтому необходимо знать и учитывать особенности восприятия при глазных нарушениях.

« Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон

Современный мир динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы невозможно. Человек должен постоянно проявлять исследовательскую поисковую активность.

Как развивать у ребенка потребность и способность искать новое? Как, обучать его умению видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современного детского сада, особенно для детей с нарушениями зрения. Дошкольник познаёт мир с помощью анализаторов и зрительный анализатор один из основных и поэтому необходимо знать и учитывать особенности восприятия при глазных нарушениях.

Особенности зрительных представлений о предметном мире дошкольников с нарушением зрения: трудности в процессе формирования пространственных представлений, познавательных процессов; недостатки представлений об окружающем мире, которые, в свою очередь, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения; затруднения в осуществлении предметной, игровой деятельности, которые негативно сказываются на развитии познавательной компетентности; предметно-практические и перцептивные действия (способность к восприятию) не сформированы ограниченные возможности здоровья.

Особенности зрительных представлений о предметном мире дошкольников с нарушением зрения:

  • трудности в процессе формирования пространственных представлений, познавательных процессов;
  • недостатки представлений об окружающем мире, которые, в свою очередь, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • затруднения в осуществлении предметной, игровой деятельности, которые негативно сказываются на развитии познавательной компетентности;
  • предметно-практические и перцептивные действия (способность к восприятию) не сформированы
  • ограниченные возможности здоровья.
Цель работы - создание условий для формирования целостного мировидения и зрительного восприятия младшего дошкольника с нарушением зрения средствами поисково-исследовательской деятельности. Для достижения цели мной были определены следующие задачи:   1. Создавать предпосылки формирования практических и умственных действий. 2.Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение обследовать предмет, делать выводы. 3.Знакомить детей младшего дошкольного возраста с физическими свойствами окружающего мира, с различными свойствами веществ. 4.Развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность, умение ориентироваться в пространстве. 5.Формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

Цель работы - создание условий для формирования целостного мировидения и зрительного восприятия младшего дошкольника с нарушением зрения средствами поисково-исследовательской деятельности. Для достижения цели мной были определены следующие задачи:

1. Создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.

2.Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение обследовать предмет, делать выводы.

3.Знакомить детей младшего дошкольного возраста с физическими свойствами окружающего мира, с различными свойствами веществ.

4.Развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность, умение ориентироваться в пространстве.

5.Формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

Этапы работы:   1 этап изучение литературы по проблеме внедрения в работу с детьми дошкольного возраста опытно - экспериментальной деятельности изучение пособий, рекомендаций и литературы по развитию предметного восприятия у детей с нарушениями зрения . организация мини - лаборатории для экспериментирования в групповой комнате, подбор коррекционно-дидактического материала в соответствии с возрастными особенностями и диагнозами детей .

Этапы работы: 1 этап

изучение литературы по проблеме внедрения в работу с детьми дошкольного возраста опытно - экспериментальной деятельности

изучение пособий, рекомендаций и литературы по развитию предметного восприятия у детей с нарушениями зрения .

организация мини - лаборатории для экспериментирования в групповой комнате, подбор коррекционно-дидактического материала в соответствии с возрастными особенностями и диагнозами детей .

 2 этап  -обследование и диагностика детей  -подбор картотеки простейших экспериментов  -составление перспективного плана  -разработка цикла игр-экспериментирований  «Любознательные глазки»  и информационных карт к каждой игре

2 этап

-обследование и диагностика детей

-подбор картотеки простейших экспериментов

-составление перспективного плана

-разработка цикла игр-экспериментирований

«Любознательные глазки»

и информационных карт к каждой игре

У младших дошкольников игра является основным видом деятельности, поэтому процесс развития любознательности должен осуществляться в интересной игровой форме, вызывать эмоционально радостное, весёлое настроение, удивление от узнавания нового, и радость от первых успехов « Любознательные глазки »- это цикл игр-экспериментов, направленных на первоначальное ознакомление детей со свойствами неживой природы, а так же на сенсорное развитие в ходе ознакомления с объектами окружающего мира . Обеспечивает динамику познавательного развития ребенка с нарушением зрения средствами поисково-исследовательской деятельности.

Особое внимание при планировании и разработке познавательно-исследовательских игр - экспериментирований отведено заданиям по формированию кинестетических способностей - способностей воспринимать, чувствовать, запоминать тактильно и на слух, что обеспечивает коррекционную составляющую занятий. Все упражнения подобраны и адаптированы с расчетом на возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет, с учётом диагнозов, зрительных нагрузок и периодов лечения.

Очень важным условием является соблюдение санитарно-гигиенических норм: уровень освещённости, правильное расположение материалов при выполнении заданий, опытов, размер и цвет демонстрационной и индивидуальной наглядности является обязательным условием при проведении игр.

Работа проводится с детьми в совместной с педагогом деятельности, как часть занятия и в режимных моментах. Каждая игра по времени не превышает 10 мин. Новизна подобранных игр-экспериментов в создании системы взаимосвязей лечебно –восстановительной и коррекционно–педагогической работы через цикл игр – экспериментирований согласно блочно–тематического планирования лексических тем недели, с использованием художественного слова. Цикличность-2-4 раза в месяц. Для педагогов предложены информационные карты для предварительной и последовательной работы с дошкольниками по формированию познавательно – исследовательской деятельности.

Наряду с общими задачами воспитания, обучения и развития ставятся специальные (коррекционные) задачи, важным условием реализации которых является комплексный подход к организации коррекционно - воспитательной работы.

Игра-экспериментирование из цикла «Любознательные глазки» «Как краски в воде купались»

Игра-экспериментирование из цикла «Любознательные глазки»

«Как краски в воде купались»

 Использование традиционных и инновационных методов и приёмов в организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников классификация сенсорных эталонов Метод обеспечивает накопление разнообразных представлений о предметах с целью создания фундамента для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов. постановка «проблемных вопросов» Дети учатся думать, анализировать, строить предположения, аргументировать, делать выводы, искать пути для решения всё более сложных задач.

Использование традиционных и инновационных методов и приёмов в организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников

классификация сенсорных эталонов

Метод обеспечивает накопление разнообразных представлений о предметах с целью создания фундамента для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов.

постановка «проблемных вопросов»

Дети учатся думать, анализировать, строить предположения, аргументировать, делать выводы, искать пути для решения всё более сложных задач.

наблюдения за объектами живой и неживой природы Целенаправленные систематические наблюдения расширяют кругозор, развивают любознательность ,зрительную, слуховую, вербальную память, совершенствуют мыслительные процессы. Развивается логика мысли, чёткость и красота речи. Дети овладевают соизмерением на глаз. конструирование из природных материалов  «Друзья колючего Ёжика»  В разных видах продуктивной деятельности развивается аналитическое восприятие. Дети учатся разным способам обследования предметов, последовательному осмотру, описанию формы, размера.

наблюдения за объектами живой и неживой природы

Целенаправленные систематические наблюдения расширяют кругозор, развивают любознательность ,зрительную, слуховую, вербальную память, совершенствуют мыслительные процессы. Развивается логика мысли, чёткость и красота речи. Дети овладевают соизмерением на глаз.

конструирование из природных материалов «Друзья колючего Ёжика» В разных видах продуктивной деятельности развивается аналитическое восприятие. Дети учатся разным способам обследования предметов, последовательному осмотру, описанию формы, размера.

  Один из инновационных методов - коллекционирование . Это направление формирует поисковые навыки и навыки выбора работы с информацией, в том числе её систематизации – при подборе подходящих или не подходящих предметов в коллекцию. Процесс собирательства развивает внимание, память, познавательную активность, наблюдательность. За последнее время были собраны коллекции разной тематики: «Ракушки», «Волшебный мир камня», «Гжель», «Овощи-фрукты», «Волшебный цветок (шишки)», «Дикие и домашние животные», «Насекомые» и другие. Коллекции собраны из самых разнообразных вещей, это позволяет ребёнку совершенствовать набор тактильных ощущений при работе с разнообразными на ощупь материалами, что является важным условием развития познавательных способностей дошкольников с нарушениями зрения.

Один из инновационных методов - коллекционирование . Это направление формирует поисковые навыки и навыки выбора работы с информацией, в том числе её систематизации – при подборе подходящих или не подходящих предметов в коллекцию. Процесс собирательства развивает внимание, память, познавательную активность, наблюдательность. За последнее время были собраны коллекции разной тематики: «Ракушки», «Волшебный мир камня», «Гжель», «Овощи-фрукты», «Волшебный цветок (шишки)», «Дикие и домашние животные», «Насекомые» и другие. Коллекции собраны из самых разнообразных вещей, это позволяет ребёнку совершенствовать набор тактильных ощущений при работе с разнообразными на ощупь материалами, что является важным условием развития познавательных способностей дошкольников с нарушениями зрения.

Обследование уровня познавательной активности младших дошкольников с нарушениями зрения с использованием диагностических методик, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной.   По результатам диагностики в группе на 16% увеличилось количество детей с высоким уровнем, на 5% со средним уровнем, на 16% уменьшилось количество детей с низким уровнем. Это подтверждается и мониторингом поисково-исследовательской деятельности. Полученные результаты еще раз показали необходимость организации и проведения работы по развитию познавательной активности дошкольников с нарушением зрения средствами исследовательской деятельности.

Обследование уровня познавательной активности младших дошкольников с нарушениями зрения с использованием диагностических методик, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной.

По результатам диагностики в группе на 16% увеличилось количество детей с высоким уровнем, на 5% со средним уровнем, на 16% уменьшилось количество детей с низким уровнем. Это подтверждается и мониторингом поисково-исследовательской деятельности.

Полученные результаты еще раз показали необходимость организации и проведения работы по развитию познавательной активности дошкольников с нарушением зрения средствами исследовательской деятельности.

Выводы:

Выводы:

Литература:

1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07. 2015 года №326

2. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / сост. Дружинина Л. А. Андрющенко Е.В.,Шалагина Г.А., Шильдяева Л.Г. Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

3. Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / сост. Дружинина Л. А., Шестакова И.А.,Шержукова Н.Е.,Алёкина Т.А., Листратенко С.А. Челябинск : АЛИМ ,изд-во Марины Волковой, 2007 .

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

5. Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения) программы детского сада коррекционная программа в детском саду

6. Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И.,

Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.;ДИППО. – Донецк: Истоки.

Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!