ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД №2 КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
Развитие познавательной компетентности дошкольников с нарушением зрения средствами исследовательской деятельности.
П Подготовила:
воспитатель Максимкина
Наталья Викторовна
« Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон
Современный мир динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы невозможно. Человек должен постоянно проявлять исследовательскую поисковую активность.
Как развивать у ребенка потребность и способность искать новое? Как, обучать его умению видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современного детского сада, особенно для детей с нарушениями зрения. Дошкольник познаёт мир с помощью анализаторов и зрительный анализатор один из основных и поэтому необходимо знать и учитывать особенности восприятия при глазных нарушениях.
Особенности зрительных представлений о предметном мире дошкольников с нарушением зрения:
- трудности в процессе формирования пространственных представлений, познавательных процессов;
- недостатки представлений об окружающем мире, которые, в свою очередь, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- затруднения в осуществлении предметной, игровой деятельности, которые негативно сказываются на развитии познавательной компетентности;
- предметно-практические и перцептивные действия (способность к восприятию) не сформированы
- ограниченные возможности здоровья.
Цель работы - создание условий для формирования целостного мировидения и зрительного восприятия младшего дошкольника с нарушением зрения средствами поисково-исследовательской деятельности. Для достижения цели мной были определены следующие задачи:
1. Создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.
2.Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение обследовать предмет, делать выводы.
3.Знакомить детей младшего дошкольного возраста с физическими свойствами окружающего мира, с различными свойствами веществ.
4.Развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность, умение ориентироваться в пространстве.
5.Формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Этапы работы: 1 этап
изучение литературы по проблеме внедрения в работу с детьми дошкольного возраста опытно - экспериментальной деятельности
изучение пособий, рекомендаций и литературы по развитию предметного восприятия у детей с нарушениями зрения .
организация мини - лаборатории для экспериментирования в групповой комнате, подбор коррекционно-дидактического материала в соответствии с возрастными особенностями и диагнозами детей .
2 этап
-обследование и диагностика детей
-подбор картотеки простейших экспериментов
-составление перспективного плана
-разработка цикла игр-экспериментирований
«Любознательные глазки»
и информационных карт к каждой игре
У младших дошкольников игра является основным видом деятельности, поэтому процесс развития любознательности должен осуществляться в интересной игровой форме, вызывать эмоционально радостное, весёлое настроение, удивление от узнавания нового, и радость от первых успехов « Любознательные глазки »- это цикл игр-экспериментов, направленных на первоначальное ознакомление детей со свойствами неживой природы, а так же на сенсорное развитие в ходе ознакомления с объектами окружающего мира . Обеспечивает динамику познавательного развития ребенка с нарушением зрения средствами поисково-исследовательской деятельности.
Особое внимание при планировании и разработке познавательно-исследовательских игр - экспериментирований отведено заданиям по формированию кинестетических способностей - способностей воспринимать, чувствовать, запоминать тактильно и на слух, что обеспечивает коррекционную составляющую занятий. Все упражнения подобраны и адаптированы с расчетом на возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет, с учётом диагнозов, зрительных нагрузок и периодов лечения.
Очень важным условием является соблюдение санитарно-гигиенических норм: уровень освещённости, правильное расположение материалов при выполнении заданий, опытов, размер и цвет демонстрационной и индивидуальной наглядности является обязательным условием при проведении игр.
Работа проводится с детьми в совместной с педагогом деятельности, как часть занятия и в режимных моментах. Каждая игра по времени не превышает 10 мин. Новизна подобранных игр-экспериментов в создании системы взаимосвязей лечебно –восстановительной и коррекционно–педагогической работы через цикл игр – экспериментирований согласно блочно–тематического планирования лексических тем недели, с использованием художественного слова. Цикличность-2-4 раза в месяц. Для педагогов предложены информационные карты для предварительной и последовательной работы с дошкольниками по формированию познавательно – исследовательской деятельности.
Наряду с общими задачами воспитания, обучения и развития ставятся специальные (коррекционные) задачи, важным условием реализации которых является комплексный подход к организации коррекционно - воспитательной работы.
Игра-экспериментирование из цикла «Любознательные глазки»
«Как краски в воде купались»
Использование традиционных и инновационных методов и приёмов в организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников
классификация сенсорных эталонов
Метод обеспечивает накопление разнообразных представлений о предметах с целью создания фундамента для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов.
постановка «проблемных вопросов»
Дети учатся думать, анализировать, строить предположения, аргументировать, делать выводы, искать пути для решения всё более сложных задач.
наблюдения за объектами живой и неживой природы
Целенаправленные систематические наблюдения расширяют кругозор, развивают любознательность ,зрительную, слуховую, вербальную память, совершенствуют мыслительные процессы. Развивается логика мысли, чёткость и красота речи. Дети овладевают соизмерением на глаз.
конструирование из природных материалов «Друзья колючего Ёжика» В разных видах продуктивной деятельности развивается аналитическое восприятие. Дети учатся разным способам обследования предметов, последовательному осмотру, описанию формы, размера.
Один из инновационных методов - коллекционирование . Это направление формирует поисковые навыки и навыки выбора работы с информацией, в том числе её систематизации – при подборе подходящих или не подходящих предметов в коллекцию. Процесс собирательства развивает внимание, память, познавательную активность, наблюдательность. За последнее время были собраны коллекции разной тематики: «Ракушки», «Волшебный мир камня», «Гжель», «Овощи-фрукты», «Волшебный цветок (шишки)», «Дикие и домашние животные», «Насекомые» и другие. Коллекции собраны из самых разнообразных вещей, это позволяет ребёнку совершенствовать набор тактильных ощущений при работе с разнообразными на ощупь материалами, что является важным условием развития познавательных способностей дошкольников с нарушениями зрения.
Обследование уровня познавательной активности младших дошкольников с нарушениями зрения с использованием диагностических методик, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной.
По результатам диагностики в группе на 16% увеличилось количество детей с высоким уровнем, на 5% со средним уровнем, на 16% уменьшилось количество детей с низким уровнем. Это подтверждается и мониторингом поисково-исследовательской деятельности.
Полученные результаты еще раз показали необходимость организации и проведения работы по развитию познавательной активности дошкольников с нарушением зрения средствами исследовательской деятельности.
Выводы:
Литература:
1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07. 2015 года №326
2. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / сост. Дружинина Л. А. Андрющенко Е.В.,Шалагина Г.А., Шильдяева Л.Г. Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
3. Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / сост. Дружинина Л. А., Шестакова И.А.,Шержукова Н.Е.,Алёкина Т.А., Листратенко С.А. Челябинск : АЛИМ ,изд-во Марины Волковой, 2007 .
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения) программы детского сада коррекционная программа в детском саду
6. Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И.,
Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.;ДИППО. – Донецк: Истоки.
Благодарим за внимание!