СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Школа финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Методы и приемы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Школа финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Методы и приемы" В помощь педагогам и родителям.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Школа финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Методы и приемы"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105 «Лесная сказка»  г.Симферополь    Школа финансовой грамотности для детей дошкольного возраста.  (Методы и приемы)   Подготовила: Деньщик Е. В .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105 «Лесная сказка» г.Симферополь Школа финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. (Методы и приемы)

Подготовила:

Деньщик Е. В .

«Деньги, которыми обладаешь  – орудие свободы;  те, за которыми гонишься  — орудие рабства»  Жан-Жак Руссо   Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

«Деньги, которыми обладаешь – орудие свободы; те, за которыми гонишься — орудие рабства» Жан-Жак Руссо

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Сегодня к финансовой грамотности мы подходим в соответствии с документом

Сегодня к финансовой грамотности мы подходим в соответствии с документом

Актуальность  Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, в игровой форме, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Актуальность Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, в игровой форме, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Каждый день нас окружают денежные отношения. И у родителей возникают важные вопросы:  -Будут ли дети понимать, сколько и каким трудом зарабатывают родители (профессия, трудовые действия),  -знать, откуда и как берутся деньги (деньги выдают в обмен за работу),  -знать, как можно зарабатывать  - уметь копить и инвестировать, планировать личный бюджет, карманные расходы,  -ставить цели и достигать их.   Чем раньше мы сформируем навыки  правильного пользования деньгами,  их разумным расходованием,  тем увереннее будет чувствовать  ребенок в будущем.

Каждый день нас окружают денежные отношения. И у родителей возникают важные вопросы: -Будут ли дети понимать, сколько и каким трудом зарабатывают родители (профессия, трудовые действия), -знать, откуда и как берутся деньги (деньги выдают в обмен за работу), -знать, как можно зарабатывать - уметь копить и инвестировать, планировать личный бюджет, карманные расходы, -ставить цели и достигать их. Чем раньше мы сформируем навыки правильного пользования деньгами, их разумным расходованием, тем увереннее будет чувствовать ребенок в будущем.

 Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.  Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др.

Цель:  Помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста (содействие формированию начальных понятий в сфере личных и семейных финансов).

Цель: Помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста (содействие формированию начальных понятий в сфере личных и семейных финансов).

Задачи:  1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.  2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему бережно, с уважением.  3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение,  формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.  4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).  5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Задачи: 1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей. 2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему бережно, с уважением. 3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение,  формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей. 4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями). 5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Понятно, что самостоятельно ребенок не освоит эту область, но вместе с воспитателем, родителями может приобрести доступные ему знания и понять, какое место экономика занимает в окружающей его действительности

Понятно, что самостоятельно ребенок не освоит эту область, но вместе с воспитателем, родителями может приобрести доступные ему знания и понять, какое место экономика занимает в окружающей его действительности

Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности   интеллектуальные игры и развлечения сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры тематические занятия  беседы  чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок  тематические экскурсии

Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности

интеллектуальные игры и развлечения

сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры

тематические занятия

беседы

чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок

тематические экскурсии

 Работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности  разделяют на восемь экономических блоков:   1 блок: Экономика . Это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. 2 блок: Потребность . Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.

Работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности  разделяют на восемь экономических блоков:

1 блок: Экономика . Это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

2 блок: Потребность . Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.

3 блок: Труд и профессии . Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией. 4 блок: Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают  «заказы»  на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

3 блок: Труд и профессии . Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.

4 блок: Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают  «заказы»  на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

5 блок: Выгода и убыток.   Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость. 6 блок: Деньги и бюджет семьи . Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).

5 блок: Выгода и убыток.  

Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

6 блок: Деньги и бюджет семьи .

Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).

7 блок: Реклама . Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества. 8 блок: Бизнес и капитал . Продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой.

7 блок: Реклама . Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.

8 блок: Бизнес и капитал . Продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой.

Варианты создания условий по развитию  финансовой грамотности по возрастам Младшая группа   «Магазин овощи и фрукты», «Автобус» - Деньги, нарисованные детьми - Альбомы об одной профессии - Ненастоящие деньги - Сказки - Медиатека мультфильмов - Дидактические игры «Давай поменяемся», «Все по полочкам», «Что забыли положить в корзинку и другие.

Варианты создания условий по развитию финансовой грамотности по возрастам

Младшая группа

  «Магазин овощи и фрукты», «Автобус»

- Деньги, нарисованные детьми

- Альбомы об одной профессии

- Ненастоящие деньги

- Сказки

- Медиатека мультфильмов

- Дидактические игры «Давай поменяемся», «Все по полочкам», «Что забыли положить в корзинку и другие.

Средняя группа  сюжетно-ролевые игры:  «Парикмахерская», «Зоопарк», «Почта», «Больница»  - Атрибуты для сюжетно-ролевых игр  - Деньги, нарисованные детьми  - Картотека загадок  - Книги художественные и научно-популярные, комиксы  - Аудиотека  - Альбом пословицы и поговорки в картинках  - Альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях  - Карточки о профессиях  - Дидактические игры «Что продается в магазине», «Что сколько стоит», «Деньги» и другие.

Средняя группа сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Зоопарк», «Почта», «Больница» - Атрибуты для сюжетно-ролевых игр - Деньги, нарисованные детьми - Картотека загадок - Книги художественные и научно-популярные, комиксы - Аудиотека - Альбом пословицы и поговорки в картинках - Альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях - Карточки о профессиях - Дидактические игры «Что продается в магазине», «Что сколько стоит», «Деньги» и другие.

 Старшая группа «Банк», «Аптека», «Семья», «Ветеринарная лечебница» - Медиатека из презентаций - Медиатека интерактивных игр - Ребусы - Лабиринты тематические - Игры-путешествия - Банковские карты - Ненастоящие деньги - Банкомат - Дидактические игры «Какой товар лишний?», «Что угодно для души», «Деньги» и другие.

Старшая группа

«Банк», «Аптека», «Семья», «Ветеринарная лечебница»

- Медиатека из презентаций

- Медиатека интерактивных игр

- Ребусы

- Лабиринты тематические

- Игры-путешествия

- Банковские карты

- Ненастоящие деньги

- Банкомат

- Дидактические игры «Какой товар лишний?», «Что угодно для души», «Деньги» и другие.

Подготовительная группа  «Фабрика изготовления денег», «Школа», «Салон красоты», «Цирк», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».  - Металлические устаревшие деньги  - Альбом «Эволюция денег»  - Кроссворды, ребусы  -Дидактические игры «Дорого – дешево», «Потребность – возможность», «Бюджет» и другие.

Подготовительная группа «Фабрика изготовления денег», «Школа», «Салон красоты», «Цирк», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк». - Металлические устаревшие деньги - Альбом «Эволюция денег» - Кроссворды, ребусы -Дидактические игры «Дорого – дешево», «Потребность – возможность», «Бюджет» и другие.

Взаимодействие с семьей анкетирование консультации родительские собрания создание и обогащенние развивающей среды

Взаимодействие с семьей

анкетирование

консультации

родительские собрания

создание и обогащенние развивающей среды

Планируемые результаты-дети должны понять, что… 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. 2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. 3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести . 4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине). 5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде). 6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности). 7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь). 8.  Финансы – это интересно и увлекательно.

Планируемые результаты-дети должны понять, что…

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести .

4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

8. Финансы – это интересно и увлекательно.

Банкноты Банка России

Банкноты Банка России

1. Эта памятная купюра 100 рублей посвящена Крыму и Севастополю. Одна сторона - Севастополю. Основные изображения этой стороны - Памятник затопленным кораблям в Севастопольской бухте, фрагмент картины И.К. Айвазовского «Русская эскадра на Севастопольском рейде».  Вторая сторона - Крыму. Основное изображение этой стороны – декоративный замок «Ласточкино гнездо».   2. Основное изображение лицевой стороны 200 рублёвой купюры –  Памятник затопленным кораблям в г. Севастополе.  Основное изображение оборотной стороны – Государственный историко-архитектурный  музей-заповедник «Херсонес Таврический».

1. Эта памятная купюра 100 рублей посвящена Крыму и Севастополю. Одна сторона - Севастополю. Основные изображения этой стороны - Памятник затопленным кораблям в Севастопольской бухте, фрагмент картины И.К. Айвазовского «Русская эскадра на Севастопольском рейде». Вторая сторона - Крыму. Основное изображение этой стороны – декоративный замок «Ласточкино гнездо». 2. Основное изображение лицевой стороны 200 рублёвой купюры – Памятник затопленным кораблям в г. Севастополе. Основное изображение оборотной стороны – Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Херсонес Таврический».

1. Эта купюра 100 рублей посвящена Чемпионату мира по футболу  FIFA  2018 года в России.   2. Эта памятная банкнота Банка России образца 2014 года номиналом 100 рублей посвящена XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи.    1. 2.

1. Эта купюра 100 рублей посвящена Чемпионату мира по футболу  FIFA  2018 года в России.  2. Эта памятная банкнота Банка России образца 2014 года номиналом 100 рублей посвящена XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи.  1. 2.

Список литературы :

1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.

2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с.

3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с.

4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.

5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.

6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.

7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16

8. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.

9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.

10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.

11. Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание