Социально – психологическая диагностика вступающих в брак
Подготовила педагог-психолог Ю. В. Волина
введение
Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял его, необходимо стать кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке.
Семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.
Брачно-семейные отношения формируются и развиваются как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов, а также системы ценностей супругов. Последние играют ключевую роль в мотивации вступления в брак. А мотивы вступления в брак в значительной мере определяют успешность будущих семейных отношений. Поэтому рассмотрение мотивов вступления в брак у мужчин и женщин является актуальным.
Создание семьи - одно из самых важных событий в жизни любого человека. Каковы же психологические предпосылки принятия подобного решения? Каковы мотивы вступления в брак у женщины и мужчины? Попробую ответить на эти вопросы, разобрав различные варианты взаимоотношений между людьми, собирающимися сочетаться браком.
Взаимная любовь
Юноша и девушка с детства испытывают симпатию друг к другу, их чувства проверены временем, а в глазах родственников и знакомых они давно считаются сложившейся парой. В этом случае ничто не мешает им заключить брак по достижении совершеннолетия. Разумеется, они могут и не спешить с этим, отложив женитьбу на несколько лет, чтобы определиться в жизни, стать самостоятельными и только после этого создать семью. Или молодые люди познакомились недавно, полюбили друг друга и через некоторое время собрались подавать заявление в ЗАГС. Но он (или она) - «единственное чадо» в семье, которого любили и лелеяли с самого рождения, и родители, безусловно, желая своему ребенку счастья, могут оказаться против его выбора. При этом они в состоянии в значительной степени повлиять на отношение молодых людей друг к другу, особенно если они являются непререкаемым авторитетом для своего ребенка. «Неразумному дитя» демонстрируются все недостатки его избранницы (избранника) так, чтобы он сам принял «правильное» решение не создавать семью.
Психологическая совместимость
- Готовность к вступлению в брак молодых людей должна подтверждаться их психологической совместимостью и общими взглядами на жизненные ценности и приоритеты.
- На социально-психологическом и социокультурном уровнях совместимость в большей степени определяется согласованностью семейных ценностей, ролей, жизненных позиций, мотивов социального поведения.
Психологические факторы готовности вступления в брак
испытание чувства любви к человеку, желание быть все время рядом с любимым, осознание ответственности не только за свои поступки и действия, но и быть в ответе за супруга; вести здоровый образ жизни, иметь сходные жизненные ценности и приоритеты со своей половинкой; быть материально обеспеченным человеком, чтобы не чувствовать зависимости от других людей, например родителей; готовность совмещать карьеру, семейную жизнь и быть готовым к рождению ребенка; должна быть психологическая совместимость молодых людей, которые хотят вступить в брак и многое другое.
Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период
Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно разделить на две группы:
- -первая — позволяет исследовать оценку юношами и девушками себя как будущих супругов и родителей;
- -вторая — направлена на оптимальный подбор пар для знакомства и потенциального супружества, помогает прогнозировать супружеские отношения в перспективе.
Первая группа тестов включает в себя методики, предложенные С. В. Ковалевским:
- методика оценки старшеклассником себя как будущего семьянина позволяет определить, как подросток представляет себе эту роль и в какой последовательности выделенные им качества выражены у него самого в настоящее время;
- - тест на превентивную удовлетворенность браком показывает, насколько юноши и девушки в перспективе будут удовлетворены своим браком;
- - методика «Функционально-ролевая согласованность» помогает определить структуру распределения ролей в семье. Для анализа функционально-ролевой согласованности используются три структуры ролей: нормативная (как должно быть); желаемая (как хотелось бы); квазиреальная (как скорее всего сложится). Рекомендуется также выделить в качестве предмета обсуждения представления старшеклассников о распределении семейных ролей в нормативном, желаемом и квазиреальном планах.
Вторую группу составляют:
- - анкета-интервью «Вы вступаете в брак» (В.А.Сысенко) — позволяет выявить мнение вступающих в брак о различных проблемах, с которыми сталкиваются невесты. Анкета-интервью — хороший инструментарий для работы психолога ЗАГСа, центров молодежи и т.д.;
- - тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф.Юнда) — помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д. Кроме этого с помощью данной методики можно наметить перспективы благополучия семейных отношений;
- методика определения психологической совместимости в браке (Г.С.Васильченко) — модифицированный вариант теста Т.Лири.
Мотивы влияющие на вступление в брак
Обстоятельства.
В жизни часто возникают обстоятельства, при которых принимается решение о необходимости оформления отношений. Это решение может диктоваться соображениями нравственного порядка, корыстью и семейными обстоятельствами. Порядочный мужчина, еще не обремененный узами брака, обязан сделать предложение женщине, которая ждет от него ребенка. Порядочность воспитывается в семье с раннего детства, поэтому родственники обычно не возражают против такого решения, а иногда и подталкивают к нему. Последнее слово в такой ситуации остается за женщиной. Бывают обстоятельства, когда человек решается сделать предложение возлюбленной (возлюбленному), чтобы поправить ее (его) финансовое положение или повысить общественный статус. Прекрасно сознавая, что тот человек не испытывает ответных чувств, он ничего не требует взамен. Нередко предложение руки и сердца делается с корыстными целями. Причем корысть может преследоваться как делающим предложение, так и принимающим его. Чтобы удержать около себя любимого человека, любящий идет на любые ухищрения. В такой ситуации царит эгоизм чистой воды. Чувства и желания любимого не учитываются: «Я люблю этого человека, и он будет мой».
Улучшение материального положения.
Решение о вступлении в брак с нелюбимым человеком может быть обусловлено желанием повысить свой жизненный уровень. Обычно в таком тандеме один получает деньги, второй - весьма привлекательного партнера для брака, как бы подтверждающего своей красотой финансовое положение второго. Подобное решение может приниматься также для поправки финансового положения семьи. Человек сознательно приносит себя в жертву, освобождая родных от «лишнего рта» или рассчитывая помогать им материально из бюджета новой семьи. Благодарность человеку, помогшему в трудную минуту, может со временем перерасти в любовь.
Традиции.
На Кавказе и во многих восточных странах мнения жениха и невесты при заключении брака не только не учитываются, но и попросту игнорируется. Но самое удивительное, что против подобного диктата родителей молодые не очень-то и протестуют, ведь это дань многовековым традициям. Решение о браке принимается ближайшими родственниками, иногда даже до рождения будущих супругов. Это может быть нужно для примирения враждующих семей, сохранения «чистоты крови» или повышения социального статуса.
Безысходность.
Во многих семьях существует лидер, определяющий семейную политику. Это может быть тиран, приказы которого должны выполняться беспрекословно, зануда, своими нравоучениями доводящий всех до «белого каления», или аферист, периодически ввергающий семью в долговую яму претворением в жизнь своих и чужих сомнительных проектов. У детей в таких семьях возникает вполне естественное желание покинуть родственников как можно быстрее и видеться с ними как можно реже. В подобных ситуациях решаются даже на брак с нелюбимым человеком, лишь бы только уехать из дома. Если у будущего супруга есть отдельная квартира или комната, то шаг к созданию новой семьи делается еще быстрее .
Одиночество.
Одиночество противно человеческой натуре, человеку свойственно желание найти свою вторую половинку, способную разделить и радость, и печаль. Одни решают повторно вступить в брак в зрелом возрасте, после смерти супруга (супруги), другие - для создания новой полноценной семьи после неудачной предыдущей попытки. Именно одиночество толкает человека на такой поступок, надеждой заживляя «ожоги» от прошлых несчастий и неудач. Часто это делается ради ребенка, чтобы дать ему возможность расти в полной семье.
Подражание.
Человек, не имеющий собственного мнения, чтобы в глазах окружающих выглядеть личностью самодостаточной, стремится подражать другим. И даже к вопросу о создании брака он подходит именно с этих позиций «Все создают семью, так почему мне не сделать то же самое?» Встретятся два таких «подражателя», примут решение заключить брак (просто потому, что все так делают) и серенько, ни от кого не отличаясь, проживут всю жизнь. Но это, разумеется, в лучшем случае. В худшем же такие люди, даже вступив в брак, остаются друг для друга абсолютно чужими, а стало быть, ни о каком взаимопонимании, уважении и тем более любви и речи быть не может. Неудивительно, что вся эта затея обречена на провал. И хорошо, если супруги придут к единодушному решению разойтись, а если нет? Что ж, в этом случае их ожидает достаточно безрадостное существование, зато семейное, как у всех порядочных людей. Некоторые «подражатели» остаются на всю жизнь холостяками, причем вовсе не потому, что такова их жизненная позиция, а из-за того, что в их окружении достаточно много одиноких людей, которым они, собственно, и подражают.
Амбиции.
Совеем другое дело - амбиции. Амбициозные люди решаются на брак только после того, как достигнут цели, которую поставили перед собой сами или которую определил для них любимый человек. Причем иногда процесс достижения цели так увлекает их, что сама цель в результате становится неинтересной.
Упрямство.
Если в человеке силен дух противоречия и он с детства делает все наперекор родителям и друзьям, то и в зрелом возрасте он будет принимать решение вопреки чьим-то советам.
Обида.
После ссоры с любимым (любимой), назло ему или от обиды, человек может решиться на брак с кем-то другим. Но злость на любимого человека может обернуться ненавистью к супругу (супруге) и иметь трагические последствия. Нередко после примирения любящих сторон или осознания ошибки подобные помолвки или браки расторгаются.
Жалость.
Жалость никогда не заменит любви. Решение о вступлении в брак в таком случае принимается из жалости к любящему человеку. При этом жалеющий «разрывается» между жалостью и здравым смыслом, в связи с чем бракосочетание может постоянно откладываться.
Самоутверждение.
Порой, создавая семью, человек движим желанием самоутвердиться. Он считает, что только такое решение избавит его от психологического (физического) давления окружающих. После вступления в брак для него возможны три варианта:
1. Он не сможет занять главенствующую роль в семье и, оставшись на второстепенных ролях, ничего в своей жизни не изменит. После такой неудачи он смирится и проживет «счастливой» семейной жизнью долгие годы.
2. Он займет главенствующую роль в семье. Но, получив официальное право на лидерство, станет тираном или занудой, подавляющим своим «авторитетом» всех домашних.
3. Если семья была создана по обоюдной любви, у человека могут «распрямиться крылья», и он реализует свой духовный и физический потенциал.
Экстремалы.
Есть люди, которым в жизни постоянно не хватает впечатлений, как положительных, так и отрицательных. Для них вступление в брак может быть сродни очередному приключению. По той же причине они могут принять и решение о разводе.
Собственники.
Есть люди, которые всю жизнь пользуются только своей тарелкой, своей ложкой, своей чашкой. Они вступают в брак, чтобы обзавестись очередной «собственностью». В данном случае решение о создании семьи принимается один раз и на всю жизнь. Любовь здесь вообще не играет никакой роли.
Также по Л.Б. Шнейдеру существуют следующие три вида мотивации на брак:
Мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае – намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «пора!». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае, благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда в последствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство.
Мотивация на определенный тип брака. В этом случае люди ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некому представлению о престижном варианте брачных отношений. Сам по себе этот факт также не несет отрицательной окраски. Дай бог, как говорится, дожить в любви и согласии. Проблемы опять таки возникают, если в жизни встречается другой или другая.
Мотивация на определенного человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.
Какая бы мотивация не преобладала при вступлении в брак, самое главное, чтобы это было осознанно, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения их серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме, - есть шанс, что брак, стартовавший с этих позиций, может оказаться успешным. По выражению И.С. Тургенева, можно «дожить до любви». Проблема возникает при раздвоении мотивов: декларируется одно, как правило, говорят о любви и даже сами начинают в это верить, а реальным побудительным мотивом является другое – жалость, месть, страх одиночества и т.д.
К. Г. Юнг в своей книге «Брак как психологическое отношение » говорит о том, что очень часто мы не осознаем реальных мотивов вступления в брак и действуем бессознательно.
Бессознательные мотивации, по К. Юнгу, имеют как личностную так и всеобщую природу. Прежде всего это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки - к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга поощряя или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью.
Известный психолог А. Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит:
-обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;
-общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;
-уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»;
-ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;
-интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;
-взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;
-·жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;
-·порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним;
-·выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие,
-·месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»;
·-боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.
Опросы С.И. Голода установили широкий спектр мотивов заключения брака: любовь, общность интересов и взглядов, одиночество, вероятность скорого рождения ребенка, сострадание, случайность, материальное обеспечение будущего супруга и наличие жилплощади у будущего мужа (жены).
Опрос 350 человек, проведённый в 1966-1968 г.г. в Ленинграде С.И. Голодом, выявил три ведущих мотива:
· Любовь (отметили в числе трёх наиболее важных из десятка вариантов 39,1% мужчин и 49,6% женщин)
·Общность интересов ( 26,1% и 28,5%)
·Чувство одиночества ( 14,1% и 4,7%)
Материальная обеспеченность и наличие жилплощади составили у женщин 4,3%.
Рациональность и эмоции
А как мотив реализоваля ?
мужчины
женщины
Современная семейная жизнь
Тенденции:
-нетрадиционные формы
брака
-снижение роли юридической
регистрации брака;
-смена регуляторов брачных
отношений
-изменение функций и мотивации брака
Причины:
Недостаточная осознанность
при вступлении в брак!!
Мотивы вступления в брак
У юношей
У девушек
беременность
беременность,
любовь,
партнерши,
желание отделиться
желание быть
от родительской семьи,
самостоятельным,
материальная выгода,
независимым,
боязнь одиночества,
сексуальное
нежелание остаться
удовлетворение,
«старой девой»,
любовь
стремление
к взрослой жизни
Мотивы , приводящие к дисфункции семьи
«бегство от
родителей»
«сексуальная
потребность»
«долженствование»
«одиночество»
«следование традиции»
«престиж»
«месть»
Результаты социально-психологического опроса современной молодежи в возрасте от 20 до 25 лет , проведенного в период с января по март 2009 года.
Насколько семья является для Вас ценностью?
Какие отношения с супругом /
супругой Вы бы хотели иметь?
Что, на Ваш взгляд, должно быть причиной для вступления в брак?
Возможно ли для Вас вступление в брак без любви?
Выводы:
У молодежи преобладают романтические мотивы вступления в брак.
Не наблюдается видимых различий в гендерных брачных мотивах.
Любовь – необходимое условие брака, но не единственное, не должно быть противопоставления брака по любви и брака по расчету. Он должен быть и по любви, и по расчету.
Браки, основанных на случайных причинах , почти всегда распадаются,
т.к. ценность личности минимальна.
3 основных мотива вступления в брак современной
молодежи:
любовь, общие интересы и гармоничные
сексуальные отношения
Чувства – это главный мотив вступления в брак, но роль рассудка
также важна .
Спасибо за внимание !