Наша одежда является одним из источников человеческих знаний о прошлом. В истории ее появления много неожиданного и поучительного для нас. Одежда была нужна человеку для защиты от непогоды, в то же время являлась своеобразным знаком отличия. При создании одежды человек выражал свое представление об окружающем мире, его опасностях, о добре и красоте. В любой исторической эпохе одежда отличает людей разных национальностей. Выходит, что история народа отражается в изменении и развитии его одежды. Вот почему музеи так бережно собирают и хранят старинную одежду.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Традиционное удмуртское национальное платье из сундука прапрабабушки"»
«Традиционное удмуртское национальное платье из сундука прапрабабушки»
Работу выполнила: Соколова Юлия,
Объединение «Юный натуралист»
Руководитель: Рузимова Т.И.
«Увинский ДДТ», 2021 г.
«Традиционное удмуртское национальное платье из сундука прапрабабушки»
- Цель исследования: изучение истории, происхождения и принадлежности старинного удмуртского платья
- Объект исследования: удмуртское национальное женское платье
- Предмет исследования: история и происхождение платья
«Традиционное удмуртское национальное платье из сундука прапрабабушки»
- Задачи исследования:
- - изучить историю удмуртского женского платья
- - изучить процесс, этапы изготовления платья (беседа с мастерами ткачества, экскурсия
- - изучить дату и место происхождения платья, ее принадлежность к костюмной группе
- - определить опытным путем вид ткани платья (сырье нити)
Немецкий ученый Даниэль Готтлиб Мессершмидт (1685-1735) – первый исследователь Сибири, проехал в конце 1726 года по пути из Сибири в Санкт-Петербург по землям северных удмуртов (вдоль р. Чепцы) и привел в своем дневнике сведения об удмуртском традиционном костюме, жилище, этнонимии и народной религии.
Автор монографии об удмуртской одежде В.Н.Белицер (учёный, доктор исторических наук, этнограф, полевой исследователь) в 1951 году выделила северный и южный костюмные комплексы.
- С. Х. Лебедева (историк-этнограф) в 2008 году в статье, посвященной ткацкому делу удмуртов, отмечает, что в каждой крестьянской семье хозяин изготавливал ткацкий стан, женщина заправляла его и работала на нем. Лебедева С.Х. выделяет одежду северных, южных и срединных удмуртов.
- К центральной группе удмуртских костюмов относятся Шарканский, Селтинско-Сюмсинский и Вавожский районы. (Виноградов С.Н. Удмуртская одежда,
- 1974 г.).
- «Практически круглый год женщины занимались изготовлением одежды, включая обработку конопли и льна, производство волокна и пряжи, тканье холстов и сукна, отбеливание холстов, их окрашивание, вышивание и пошив одежды».
«Традиционное удмуртское национальное платье из сундука прапрабабушки»
Ткацкий станок простейший «трехподставной стан без навоя и рамы»
«Традиционное удмуртское национальное платье из сундука прапрабабушки»
Ткацкий станок более усовершенствованный: «кросно»
Дом ремесел в д. Узей-Тукля Мастерицы по ткачеству
Традиционное женское платье (дэрем) центральных удмуртов Селтинско-Сюмсинского комплекса начала XX в.
«Традиционное удмуртское национальное платье из сундука прапрабабушки»
Пестрядь самотканая (домотканое льняное полотно ярких сочетаний цветов)
- Многоремизная и двухремизная техника
- Самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном ткацком станке является многоремизная техника. Здесь цветные нити чередуются в определенном порядке, что позволяет создавать всевозможные узоры с простыми геометрическими линиями. Важно, что полученный орнамент мог быть самым разнообразным по своей цветовой гамме.
« Традиционное удмуртское национальное платье из сундука прапрабабушки»
- Моя прапрабабушка Иванцова Анна Алексеевна 1901 года рождения.
- Проживала в Мултан-Туклинском районе деревня Малая Сюрзя.
- Позже платье хранилось у прабабушки Соколовой Антониды Ивановна 1931 года рождения. Проживала в деревне Малые Сюрзи Увинского района.
- Сейчас платье хранит моя бабушка Соколова Антонида Ефимовна 1961 года рождения (п.Ува)
- Все что осталось на память от прапрабабушки – это ее платье. Спасибо моим прабабушке и бабушке, что сохранили память. Мне повезло, что у меня есть возможность прикоснуться к истории моего рода.
Выводы
- 1.Изучив историю старинного народного костюма, пообщавшись с сотрудниками музея и дома ремесел, я узнала, что первые исследования удмуртской национальной одежды датируются с 1726 года. Исследования продолжаются в наше время и имеют высокий интерес.
- 2. Процесс изготовления старинной одежды был очень трудоемким и длительным. Этапы изготовления одежды начинаются с возделывания технических культур льна и конопли, переработки сырья и заканчивается пошивом из готовой ткани.
Выводы
- 3. В ходе исследования установила место изготовления и примерную дату изготовления ткани и платья. (Место изготовления ткани – Вятская губерния Малмыжский уезд Мултанская волость деревня Малая Сюрзя. Дата изготовления платья – предположительно, 1930-40 годы).
- Установила принадлежность платья к костюмному комплексу (центральный костюмный комплекс).
-
- 4. Опытным путем, используя органолептический и лабораторный методы, установила, что ткань платья изготовлена из льняных волокон, без добавления шерсти.
-
Заключение
- Платью моей прапрабабушки уже примерно 100 лет. Я являюсь представителем 5-го поколения, которое держит в руках эту семейную реликвию. Спасибо моим предкам, что сохранили отрывок из семейной истории и передали ее мне. Я тоже обещаю сохранить и передать ее будущим поколениям своего рода.
-
Спасибо за внимание !