МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СИНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Автор проекта: обучающаяся 8 класса
Фоменкова Виктория Викторовна
Руководитель проекта:
учитель русского языка и литературы
Никитина Е.А.
Наш язык гибкий и изменчивый, он постоянно подстраивается под культурные и исторические процессы. Одни слова уходят в прошлое, другие появляются, а какие-то – просто обновляют своё значение.
В комедии 18 века Д.И.Фонвизина кем был Бригадир?
Как же в 21 веке понимаем значение слова «бригадир»?
ПРОБЛЕМА:
языковые нормы и значения русских слов недостаточно понятны обучающимся, поэтому происходит искажение значения слов, что ведёт непониманию изучаемых художественных, публицистических и научно-популярных текстов.
Цель исследования: выявление слов русского языка, изменивших своё лексическое значение.
Объект исследования: содержание толковых словарей, культура речи обучающихся, взрослых.
Гипотеза исследования:
уровень понимания прочитанного и культуры речи обучающихся повысится, если активно включать их в изучение лексических норм, прививать навык пользования словарями и чаще обращаться к художественным произведениям .
Вспомните: в кинофильме Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию" царь Иван Грозный кричит: «Любострастный прыщ! Живота или смерти проси у боярыни!» На что боярыня, падая на колени, молит : "Живота! Живота!" Так вот, живот - это жизнь.
Язык – развивающаяся система, однако за многие века он изменился до неузнаваемости. Но какие-то древнерусские слова живут до сих пор. Правда, теперь под совсем другим значением. Что это за слова?
МАЯК (раньше) МАЯК (сейчас) Торгаш, скупающий у крестьян сало, Высокая башня с сигнальными огнями на шерсть, мошенник по обвесу и обмеру берегу моря для ориентации проходящих (по словарю В.И. Даля) судов (по словарю Т.Ф. Ефремовой)
ВОКЗАЛ (раньше) ВОКЗАЛ (сейчас) Сборная палата, зала для гуляния, где Здание для обслуживания бывает музыка. пассажиров и размещения служебного персонала на железнодорожной станции (по Большому Советскому (по словарю В.И. Даля) Толковому словарю).
Научно-практическое применение в средней школе
- В среднем звене проходят явление омонимии. Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
Научно-практическое применение в старшей школе
- В старшем звене школы слова с изменённой лексической оболочкой изучаются в разделе «Неморфологические способы словообразования ».
- Лексико-семантический способ образования (введён академиком
- В.В. Виноградовым) -
- это образование нового слова из
имеющегося слова
с изменением значения
(1.титан- гигант,
2. титан- кипятильник для воды,
3.титан - твёрдый металл).
Социологическое исследование (анкета «Словари –источники правильной речи и мышления» )
Приняли участие: 20 обучающихся
( 8 – ученики 8 класса, 12 – ученики 6 класса).
- Напиши название известных тебе толковых словарей.
- Напиши название словаря, который поможет узнать значение слова.
- Напиши название словаря, из которого ты узнаешь, как правильно произносить слова.
- Как часто ты обращаешься к словарям? В каком варианте используешь? (электронный или бумажный)?
- Для тебя важно стать грамотным человеком?
Практическая часть Результаты опроса обучающихся 6,8 классов «Словари –источники правильной речи и мышления»
Социологическое исследование (анкета «Понимание значения слов, изменивших звуковую оболочку, но сохранивших лексическое значение») Приняли участие: 20 обучающихся (6,8 класс)
- Задание. Замените выделенные слова с устаревшей оболочкой на современные синонимы.
- 1) На берегу реки долго сидел рыбарь.
- 2) Брат его протянул десницу к сосуду и сорвал первую печать!
- 3) А служилые люди бьют челом великому государю и просят выдать им сполна жалованье за два года.
- 4)Пурпурным огнём зажигают облака лучи восходящего солнца, так зарделись ланиты богини, а гневом сверкнули её зеницы.
- 5) Всадника длань в железной перчатке.
- 6) Вот уста , которые говорят одно, как сердце думает другое.
Практическая часть Результаты опроса обучающихся 6,8 классов «Понимание значения слов, изменивших звуковую оболочку»
Социологическое исследование (анкета «Слова с иной лексической оболочкой») Приняли участие: 10 человек (10,11 классы, взрослые)
- Задание. Дайте словам два значения, ориентируясь на пример.
- Пример: Мушка – насекомое; прицел в винтовке.
- Конёк- Надуть -
- Баланс- Брак -
- Бригадир- Глава -
- Дисциплина- Норка -
- Раздел- Охота-
Практическая часть Результаты опроса обучающихся 10-11 классов и взрослой аудитории «Слова с иной лексической оболочкой»
Личный вклад «Работа с толковыми словарями»
- Отдельные образцы (из Приложения)
Слово
Значение по словарю Даля
Орать
Изменённое значение
Вспахивать землю оралом перед посевами.
Тот, кто охраняет городские ворота.
Неделя
Нерабочий день, бездельный день.
Вратарь
Громко кричать (по словарю С.И. Ожегова).
В футболе, хоккее: игрок, защищающий ворота (по словарю С.И. Ожегова).
Единица исчисления времени, равная семи дням (по словарю Т.Ф Ефремовой).
УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
- Знать значение слов родного языка – норма для культурного человека любой эпохи.
- Читательская культура школьника будет развиваться при условии понимания им лексических значений слов.
- Знать всё многообразие русского языка не под силу ни одному человеку, однако изучать богатство родного языка, обращаясь к словарям и художественным произведениям - долг каждого образованного человека.
Богатство слов не составляет ещё богатства языка. Гибкость, плавность, выразительность и вразумительность, разнообразие, наконец, удобное согласование живого слова с понятием умственного языка - вот что необходимо. Владимир Иванович Даль
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!