СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация выступления по теме «Формирование и оценка математической грамотности младших школьников в рамках требования ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выступления по теме "Формирование и оценка математической грамотности младших школьников в рамках требования ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Презентация выступления по теме «Формирование и оценка математической грамотности младших школьников в рамках требования ФГОС»»

Выступление  по теме:  «Формирование и оценка математической грамотности младших школьников в рамках требования ФГОС»  Автор: учитель начальных классов  МАОУ Домодедовская СОШ N7 c УИОП  Каунова Ирина Владимировна

Выступление по теме:

«Формирование и оценка математической грамотности младших школьников в рамках требования ФГОС»

Автор: учитель начальных классов

МАОУ Домодедовская СОШ N7 c УИОП

Каунова Ирина Владимировна

 Развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования  Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. 

Развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования

Функционально грамотная личность –

это человек, ориентирующийся в мире,

человек самостоятельный, познающий и умеющий

жить среди людей, обладающий определёнными

качествами, ключевыми компетенциями. 

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:   понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; потребность  и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях; способность  различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать; совокупность  умений.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

  • понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
  • потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;
  • способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;
  • совокупность умений.
« Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: - использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений; -приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач».  (ФГОС НОО)

« Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений;

-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач».

(ФГОС НОО)

 Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть конкретизированы, например: • узнавание, называние (чтение), запись многозначного числа (в пределах миллиона); • сравнение двух чисел (в пределах миллиона); • ориентация в изученных величинах: единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час и др.); • соотнесение (знание соотношения) между единицами измерения однородных величин (1 тонна = 1000 кг, 1 минута = 60 секунд и др.)…

Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть конкретизированы, например:

узнавание, называние (чтение), запись многозначного числа (в пределах миллиона);

сравнение двух чисел (в пределах миллиона);

ориентация в изученных величинах: единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час и др.);

соотнесение (знание соотношения) между единицами измерения однородных величин (1 тонна = 1000 кг, 1 минута = 60 секунд и др.)…

 Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть более конкретизированы, например: • выполнение письменных вычислений, связанных с бытовыми жизненными ситуациями , на основе изученных алгоритмов (сложение/вычитание, умножение/деление ); • использование свойств арифметических действий для выполнения устных вычислений, необходимых в практической деятельности и повседневной жизни; • решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)

Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть более конкретизированы, например:

выполнение письменных вычислений, связанных с бытовыми жизненными ситуациями , на основе изученных алгоритмов (сложение/вычитание, умножение/деление );

использование свойств арифметических действий для выполнения устных вычислений, необходимых в практической деятельности и повседневной жизни;

решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)

Оценка качества образования в международных рейтингах опирается на данные международных исследований PIRLS, TIMSS и PISA

PIRLS

Progress in International Reading Literacy Study, 4 класс

ОСВОЕНИЕ ОСНОВ ЧТЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ

  • приобретения читательского литературного опыта
  • освоения и использования информации

TIMSS

Trends in Mathematics and Science Study, 4 , 8 и 11 классы

ОСВОЕНИЕ ОСНОВ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ:

  • всех общеобразовательных курсов (4, 8 классы)
  • углублённых курсов математики и физики (11 класс)

PISA

Programme for International Student Assessment, 15-летние школьники

9 и 10 классы

СФОРМИРОВАННОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:

  • читательской
  • математической

Для понимания проблемы формирования и оценки функциональной грамотности необходимо оценить состояние российского образования .

Оценка качества образования в странах в международных рейтингах опирается на данные международных исследований PIRLS, TIMSS и PISA

В исследованиях PIRLS и TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка , успехи в обучении

В исследовании PISA речь идёт преимущественно о функциональной грамотности и навыках разрешения проблем , иными словами об ответе на вопрос: « Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений? ».

Каковы же на сегодня успехи России в этих исследованиях?

  • естественно-научной
  • финансовой

СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

8

Международные оценочные исследования

PISA

TIMSS

PIRLS

«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся»

«Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов»

«Изучение качества чтения и понимание текста»

изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования

оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях

изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей

Задание для 4-х классов по математике:

Задание для 4-х классов по математике:

  Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов: - ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний; -школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы; -ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами.

Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:

- ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний;

-школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы;

-ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами.

Первый компонент «А зачем мне эта математика нужна?». Пример  «В Австралии в 2017 году прошла гонка, в которой участвовали только автомобили на…Какие это автомобили? на солнечных батареях. Благодаря электричеству, подаренному солнцем, можно ежедневно проезжать 30 километров. Некоторые авто способны разгоняться до 89 км/ч. Именно этот автомобиль победил в гонке в 2017 году. Он сконструирован сотрудниками голландской компании. Солнечная батарея авто весит 135 кг, ее площадь 2 м2 64 дм2». «Какие величины вы встретили в этом тексте? Надо ли учить математику, чтобы читать и понимать информацию о современных достижениях науки и техники?».  Ответы детей на эти вопросы позволят показать необходимость получать и применять математические знания.

Первый компонент

«А зачем мне эта математика нужна?».

Пример

«В Австралии в 2017 году прошла гонка, в которой участвовали только автомобили на…Какие это автомобили?

на солнечных батареях. Благодаря электричеству, подаренному солнцем, можно ежедневно проезжать 30 километров. Некоторые авто способны разгоняться до 89 км/ч. Именно этот автомобиль победил в гонке в 2017 году. Он сконструирован сотрудниками голландской компании. Солнечная батарея авто весит 135 кг, ее площадь 2 м2 64 дм2».

«Какие величины вы встретили в этом тексте?

Надо ли учить математику, чтобы читать и понимать информацию о современных достижениях науки и техники?».

Ответы детей на эти вопросы позволят показать необходимость получать и применять математические знания.

1. Сколько сдачи ты получишь с каждой покупки, если у тебя купюра 50 руб., а ты купишь: один йогурт (32 руб. )? одно мороженое (26 руб. )? 2. Дима заметил, что упаковка сока стоила 36 руб. Через некоторое время его цену снизили на 8 руб. По какой цене стали продавать сок? Определи время по часам. Запиши результаты по образцу . 13 ч 00 мин

1. Сколько сдачи ты получишь с каждой покупки, если у тебя купюра 50 руб., а ты купишь: один йогурт (32 руб. )? одно мороженое (26 руб. )?

2. Дима заметил, что упаковка сока стоила 36 руб. Через некоторое время его цену снизили на 8 руб. По какой цене стали продавать сок?

Определи время по часам. Запиши результаты по образцу .

13 ч 00 мин

Второй компонент  Школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

Второй компонент

Школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

Домики  Дорисуй в пустых клетках предметы таким образом, чтобы в каждой строке и в каждом столбике было по 5 разных предмета.

Домики

Дорисуй в пустых клетках предметы таким образом, чтобы в каждой строке и в каждом столбике было по 5 разных предмета.

Третий компонент  Ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами.  Пример  В детский сад привезли 20 кг яблок и 8 пакетов винограда. На сколько килограммов больше привезли яблок, чем винограда? Учитель предлагает ответить на вопросы: Кто готов выполнить задание и знает, что получит правильный результат? Можно ли решить эту задачу? Почему нет? да? Все ли условия есть для ее решения? Что нам необходимо, чтобы получить требуемый результат?

Третий компонент

Ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами. 

Пример

В детский сад привезли 20 кг яблок и 8 пакетов винограда. На сколько килограммов больше привезли яблок, чем винограда? Учитель предлагает ответить на вопросы: Кто готов выполнить задание и знает, что получит правильный результат? Можно ли решить эту задачу? Почему нет? да? Все ли условия есть для ее решения? Что нам необходимо, чтобы получить требуемый результат?

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями: 1.Соотнесение знаковой и словесной формулировки. 5+8   К пяти прибавить восемь Уменьшаемое четырнадцать вычитаемое 5 14-5   Сумма чисел семи и четырёх Четырнадцать уменьшить на пять 7+4 Четыре плюс семь   2.Выражение 25-12 Артем прочитал так: « Из двадцать пять вычесть двенадцать» Прав ли он?

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:

1.Соотнесение знаковой и словесной формулировки.

5+8

 

К пяти прибавить восемь

Уменьшаемое четырнадцать вычитаемое 5

14-5

 

Сумма чисел семи и четырёх

Четырнадцать уменьшить на пять

7+4

Четыре плюс семь

 

2.Выражение 25-12 Артем прочитал так: « Из двадцать пять вычесть двенадцать» Прав ли он?

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями: 3. Игра «Переводчик» .  Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения. К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два. К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один. Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре. Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть.

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:

3. Игра «Переводчик» .

Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения.

К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.

К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один.

Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре.

Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть.

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями: 4.Игра «Сюрпризный конверт» 11-9 12-8 16-7 8+7 5+6 9+4 Из одиннадцати вычесть девять. Сумма чисел восьми и семи. Первое слагаемое двенадцать второе слагаемое восемь. Число пять увеличить на шесть. Число шестнадцать уменьшить на семь. Четыре увеличить на девять. 5.Задания на анализ предложенного способа решения : Объясни, как нашли значение данного выражения. 17+6=17+3+3=20+3=23 6. По данному выражению, найди значение выражений с устным объяснением. 18+5= 14+7= 15+6=

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:

4.Игра «Сюрпризный конверт»

11-9

12-8

16-7

8+7

5+6

9+4

Из одиннадцати вычесть девять.

Сумма чисел восьми и семи.

Первое слагаемое двенадцать второе слагаемое восемь.

Число пять увеличить на шесть.

Число шестнадцать уменьшить на семь.

Четыре увеличить на девять.

5.Задания на анализ предложенного способа решения :

Объясни, как нашли значение данного выражения.

17+6=17+3+3=20+3=23

6. По данному выражению, найди значение выражений с устным объяснением.

18+5= 14+7= 15+6=

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями: Игра «Верно ли что?» Двенадцать больше трёх на девять; с восьми часов утра до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов; сумма семи и восьми равна шестнадцать; шестнадцать меньше семи.

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:

Игра «Верно ли что?»

  • Двенадцать больше трёх на девять;
  • с восьми часов утра до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов;
  • сумма семи и восьми равна шестнадцать;
  • шестнадцать меньше семи.
На знание математических терминов:  «Противоположные слова»    Прямая - Равенство - Четное - Много - Сложение –

На знание математических терминов: «Противоположные слова»

  • Прямая -
  • Равенство -
  • Четное -
  • Много -
  • Сложение –

На знание математических терминов: «Опрокинутые слова»: УМАСМ - СУММА. АЕМОСЛАГЕ- (слагаемое). ЧИТАВЫЕМОЕ- (вычитаемое). КРАТВАД- (квадрат). УГОТЬРЕНИК- (треугольник). РЕЗОТОК -(отрезок). Запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум_рация, выч_таемое, ед_ница, кил_грамм; исправь ошибку в записи слов: вычисть, дилитель, слажить.  

На знание математических терминов:

  • «Опрокинутые слова»:

УМАСМ - СУММА.

АЕМОСЛАГЕ- (слагаемое).

ЧИТАВЫЕМОЕ- (вычитаемое).

КРАТВАД- (квадрат).

УГОТЬРЕНИК- (треугольник).

РЕЗОТОК -(отрезок).

  • Запишите слова, вставив пропущенные буквы:

нум_рация, выч_таемое, ед_ница, кил_грамм;

  • исправь ошибку в записи слов:

вычисть, дилитель, слажить.

 

7+5 Двузначное число 3 Четное однозначное число Нечетное однозначное число   " width="640"

На правильное применение математических терминов:

3.Соедини название величины и то, что удобней измерить этой величиной.

Сантиметр

Метр

Расстояние между городами

Стоимость покупки

Километр

Рубль

Длина указательного пальца

Час

Время, которое уходит на сон

Килограмм

Вес своего тела

 

Длина класса

 

 

5. Соедини знаковую математическую запись с её названием.

8+9

4+5=9

Равенство

56

Неравенство

6

Выражение

5+67+5

Двузначное число

3

Четное однозначное число

Нечетное однозначное число

 

На правильное применение математических терминов: Озаглавьте каждый столбец:  «Терминологическая викторина»: 1. Линия, которую невозможно свернуть? (прямая) 2. Оценка плохого ученика? (два) 3. Часть прямой, но не луч. (отрезок) 4. Ребус: в букве О число 7. (восемь) 5. Единица измерения длины, равная 100 см (метр) 6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат) 7. В треугольнике их 3. (углы) 8. Инструмент школьника для измерения длины. (линейка) 9. Форма Солнца, часов …. (круг) 10. Результат сложения. (сумма )     23 4   Миллиметр   18 100 Сложение Сантиметр Вычитание Дециметр 96 55 Метр Километр

На правильное применение математических терминов:

Озаглавьте каждый столбец:

«Терминологическая викторина»:

1. Линия, которую невозможно свернуть? (прямая)

2. Оценка плохого ученика? (два)

3. Часть прямой, но не луч. (отрезок)

4. Ребус: в букве О число 7. (восемь)

5. Единица измерения длины, равная 100 см (метр)

6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)

7. В треугольнике их 3. (углы)

8. Инструмент школьника для измерения длины. (линейка)

9. Форма Солнца, часов …. (круг)

10. Результат сложения. (сумма )

 

 

23

4

 

Миллиметр

 

18

100

Сложение

Сантиметр

Вычитание

Дециметр

96

55

Метр

Километр

Джордж Пойа Венгерский, швейцарский и американский математик, популяризатор науки «Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности»

Джордж Пойа

Венгерский, швейцарский и американский математик, популяризатор науки

«Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности»

 Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни .

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни .

Спасибо за внимание! Успехов вам, коллеги!

Спасибо за внимание!

Успехов вам, коллеги!