Просмотр содержимого документа
«Приборы жидкостной системы охлаждения»
Приборы жидкостной системы охлаждения
Радиатор является теплообменником системы охлаждения, где поступающая из двигателя жидкость передает теплоту потоку воздуха.
Пробка наливной горловины в закрытых системах жидкостного охлаждения имеет два предохранительных клапана с уплотнительными резиновыми прокладками и пружинами. Паровой клапан регулируют на избыточное давление (0,145—0,160 МПа), воздушный клапан открывается при падении давления в системе против атмосферного не более чем на 0,01 МПа.
Приборы жидкостной системы охлаждения
Жалюзи устанавливаются перед радиатором, с их помощью регулируется количество воздуха, проходящего через сердцевину радиатора. Жалюзи изготовляются в виде набора вертикальных или горизонтальных пластин — створок из оцинкованного железа, которые объединены общей рамкой и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим одновременный или групповой поворот их вокруг своей оси. Жалюзи прикрепляют к каркасу радиатора или к его наружной облицовке. Управление створками осуществляется вручную или с помощью устройства с термостатом.
Приборы жидкостной системы охлаждения
Жидкостной насос создает в системе охлаждения принудительную циркуляцию жидкости. Применяют одноступенчатые жидкостные насосы центробежного типа. Привод насоса, как правило, работает от шкива коленчатого вала посредством клиноременной передачи.
Вентилятор служит для создания воздушного потока, проходящего через сердцевину радиатора, для охлаждения жидкости, протекающей по трубкам.
Приборы жидкостной системы охлаждения
Вентилятор состоит из ступицы со шкивом, к которой крепятся лопасти. Лопасти вентиляторов изготовляются из листовой стали или из пластмассы. Привод вентилятора имеет автоматическое включение и выключение и осуществляется посредством:
- зубчатых колес;
- клиноременной передачи;
- электромагнитной муфты;
- гидродинамической муфты (рис. 31);
- автономного электрического привода;
- вязкостной муфты;
- фрикционной муфты.
Приборы жидкостной системы охлаждения
Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру жидкости в системе охлаждения и позволяет быстро прогреть холодный двигатель при пуске.
Термостаты бывают жидкостные (сильфонные) и с твердым наполнителем, а также одноклапанные, которые ограничивают только поток жидкости, и двухклапанные, распределяющими поток жидкости между радиатором и малым кругом циркуляции жидкости. Устанавливают термостат либо на пути движения жидкости к радиатору (верхний патрубок), либо перед насосом.
Предпусковой подогреватель
Предпусковой подогреватель служит для предварительного прогрева двигателя перед пуском при низких температурах окружающей среды и способствует уменьшению износа цилиндров и поршней.
В комплект пускового подогревателя входят котел, заполненный охлаждающей жидкостью, топливный бачок, электромагнитный клапан, вентилятор с электродвигателем, свеча накаливания, пульт управления.
Воздушная система охлаждения
Система воздушного охлаждения двигателей состоит из ряда элементов, регулирующих ее работу и поддерживающих заданный тепловой режим двигателя.
Принципиальная система воздушного охлаждения включает в себя:
- подкапотное пространство, закрытое кузовными панелями;
- аксиальный или центробежный вентилятор с направляющим аппаратом, приводимый в действие коленчатым валом двигателя;
- направляющие панели «рубашки» охлаждения; органы, управляющие расходом воздуха в виде заслонок, управляемых термостатами, дросселирующих вход и выход воздуха, или автоматической муфты регулирования частоты вращения лопастей вентилятора;
- датчик температуры и показывающий прибор в кабине водителя;
- оребрение цилиндров и их головки.
Воздушная система охлаждения
- По сравнению с жидкостной системой охлаждения воздушная имеет ряд преимуществ:
- простота и удобство в эксплуатации;
- отсутствие дорогостоящих узлов и агрегатов;
- меньшая масса двигателя;
- более быстрый прогрев двигателя;
- пониженная чувствительность к колебаниям температуры, что особенно важно при эксплуатации автомобиля в районах с жарким или холодным климатом.
- К недостаткам воздушной системы охлаждения следует отнести:
- повышенный уровень шума, создаваемый вентилятором;
- большую напряженность отдельных деталей двигателя вследствие их неравномерного охлаждения;
- большой расход мощности на привод вентилятора (10 —15 % мощности двигателя).