СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причастие как часть речи. Проект урока.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Причастие как часть речи. Проект урока.»

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ,

реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС ООО


Сведения о разработчике

Фамилия, имя, отчество (полностью):

Григорьева Елена Николаевна

Район


Место работы


Должность

Учитель русского языка и литературы

Общая информация

Предмет

русский язык

Класс

7

Тема урока

Причастие как часть речи

Тип урока

Урок изучения нового

Цель

Дать понятие о причастии как самостоятельной части речи

Задачи

  • образовательные

формировать умение  отличать  причастие  от  других  частей  речи

  • развивающие

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать

  • воспитательные

воспитание ценностного отношения к слову

Планируемые результаты

  • личностные

воспитание уважительного отношения к родному языку

  • предметные

закрепление умения характеризовать слово как  часть

  • метапредметные

развитие умения определять цели учебных действий, оценивать результаты

    • регулятивные УУД

умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их

    • познавательные УУД

знакомство с причастием как частью речи

    • коммуникативные УУД

развитие навыков межличностного взаимодействия

Фонды оценочных средств

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

устный опрос, письменная работа, тестовые задания


Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная)


очная

Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.)

проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии

Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение)

Синхронное обучение

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Используемая образовательная платформа

https://edu.gounn.ru/authorize

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор

Программное обеспечение


Дидактическое обеспечение


Дополнительная литература


Интернет-ресурсы


ЭОРы




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ


Название, содержание  этапа урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Оргмомент

мотивация к действиям на уроке, целеполагание

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Приглашение ребят к плодотворной и интересной работе.

- Ребята, вчера прочитала стихотворение об осени и поняла, что не могу определить части речи всех слов. Может быть, вы сможете мне помочь. Вот это стихотворение.


Пожелтел на старый сад.

Листья жёлтые летят.

Пожелтевших клёнов ряд…

Это осени наряд.

Я в желтеющем саду лета больше не найду.

- Ребята, что помогает автору создать образ осени?


- Сможем ли мы легко определить части речи всех этих слов.






- А слова «пожелтевших» и «в желтеющем»?







- Давайте попробуем сделать морфемный разбор всех однокорекнных слов.






- Ребята, у нас проблема. Мы не знаем, какой частью речи являются эти слова, мы поняли лишь, что они каким-то образом причастны к прилагательным и глаголам,но это не прилагательные и не глаголы,так как имеют различие в значении и морфемном составе. Какую цель мы себе поставим?



Учащиеся отвечают, что слово «пожелтел» - глагол, т.к ообозначает действие и отвечает на вопрос «что сделал?»; слово «жёлтые» - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какие?».



- Похожи на прилагательные, т.к. отвечают на вопрос «какой?», но показывают, что клёны пожелтели, сад желтеет,т.е. произошло действие, а действие обозначают глаголы.



Учащиеся разбирают слова и замечают, что что в словах «пожелтевших» и «желтеющем» есть суффиксы, с которыми они раньше не сталкивались.

- Возможно, это какая-то новая часть речи?




Учащиеся читают стихотворение


Исследовать подобные слова, узнать, какая это часть речи, научиться находить её в тексте.



2. Проверка домашнего задания

проверить усвоение предыдущих знаний и умений их использовать

- Ребята, как вы думаете, знание морфологических признаков каких уже известных нам частей речи необходимо вспомнить?


- Тогда давайте выполним морфологические разборы слов «пожелтел» и жёлтые».


Работа выполняется по вариантам. Два человека выпоняют её у доски.

Прилагательного и глагола, так как мы уже выяснили, что новые слова причастны именно к этим частям речи.


Ученики выполняют морфологический разбор предложеннных слов, называют морфологические признаки глагола и прилагательного.




3. Подготовка к изучению новой темы

создать мотив к учебному исследованию

-Итак, вы показали, что хорошо знаете глаголы и прилагательные.

А что вы хотите узнать о словах новой части речи?

- На какие вопросы отвечают?

- Что обозначают?

- Что имеют общего с прилагательным и глаголом?

- Какие имют морфологические признаки?

- Какова синтаксическая роль подобных слов?





4.Наблюдение над фактами (родного языка, химии, географии, физики, математики и т.п.)

при помощи сравнения и сопоставле-ния фактов выделить существенные признаки предметного понятия (или правила

- Ну что ж, приступим к исследованию. Обратим внимание на слова «пожелтевший» и «желтеющий». Обозначают ли они признак предмета?


- Постоянный ли это признак? Всегда ли эти клёны и сад были жёлтыми?





- Итак, мы выяснили общее значение слов данной части речи. Эти слова мы нашли в тексте. Можем ли мы судить об их синтаксической роли?






- Что ж, давайте продолжим сопоставлять новые слова с прилагательными. Что мы для этого будем делать?



- Давайте попробуем просклонять прилагательное и новое слово.

Составляется таблица. Два ученика вызываются к доске, один склоняет прилагательное другой причастие, выделяют окончания







- А изменяются ли они по числам?





- А по родам?



(всё записывается на доске, окончания выделяются)









- Мы увидели, что у слов новой части речи много общего с прилагательными. Но мы с вами уже отмечали сходство этих слов и с глаголами. Давайте сопоставим два новых слова «пожелтевший» и «жёлтеющший». Что они означают?


Учитель замечает только, что формы будущего времени у этих слов нет.


Да, жёлтый цвет, они отвечает на вопрос «какой», как прилагательное.



-Нет, клёны пожелтели в какое-то время, сад сейчас желтеет.

Значит, если прилагательные обозначают постоянный признак, то эти слова признак, проявлящийся в какое-то время.



- Конечно. Давайте определим, какими членами предложения они являются.

Учащиеся подчёркивают слова «пожелтевших и желтеющем». Делают вывод о том, что, подобно прилагательному, в предложении слова новой части речи являются определением.



- Раз прилагательные изменяются по родам числам и падежам, давайте проверим, есть ли эти признаки у слов новой части речи?



падеж

прилагательное

причастие

И.п.

жёлтый лист

желтеющий сад

Р.п

жёлтого листа

желтеющего сада

Д.п.

жёлтому листу

желтеющему саду


и т.д.


Давайте проверим.

Жёлтый лист – жёлтые листья

Желтеющий сад – желтеющие сады


- Да, изменяются.


- Проверим.

Желтеющий сад – желтеющая роща – желтеющее поле.


Учащиеся делают вывод, что новые слова изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные, и имеют сходные окончания.





- Пожелтевший – значит уже пожелтел, действие завершилось в прошлом.

Желтеющий – сейчас желтеет, действие длится в настоящем.


Значит, эти слова, как и глагол, моут иметь время и вид.








5.Обобщение структур-ных и семантических признаков понятия /правила

научить обобщать, делать выводы

- Ребята, мы много наблюдали, сопоставляли. Кто сможет обобщить наши наблюдения и сделать вывод о том, какими призгнакаи обладают исследуемые нами слова?







- Молодцы. Ребята, мы не случайно весь урок говорили о том, что новые слова причастны к прилагательому и глаголу. Эта часть речи так и называется – причастие. Давайте посмотрим, какое определение причастия предложено в учебнике. Все ли выводы мы сделали правильно?

Учитель уточняет, что авторы учебника (Баранов, Ладыженская) относят причастие к самостоятельным частям речи, а некоторые лингвисты считают его особой формой глагола, о чём тоже можно подумать.

А В.И. Даль дал такое яркое определение этой части речи: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного".

- Это часть речи, которая отвечает на вопрос «какой», обозначает признак предмета, проявляющийся во времени. Как и глаголы, причастия имеют форму вида и времени (настоящего и прошедшего), как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. В предложения обычно бывают определениями.




Читают определение по учебнику, видят, что все выводы они сделали правильно















6.Применение понятия (или правила) на новом языковом материале

закрепить понимание нового понятия/правила


- Ребята, что ещё нам необходжимо сделать, чтобы окончательно убедиться в справедливости наших выводов.


- Хорошо. Прочитайте отрывок из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» о прекрасном юноше Данко и о его подвиге во имя людей. Выпишите из текста причастия и укажите их морфологические признаки, подчеркните их как члены предложения.


И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

   - Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на прежнее место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.



- Нужно проверить всё это на новом тексте.




Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Затем осуществляется проверка.












7. Итог урока


Рефлексия


сформулировать новое знание: ЧТО – предметное содержание – и КАК – способ действий, алгоритм познавательной деятельности

- Ребята, мы достигли своей цели?






- А как мы всё это узнали, что мы для этого делали?

- Да, узнали, что есть новая часть речи – причастие, определили, какие она имеет морфологическиу признаки, какую роль играет в предложении.



- Мы прочитали текст и поняли, что не можем определить часть речи некоторых слов.

- Выполняли морфемный разбор и увидели, что в составе причастий есть неизвестные нам суффиксы.

- Выполняли синтаксический разбор предложения, чтобы выявить синтаксическую роль причастий.

-Мы исследоваои морфологические признаки причастия(склоняли, изменяли по числоам и родам,опредеяли вид и время),сопоствляли причастия с прилагательными и глаголами, искали, что у них общего.






6. Задание на дом

дать установку на тренировку определенных умений

- Ребята, а какие умения вы будете тренировать дома?






- Хорошо. Выполните дома упр. 76, где вы сможете потренироваться в определении морфологических признаков причастий или найдите причастия в тексте из учебника физики, запишите предложения с причастиями, укажите их морфологические признаки, подчеркните как члены предложения.


- Умение отличать причастие от других частий речи.

- Умение определять род, число и падеж причастий.

- Умение определять вид и время причастий

-Умение определять синтаксическую роль причастий.