Утверждаю
Методический совет Директор МБОУ « СШ №9»
Протокол № О.В.Антышева_________
« » _________ г. «___» ____________2015 г.
Логопедическая программа
Профилактика и коррекция оптической дисграфии у детей с нарушением оптико-пространственных представлений
Составила учитель-логопед первой категории
Антонова В. Г.
Пояснительная записка
Проблема нарушений письменном речи у младших школьников сохраняет актуальность, как в теоретическом, так и в практическом плане для школьного обучения. Анализ литературных данных специальных исследований (Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Р.Е.Левина и др.), а также мои практические наблюдения показывают, что за последние годы трудности в овладении письменной речью у детей не уменьшаются, а имеют тенденцию к увеличению. Значительно увеличивается количество детей, имеющих оптические нарушения. Данная категория детей испытывает значительные трудности в учебе по многим предметам. На уроках математики дети плохо ориентируются в тетрадях по клеткам. На уроках физкультуры неправильно выполняют команды «направо», « налево». На уроках рисования путают понятия «верхний угол», «нижний угол». Анализ письменных работ по русскому языку показывает, что кроме типичных ошибок у детей много ошибок на правописание наречий и предлогов. Существующие традиционные методики начального обучения не в полной мере учитывают своеобразие формирования письменной речи у определенного процента младших школьников.
Характеристика оптической дисграфии
Этот вид специфических нарушений письма не связан с нарушениями устной речи ребенка. В этом случае ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв. Появление таких ошибок может быть объяснено особенностью русской графики. Как в печатном, так и в рукописном шрифте для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов. Эти элементы, по-разному комбинируясь между собой, и образуют различные буквенные знаки.
Это приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Эти буквы могут отличаться друг от друга лишь разным количеством одинаковых элементов (ш, и, ц, щ), разным расположением элементов в пространстве (ш, т, в, д), наличием помимо одинаковых, еще дополнительных элементов (и, ц„ ш, щ), зеркальное письмо.
Поэтому неудивительно, что в начальный период дети не улавливают этих различий.
У некоторых детей к началу школьного обучения оказываются недостаточно сформировавшимися представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, недостаточно развит зрительный анализ и синтез, позволяющий находить сходства и различия в зрительных образах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения.
В основе оптической дисграфии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
К оптической дисграфии мы относим также смешение букв по кинетическому сходству.
Рассмотрим примеры смешения в письме букв по кинетическому сходству:
о - а (в ударной позиции) - «бонт», «куполся».
б - д - «людит», «убача».
и - у - «прурода», «кист»,
т - п - «стешил», «спанция».
х - ж - «дорохки».
л- я - «кяюч», «весеяо».
г -р — «ролод», «гастаял».
В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение первого элемента взаимозаменяемых букв, Написав первый элемент, ребенок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л - м, п - т, и - ш), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у - и, г - р, б - д).
При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений, С убыстрением темпа письма и увеличением объема работ количество таких ошибок растет. Отрицательную роль играет методическое требование «безотрывного письма» с первых недель обучения детей в 1 -м классе. Стадия поэлементного написания букв практически отсутствует, Умение вносить предварительные поправки по ходу письма (до совершения ошибки ), может быть выработано лишь при четкой разработке системы графических упражнений в букварном периоде.
Таким образом, смешения букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма и чтения, и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозят развития речемыслительной деятельности школьников.
Зеркальное изображение букв также принято относить к ошибкам оптического характера. Эта проблема хорошо освещена у Ляпидевского в «Основах невропатологии». Он отметил, что «зеркальное» письмо обусловлено неправильным ходом зрительных проводников.
Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:
1.Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
2.Инструктивное письмо Мин. общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 « Об учителях-логопедах и
педагогах – психологах учреждений образования».
3. Письмо МОРФ от 14.12.2000 №2 « Об организации работы логопедического
пункта общеобразовательного учреждения».
4 .Положение о логопедическом пункте МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №3».
5.Ястребова А.В., Бессонова Т.П.
Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе. (Основные направления формирования
предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному
языку у детей с речевой патологией). – М..: «Когито-Центр», 1996.
Методическое обоснование
Программа составлена в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности и структуру речевого дефекта и отражает современные подходы к исправлению нарушений письменной речи.
В своей работе я руководствовалась методическим опытом И.Н. Садовниковой и Р.И. Лалаевой, также я использовала методическое пособие для учителей-логопедов под редакцией Мазановой Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы.
Подбор тем данной программы, их последовательность и количество часов, отведенных на каждую тему, определяется спецификой оптических нарушений с учетом таких важных принципов коррекционной педагогики как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический принцип. Программа позволяет реализовать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно наглядность, индивидуальный подход. Логопед может варьировать количество часов по той или иной теме. Так как оптическая дисграфия в чистом виде встречается редко и, как правило, сочетается с другими видами дисграфии, то и выбор учебно-тематического плана будет обусловлен преобладающим видом дисграфии. Данная программа направлена не только на коррекцию, но и на предупреждение оптической дисграфии. Предложенные задания могут быть использованы и во время занятий с учащимися с ФФН и ОНР.
Лалаевой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корневым, И.В.Прищеповой.
Цель программы: Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста, создать условия для преодоления нарушений чтения и письма, оказать помощь в усвоении программы начальной школы по чтению и письму.
Задачи программы:
Образовательные:
- Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;
- Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
- Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;
- Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;
- Формирование оптико-конструктивной деятельности.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;
- Развитие зрительной памяти;
- Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;
- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;
- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;
- Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;
- Развитие избирательности слухоречевой памяти;
- Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).
Здоровьесберегающие:
- Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.
- Чередование статических и динамических игр и упражнений.
Методы, используемые в программе
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.
Основные методы:
• специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический);
• дидактические:
• наглядные;
• словесные методы с опорой на наглядность;
• словесные методы без опоры на наглядность;
• практические методы, которые должны носить игровой характер.
В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:
• конструктивные — во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);
Организация коррекционно - развивающих групп
Проведению коррекционно-развивающей работы предшествует диагностический этап, на который отводится две недели в начале учебного года. Его цель-выявление учащихся, имеющих оптические нарушения и определение степени несформированности психических процессов.
Результаты диагностических исследований лежат в основе подбора форм, методов и содержания работы в рамках программы.
Структура и содержание логопедической работы
Обучение детей, имеющих оптическую дисграфию, зависит от структуры нарушений и степени несформированности психических функций. Как правило, дети обучаются от 6 месяцев до года. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в групповой форме. Тематическое планирование состоит из 54 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т. д. Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данной группы.
Занятие длится 45 минут. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Виды заданий, составляющие занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей.
Коррекционная работа проводится в 4 этапа.
1.Диагностический.(1 час).
Задачи: определение уровня, характера нарушений, планирование коррекционной работы.
2.Подготовительный.(18 часов).
Задачи: формирование зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, ппостранственных ориентировок.
3.Основной.(34 часа).
Задачи: формирование навыка правильного написания букв, дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, автоматизация навыка правильного написания букв на различном речевом материале.
4.Заключительный.( 1час).
Задачи: проверка сформированности навыка правильного написания букв, проведение контрольной диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала.
Основная цель коррекционного обучения:
Цель программы: Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста, создать условия для преодоления нарушений чтения и письма, оказать помощь в усвоении программы начальной школы по чтению и письму.
Задачи:
• развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза; пространственных ориентировок
• дифференцировка смешиваемых букв на письме
Приемы, используемые в работе
- упражнения по развитию зрительного восприятия, памяти, внимания на материале геометрических фигур, предметах, лепка букв из пластилина, выкладывание из крупы, обведение по контуру, письмо в воздухе, конструирование букв из различного материала, реконструирование их, проведение дифференциации букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Направления работы
1, Развитие зрительного восприятия и узнавания.
а/ предметный гнозис (уточнение представлений о целостном, пунктирном, контурном изображении предметов).
б/ восприятие величины.
в/ восприятие цвета.
г/ формы.
д/ буквенный гнозис.
2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
3. Формирование пространственного восприятия и представления.
а/ развитие ориентировки в схеме тела.
б/ развитие ориентировки в окружающем пространстве.
в/ работа с предлогами, имеющими пространственное значение.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
5. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
Планируемые результаты
-В результате логопедической работы у учащихся должен быть сформирован предметный и буквенный гнозис;
-расширен объем зрительной памяти;
-сформировано пространственное восприятие и представления;
-развит зрительный анализ и синтез;
-отдифференцированы смешиваемые буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
Оценка результативности программы
Результативность и эффективность программы выявляется путем диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года.
Методы оценки эффективности программы.
Предусмотрены следующие проверочные работы:
• Диктанты;
• Индивидуальные задания;
• Тесты;
• Компьютерные программы;
• Работа с дидактическим материалом;
2.Этапы и содержание программного уровня в 4 этапа.
Этапы: | Цель: | Содержание: |
I Диагностический | Определение уровня характера нарушений письменной речи. | - Выявление характера нарушений. - Планирование работы. |
II. Подготовительный | Формирование зрительного восприятия пространственных представлений. | - Развитие зрительного анализа и синтеза. - Развитие буквенного гнозиса. - Формирование пространственного восприятия. - Развитие зрительно - моторных координаций. |
III. Основной | Поверка навыка сформированности правильного написания букв. | Проведение контрольно - диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала. |
IV. Заключительный | Проверка сформированности навыка правильного написания букв. | Проведение контрольно- диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала. |
3.Тематическое планирование
54 часа.
№ | Тема: | Цели занятия: | Задачи занятия: |
I этап: диагностический - 1 час |
|
1. | Диагностика | Определить уровень, характер нарушения письменной речи. | - Выявление характера нарушений. - Планирование работы. |
II этап: подготовительный- 18 часов. |
| Восприятие цвета и формы величины букв. | Развитие зрительного гнозиса. | Развитие восприятия цвета буквы. |
2 | | Развивать буквенный гнозис. | - Восприятие формы буквы. - Восприятие формы и величины буквы. |
3-4 | Упражнение на развитие зрительного анализа и синтеза. | Развитие зрительного анализа и синтеза. | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. |
5 | Расширение объема зрительной памяти. | Уточнить и развивать объем зрительной памяти. | - Развитие навыков запоминания формы предметов. - Развитие навыков запоминания цвета предметов. |
6 | Зрительное восприятие. | Формировать свойства зрительного восприятия. | - Формирование навыков целостного восприятия. - Формирование навыков избирательного восприятия. |
7 | Ориентировка в схеме собственного тела. | Развитие пространственного восприятия и представления. | Развитие умений ориентироваться в схеме тела. |
8 | Ориентирование в определении пространства.Работа с предлогами. | Развивать пространственное восприятие и представление. | - Развитие умений ориентирования в пространстве. -Уточнение средств отражение зрительно - пространственного соотношения. |
9-10 | Зрительно - моторные координации. | Формирование зрительно - моторной координации. | Формирование ориентировки в малом пространстве. |
III этап: основной - 34 часа. |
1 | Дифференциация смешиваемых букв. | | Закрепление связей между произношением звука и его графическим изображением. |
2 | Анализ и синтез состава букв в наглядном плане действий. | | - Развитие оптико- пространственных представлений. -Совершенствование навыка конструирования и реконструирования букв. |
3 | Анализ и синтез состава букв отвлеченно. | | Формирование навыков целостного восприятие буквы. |
4 | Анализ и синтез состава букв по представлению. | | Формирование навыков целостного восприятия буквы. |
5 | Грамматический диктант. | | Промежуточный контроль и определение уровня усвоения материала. |
6 | Дифференциация смешиваемых букв изолированно и в слогах. | | Закрепление навыков изолированно и на уровне слога. |
11-14 | Дифференциация смешиваемых букв в словах. | | Закрепление навыков на уровне слова. |
15-18 | Дифференциация смешиваемых букв в предложениях. | | Закрепление навыков на уровне предложений. |
19-22 | Дифференциация смешиваемых букв в тексте. | | Закрепление навыков на уровне текста. |
IV этап: заключительный- 1час. |
-
| Диагностика. | Проверка сформированности навыка правильного написания букв. | Проведение контрольно- диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала. |
4. Литература
1.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: ВЛАДОС, 2004.
3.Кочеткова Н.А.Я различаю буквы о-а , сходные по написанию6 альбом ученика.-
М.: ГНОМ и Д, 2005.
4.Романова Е.В. Пишу правильно буквы И ,У. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей.- СПб: КАРО, 2007.
5. Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. Рекомендовано кафедрой логопедии ИКП СГПУ.
6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М. 1995.
Приложение
Тесты
1. Исследование уровня сформированности зрительного восприятия.
Цель: выявить уровень сформированности зрительного восприятия, в частности, восприятия формы, цвета.
Детям предлагаются картинки с изображением домика и человека (мужчины), состоящие из различных геометрических фигур.
Инструкция: Рассмотрите картинки. Найдите похожие на фигурки и раскрасьте их одним цветом. Карандаши выбирайте сами.
Оценка результатов проводится по 4 уровням.
1 уровень: Ребенок выполняет все правильно.
2 уровень: 1 ошибка, не различение одинаковых фигур в пределах одной группы. (Например, закрашивает треугольники разным цветом).
3 уровень: 2-3 ошибки, не различает одинаковые фигуры (Например, неправильно закрашивает 2-3 вида фигур)
4 уровень: Бессмысленное раскрашивание.
2. Исследование объема зрительной памяти.
1. Детям предлагаются картинки для запоминания (4). (Количество зависит от степени сложности).
Дается инструкция: внимательно рассмотрите картинки и постарайтесь как можно больше запомнить. Время - 1 минута,
Затем картинки убираются, а дети должны воспроизвести эти фигурки в тетради.
Оценка результатов проводится по 4 уровням:
1 уровень: Задание выполнено без ошибок.
2 уровень: Допущена 1 ошибка.
3 уровень: Допущено 2-3 ошибки.
4 уровень: Не справился с заданием.
3. Исследование степени нарушения зрительного
анализа и синтеза.
1. Детям предлагается составить целую картинку из фрагментов.
Время 2 минуты. Инструкция: Вам предлагаются фрагменты картинки. Попробуйте составить целую. Оценка результатов проводится по 3 уровням:
1 уровень: Собрал самостоятельно.
2 уровень: Собрал с помощью.
3 уровень: Не справился с заданием.
4. Исследование ориентировки ребенка в схеме тела.
Ребенку предлагается выполнить следующие задания по
инструкции:
а/ Подними вверх правую руку.
б/ Отведи в сторону левую руку.
в/ Дотронься левой рукой до правого уха.
г/ Дотронься правой рукой до левого уха.
д/ Дотронься правой рукой до левого колена,
е/ Моргни правым глазом.
ж/ Положи правую ногу на левую.
з/ Дотронься правой рукой до левого плеча.
Оценка результатов проводится в соответствии с выполненными действиями.
Выполнил +
Не выполнил —
Если ребенок выполнил все задания - это 1 уровень, высокий. Выполнил половину заданий - 2 уровень, средний. Выполнил меньше половины - 3 уровень, ниже среднего. Не справился с заданиями — 4 уровень, низкий.
5. Исследование ориентировки ребенка в окружающем пространстве.
Детям дается графический диктант:
Инструкция: Сейчас мы с вами вместе попробуем нарисовать рисунок. Я буду диктовать, в какую сторону вы будете проводить линии на определенное число клеточек вправо, влево, вверх, вниз.
Оценка результатов проводится по 3 уровням: выполняет, не выполняет, выполняет с ошибками.
- 1 уровень: Задание выполнено верно.
- 2 уровень: Задание выполнено с ошибками.
- 3 уровень: Задание не выполнено.
Задачи:
• развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
• дифференцировка смешиваемых букв на письме.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
• уточнение представлений о форме, величине, цвете;
• ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;
• конструирование и реконструирование букв;
• нахождение, выделение букв
19