СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция оптической дисграфии у детей с нарушением оптико-пространственных представлений"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста, создать условия для преодоления нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью оптико-пространственных представлений.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Предупреждение и коррекция оптической дисграфии у детей с нарушением оптико-пространственных представлений"»

Утверждаю

Методический совет Директор МБОУ « СШ №9»

Протокол № О.В.Антышева_________

« » _________ г. «___» ____________2015 г.















Логопедическая программа

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у детей с нарушением оптико-пространственных представлений













Составила учитель-логопед первой категории

Антонова В. Г.





  1. Пояснительная записка

Проблема нарушений письменном речи у младших школьников сохраняет актуальность, как в теоретическом, так и в практическом плане для школьного обучения. Анализ литературных данных специальных исследований (Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Р.Е.Левина и др.), а также мои практические наблюдения показывают, что за последние годы трудности в овладении письменной речью у детей не уменьшаются, а имеют тенденцию к увеличению. Значительно увеличивается количество детей, имеющих оптические нарушения. Данная категория детей испытывает значительные трудности в учебе по многим предметам. На уроках математики дети плохо ориентируются в тетрадях по клеткам. На уроках физкультуры неправильно выполняют команды «направо», « налево». На уроках рисования путают понятия «верхний угол», «нижний угол». Анализ письменных работ по русскому языку показывает, что кроме типичных ошибок у детей много ошибок на правописание наречий и предлогов. Существующие традиционные методики начального обучения не в полной мере учитывают своеобразие формирования письменной речи у определенного процента младших школьников.

Характеристика оптической дисграфии

Этот вид специфических нарушений письма не связан с нарушениями устной речи ребенка. В этом случае ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв. Появление таких ошибок может быть объяснено особенностью русской графики. Как в печатном, так и в рукописном шрифте для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов. Эти элементы, по-разному комбинируясь между собой, и образуют различные буквенные знаки.

Это приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Эти буквы могут отличаться друг от друга лишь разным количеством одинаковых элементов (ш, и, ц, щ), разным расположением элементов в пространстве (ш, т, в, д), наличием помимо одинаковых, еще дополнительных элементов (и, ц„ ш, щ), зеркальное письмо.

Поэтому неудивительно, что в начальный период дети не улавливают этих различий.

У некоторых детей к началу школьного обучения оказываются недостаточно сформировавшимися представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, недостаточно развит зрительный анализ и синтез, позволяющий находить сходства и различия в зрительных образах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения.

В основе оптической дисграфии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.

К оптической дисграфии мы относим также смешение букв по кинетическому сходству.

Рассмотрим примеры смешения в письме букв по кинетическому сходству:

о - а (в ударной позиции) - «бонт», «куполся».

б - д - «людит», «убача».

и - у - «прурода», «кист»,

т - п - «стешил», «спанция».

х - ж - «дорохки».

л- я - «кяюч», «весеяо».

г -р — «ролод», «гастаял».

В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение первого элемента взаимозаменяемых букв, Написав первый элемент, ребенок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л - м, п - т, и - ш), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у - и, г - р, б - д).

При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений, С убыстрением темпа письма и увеличением объема работ количество таких ошибок растет. Отрицательную роль играет методическое требование «безотрывного письма» с первых недель обучения детей в 1 -м классе. Стадия поэлементного написания букв практически отсутствует, Умение вносить предварительные поправки по ходу письма (до совершения ошибки ), может быть выработано лишь при четкой разработке системы графических упражнений в букварном периоде.

Таким образом, смешения букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма и чтения, и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозят развития речемыслительной деятельности школьников.

Зеркальное изображение букв также принято относить к ошибкам оптического характера. Эта проблема хорошо освещена у Ляпидевского в «Основах невропатологии». Он отметил, что «зеркальное» письмо обусловлено неправильным ходом зрительных проводников.

Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:

1.Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

2.Инструктивное письмо Мин. общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 « Об учителях-логопедах и

педагогах – психологах учреждений образования».

3. Письмо МОРФ от 14.12.2000 №2 « Об организации работы логопедического

пункта общеобразовательного учреждения».

4 .Положение о логопедическом пункте МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №3».

5.Ястребова А.В., Бессонова Т.П.

Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при

общеобразовательной школе. (Основные направления формирования

предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному

языку у детей с речевой патологией). – М..: «Когито-Центр», 1996.

Методическое обоснование

Программа составлена в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности и структуру речевого дефекта и отражает современные подходы к исправлению нарушений письменной речи.

В своей работе я руководствовалась методическим опытом И.Н. Садовниковой и Р.И. Лалаевой, также я использовала методическое пособие для учителей-логопедов под редакцией Мазановой Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы.

Подбор тем данной программы, их последовательность и количество часов, отведенных на каждую тему, определяется спецификой оптических нарушений с учетом таких важных принципов коррекционной педагогики как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический принцип. Программа позволяет реализовать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно наглядность, индивидуальный подход. Логопед может варьировать количество часов по той или иной теме. Так как оптическая дисграфия в чистом виде встречается редко и, как правило, сочетается с другими видами дисграфии, то и выбор учебно-тематического плана будет обусловлен преобладающим видом дисграфии. Данная программа направлена не только на коррекцию, но и на предупреждение оптической дисграфии. Предложенные задания могут быть использованы и во время занятий с учащимися с ФФН и ОНР.

Лалаевой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корневым, И.В.Прищеповой.



Цель программы: Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста, создать условия для преодоления нарушений чтения и письма, оказать помощь в усвоении программы начальной школы по чтению и письму.



Задачи программы:

Образовательные:

- Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;

- Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

- Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;

- Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;

- Формирование оптико-конструктивной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;

- Развитие зрительной памяти;

- Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;

- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;

- Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;

- Развитие избирательности слухоречевой памяти;

- Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).

Здоровьесберегающие:

- Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.

- Чередование статических и динамических игр и упражнений.

Методы, используемые в программе

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.

Основные методы:

• специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический);

• дидактические:

• наглядные;

• словесные методы с опорой на наглядность;

• словесные методы без опоры на наглядность;

• практические методы, которые должны носить игровой характер.

В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:

• конструктивные — во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);

Организация коррекционно - развивающих групп

Проведению коррекционно-развивающей работы предшествует диагностический этап, на который отводится две недели в начале учебного года. Его цель-выявление учащихся, имеющих оптические нарушения и определение степени несформированности психических процессов.

Результаты диагностических исследований лежат в основе подбора форм, методов и содержания работы в рамках программы.

Структура и содержание логопедической работы

Обучение детей, имеющих оптическую дисграфию, зависит от структуры нарушений и степени несформированности психических функций. Как правило, дети обучаются от 6 месяцев до года. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в групповой форме. Тематическое планирование состоит из 54 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т. д. Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данной группы.

Занятие длится 45 минут. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Виды заданий, составляющие занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей.

Коррекционная работа проводится в 4 этапа.

1.Диагностический.(1 час).

Задачи: определение уровня, характера нарушений, планирование коррекционной работы.

2.Подготовительный.(18 часов).

Задачи: формирование зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, ппостранственных ориентировок.

3.Основной.(34 часа).

Задачи: формирование навыка правильного написания букв, дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, автоматизация навыка правильного написания букв на различном речевом материале.

4.Заключительный.( 1час).

Задачи: проверка сформированности навыка правильного написания букв, проведение контрольной диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала.

Основная цель коррекционного обучения:

Цель программы: Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста, создать условия для преодоления нарушений чтения и письма, оказать помощь в усвоении программы начальной школы по чтению и письму.



Задачи:

• развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза; пространственных ориентировок

• дифференцировка смешиваемых букв на письме

Приемы, используемые в работе

- упражнения по развитию зрительного восприятия, памяти, внимания на материале геометрических фигур, предметах, лепка букв из пластилина, выкладывание из крупы, обведение по контуру, письмо в воздухе, конструирование букв из различного материала, реконструирование их, проведение дифференциации букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Направления работы

1, Развитие зрительного восприятия и узнавания.

а/ предметный гнозис (уточнение представлений о целостном, пунктирном, контурном изображении предметов).

б/ восприятие величины.

в/ восприятие цвета.

г/ формы.

д/ буквенный гнозис.

2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

3. Формирование пространственного восприятия и представления.

а/ развитие ориентировки в схеме тела.

б/ развитие ориентировки в окружающем пространстве.

в/ работа с предлогами, имеющими пространственное значение.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

5. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Планируемые результаты

-В результате логопедической работы у учащихся должен быть сформирован предметный и буквенный гнозис;

-расширен объем зрительной памяти;

-сформировано пространственное восприятие и представления;

-развит зрительный анализ и синтез;

-отдифференцированы смешиваемые буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путем диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года.

Методы оценки эффективности программы.

Предусмотрены следующие проверочные работы:

• Диктанты;

• Индивидуальные задания;

• Тесты;

• Компьютерные программы;

• Работа с дидактическим материалом;

2.Этапы и содержание программного уровня в 4 этапа.



Этапы:

Цель:

Содержание:

I Диагностический

Определение уровня характера нарушений письменной речи.

- Выявление характера нарушений.

- Планирование работы.

II. Подготовительный

Формирование зрительного восприятия пространственных представлений.

- Развитие зрительного анализа и синтеза.

- Развитие буквенного гнозиса.

- Формирование пространственного восприятия.

- Развитие зрительно - моторных координаций.

III. Основной

Поверка навыка сформированности правильного написания букв.

Проведение контрольно - диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала.



IV. Заключительный


Проверка сформированности навыка правильного написания букв.

Проведение контрольно- диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала.



3.Тематическое планирование

54 часа.



Тема:

Цели занятия:

Задачи занятия:

I этап: диагностический - 1 час


1.

Диагностика


Определить уровень, характер нарушения письменной речи.

- Выявление характера нарушений.

- Планирование работы.

II этап: подготовительный- 18 часов.


Восприятие цвета и формы величины букв.

Развитие зрительного гнозиса.

Развитие восприятия цвета буквы.

2


Развивать буквенный гнозис.

- Восприятие формы буквы.

- Восприятие формы и величины буквы.

3-4

Упражнение на развитие зрительного анализа и синтеза.

Развитие зрительного анализа и синтеза.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза.

5

Расширение объема зрительной памяти.

Уточнить и развивать объем зрительной памяти.

- Развитие навыков запоминания формы предметов.

- Развитие навыков запоминания цвета предметов.


6

Зрительное восприятие.

Формировать свойства зрительного восприятия.

- Формирование навыков целостного восприятия.

- Формирование навыков избирательного восприятия.

7

Ориентировка в схеме собственного тела.

Развитие пространственного восприятия и представления.

Развитие умений ориентироваться в схеме тела.

8

Ориентирование в определении пространства.Работа с предлогами.

Развивать пространственное восприятие и представление.

- Развитие умений ориентирования в пространстве.

-Уточнение средств отражение зрительно - пространственного соотношения.

9-10

Зрительно - моторные координации.

Формирование зрительно - моторной координации.

Формирование ориентировки в малом пространстве.

III этап: основной - 34 часа.

1

Дифференциация

смешиваемых букв.


Закрепление связей между произношением звука и его графическим изображением.

2

Анализ и синтез состава букв в наглядном плане действий.


- Развитие оптико- пространственных представлений.

-Совершенствование навыка конструирования и реконструирования букв.

3

Анализ и синтез состава букв отвлеченно.


Формирование навыков целостного восприятие буквы.

4

Анализ и синтез состава букв по представлению.


Формирование навыков целостного восприятия буквы.

5

Грамматический диктант.


Промежуточный контроль и определение уровня усвоения материала.

6

Дифференциация смешиваемых букв изолированно и в слогах.


Закрепление навыков изолированно и на уровне слога.

11-14

Дифференциация смешиваемых букв в словах.


Закрепление навыков на уровне слова.

15-18

Дифференциация смешиваемых букв в предложениях.


Закрепление навыков на уровне предложений.

19-22

Дифференциация смешиваемых букв в тексте.


Закрепление навыков на уровне текста.

IV этап: заключительный- 1час.

Диагностика.

Проверка сформированности навыка правильного написания букв.

Проведение контрольно- диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала.



4. Литература

1.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: ВЛАДОС, 2004.

3.Кочеткова Н.А.Я различаю буквы о-а , сходные по написанию6 альбом ученика.-

М.: ГНОМ и Д, 2005.

4.Романова Е.В. Пишу правильно буквы И ,У. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей.- СПб: КАРО, 2007.

5. Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. Рекомендовано кафедрой логопедии ИКП СГПУ.

6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М. 1995.



Приложение

Тесты

1. Исследование уровня сформированности зрительного восприятия.

Цель: выявить уровень сформированности зрительного восприятия, в частности, восприятия формы, цвета.

Детям предлагаются картинки с изображением домика и человека (мужчины), состоящие из различных геометрических фигур.

Инструкция: Рассмотрите картинки. Найдите похожие на фигурки и раскрасьте их одним цветом. Карандаши выбирайте сами.

Оценка результатов проводится по 4 уровням.

1 уровень: Ребенок выполняет все правильно.

2 уровень: 1 ошибка, не различение одинаковых фигур в пределах одной группы. (Например, закрашивает треугольники разным цветом).

3 уровень: 2-3 ошибки, не различает одинаковые фигуры (Например, неправильно закрашивает 2-3 вида фигур)

4 уровень: Бессмысленное раскрашивание.



2. Исследование объема зрительной памяти.

1. Детям предлагаются картинки для запоминания (4). (Количество зависит от степени сложности).

Дается инструкция: внимательно рассмотрите картинки и постарайтесь как можно больше запомнить. Время - 1 минута,

Затем картинки убираются, а дети должны воспроизвести эти фигурки в тетради.

Оценка результатов проводится по 4 уровням:

1 уровень: Задание выполнено без ошибок.

2 уровень: Допущена 1 ошибка.

3 уровень: Допущено 2-3 ошибки.

4 уровень: Не справился с заданием.

3. Исследование степени нарушения зрительного

анализа и синтеза.

1. Детям предлагается составить целую картинку из фрагментов.

Время 2 минуты. Инструкция: Вам предлагаются фрагменты картинки. Попробуйте составить целую. Оценка результатов проводится по 3 уровням:

1 уровень: Собрал самостоятельно.

2 уровень: Собрал с помощью.

3 уровень: Не справился с заданием.

4. Исследование ориентировки ребенка в схеме тела.

Ребенку предлагается выполнить следующие задания по

инструкции:

а/ Подними вверх правую руку.

б/ Отведи в сторону левую руку.

в/ Дотронься левой рукой до правого уха.

г/ Дотронься правой рукой до левого уха.

д/ Дотронься правой рукой до левого колена,

е/ Моргни правым глазом.

ж/ Положи правую ногу на левую.

з/ Дотронься правой рукой до левого плеча.

Оценка результатов проводится в соответствии с выполненными действиями.

Выполнил +

Не выполнил —

Если ребенок выполнил все задания - это 1 уровень, высокий. Выполнил половину заданий - 2 уровень, средний. Выполнил меньше половины - 3 уровень, ниже среднего. Не справился с заданиями — 4 уровень, низкий.

5. Исследование ориентировки ребенка в окружающем пространстве.

Детям дается графический диктант:

Инструкция: Сейчас мы с вами вместе попробуем нарисовать рисунок. Я буду диктовать, в какую сторону вы будете проводить линии на определенное число клеточек вправо, влево, вверх, вниз.

Оценка результатов проводится по 3 уровням: выполняет, не выполняет, выполняет с ошибками.

- 1 уровень: Задание выполнено верно.

- 2 уровень: Задание выполнено с ошибками.

- 3 уровень: Задание не выполнено.



Задачи:

• развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;

• дифференцировка смешиваемых букв на письме.



Содержание коррекционно-логопедической работы:

• уточнение представлений о форме, величине, цвете;

• ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;

• конструирование и реконструирование букв;

• нахождение, выделение букв

19