СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирования ЧГ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказано приемах, применяемых мною в практике

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования ЧГ»

«Формирование ФГ обучающихся: приемы формирования ЧГ как условие развития мотивации обучающихся к познавательной деятельности»

«Формирование ФГ обучающихся:

приемы формирования ЧГ как условие развития мотивации обучающихся к познавательной деятельности»

«Чтение – ничто;  осмысленное чтение – кое-что;  чтение осмысленное и прочувственное – совершенство»  А.С.Пушкин

«Чтение – ничто;

осмысленное чтение – кое-что;

чтение осмысленное и прочувственное – совершенство»

А.С.Пушкин

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Чтение «из-под палки» - 20%; Только выполнение домашнего задания - 50%; Случайный процесс, время от времени имеющий место - 23%; Для 7% детей сегодня чтение является удовольствием.
  • Чтение «из-под палки» - 20%;
  • Только выполнение домашнего задания - 50%;
  • Случайный процесс, время от времени имеющий место - 23%;
  • Для 7% детей сегодня чтение является удовольствием.

Именно с книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь . Хорошая книга – это друг, наставник и учитель. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумью над содержанием прочитанного. Пословицы о книге  «Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает» «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает» «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде».

Именно с книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь . Хорошая книга – это друг, наставник и учитель. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумью над содержанием прочитанного.

Пословицы о книге

«Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает»

«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»

«Книга подобна воде – дорогу пробьет везде».

Специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами:   1 группа Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте. 2 группа Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения. 3 группа Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта

Специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами:

1 группа

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

2 группа

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

3 группа

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта

Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой: 1 этап - подготовительный (до начала чтения), 2 этап – основной (в процессе чтения), 3 этап - заключительный (после чтения). Прием – кластер «Ромашка»

Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой:

1 этап - подготовительный (до начала чтения),

2 этап – основной (в процессе чтения),

3 этап - заключительный (после чтения).

Прием – кластер «Ромашка»

Приёмы и методы формирования читательской грамотности Приём «Верите ли вы …» может быть началом урока связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Приёмы и методы формирования читательской грамотности

Приём «Верите ли вы …»

может быть началом урока связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию.

Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

«Мягкая посадка»    При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.  Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение»

«Мягкая посадка»  

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение»

«Чтение с остановками»  Используется повествовательный текст. На начальной стадии урока по названию текста дети определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Этот приём способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и отказа от своей, если она оказалась неудачной.

«Чтение с остановками»

Используется повествовательный текст. На начальной стадии урока по названию текста дети определяют, о чём пойдёт речь в произведении.

На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Этот приём способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и отказа от своей, если она оказалась неудачной.

« Письмо с дырками »    (И.З.Суриков « Детство » ) Вот моя ______, Вот ____ дом ______. Вот качусь я в ______ По горе ______. Вот ______ санки, и я на ____ хлоп- Кубарем ______ я под гору, в ______.

« Письмо с дырками »

(И.З.Суриков « Детство » )

Вот моя ______,

Вот ____ дом ______.

Вот качусь я в ______

По горе ______.

Вот ______ санки, и я на ____ хлоп-

Кубарем ______ я под гору, в ______.

Приём «Горячий стул»   Каждый участник в течение 2 минут сидит на «горячем стуле».  • Когда один из участников оказывается на «горячем стуле» (можно либо оставаться сидеть на своем месте, либо поставить «горячий стул» в центр круга), остальные получают право задавать ему любые вопросы.  • Если член группы не хочет отвечать на заданный вопрос, то он может просто сказать «пропускаю».  • Через две минуты участник, сидящий на «горячем стуле», предлагает занять это место другому члену группы.  • Подобная процедура продолжается до тех пор, пока все члены группы не побывают на «горячем стуле»

Приём «Горячий стул»  

Каждый участник в течение 2 минут сидит на «горячем стуле». • Когда один из участников оказывается на «горячем стуле» (можно либо оставаться сидеть на своем месте, либо поставить «горячий стул» в центр круга), остальные получают право задавать ему любые вопросы. • Если член группы не хочет отвечать на заданный вопрос, то он может просто сказать «пропускаю». • Через две минуты участник, сидящий на «горячем стуле», предлагает занять это место другому члену группы. • Подобная процедура продолжается до тех пор, пока все члены группы не побывают на «горячем стуле»

Приём «Мозаика или реставрация текста»   Прочитайте предложения и составьте из них текст. Докажите, что это текст. А) И от библиотек, от их доступности. От доступности сокровищ, которые в них хранятся, зависит культура страны. Б) Если библиотек не будет, никакое высшее образование ничего не даст. В) Библиотеки – это основное в культуре страны. Г) Может не быть университетов, никакого высшего образования, но если есть хорошие библиотеки, все можно восстановить.   Ответ: В А Г Б

Приём «Мозаика или реставрация текста»  

Прочитайте предложения и составьте из них текст. Докажите, что это текст.

А) И от библиотек, от их доступности. От доступности сокровищ, которые в них хранятся, зависит культура страны.

Б) Если библиотек не будет, никакое высшее образование ничего не даст.

В) Библиотеки – это основное в культуре страны.

Г) Может не быть университетов, никакого высшего образования, но если есть хорошие библиотеки, все можно восстановить.

  Ответ: В А Г Б

Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения . Приём «Письмо по кругу»   «Чтение в кружок»(Чтение по кругу) Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Озвучиваю задание:

Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения .

Приём «Письмо по кругу»

«Чтение в кружок»(Чтение по кругу)

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Озвучиваю задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Составление синквейна (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.  Синквейн  – это  творческая работа , которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам.

Составление синквейна

(от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила. Синквейн  – это  творческая работа , которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам.

«Пол-арбуза». Направлено на развитие   антиципации. Антиципация - это предугадывание. Это такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

«Пол-арбуза».

Направлено на развитие   антиципации.

Антиципация - это предугадывание.

Это такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время?

Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Кубик итогов Кидайте кубик и озвучивайте вопрос (этап рефлексии):  1.Поблагодари себя за работу на уроке.  2.Поблагодари того, кто тебе сегодня помог на уроке.  3.О чем ты думал сегодня во время урока, когда мысль ускользала?  4.Опиши, что ты чувствуешь сейчас. Какие эмоции?  5.Что тебе сегодня давалось непросто?  6.Какие слова поддержки тебе бы хотелось услышать в свой адрес?  Бросайте кубик 2-3 раза. После 15-20 секунд на размышления спрашивайте желающих поделиться своими мыслями или ответами. Если их нет — это нормально.

Кубик итогов

Кидайте кубик и озвучивайте вопрос (этап рефлексии): 1.Поблагодари себя за работу на уроке. 2.Поблагодари того, кто тебе сегодня помог на уроке. 3.О чем ты думал сегодня во время урока, когда мысль ускользала? 4.Опиши, что ты чувствуешь сейчас. Какие эмоции? 5.Что тебе сегодня давалось непросто? 6.Какие слова поддержки тебе бы хотелось услышать в свой адрес? Бросайте кубик 2-3 раза. После 15-20 секунд на размышления спрашивайте желающих поделиться своими мыслями или ответами. Если их нет — это нормально.

Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка (техники) чтения : это умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. (знание изученных произведений; знание книг и произведений из круга детского чтения)

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.).

4. Разносторонняя работа с текстом:

Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается).

Работа с деформированным текстом.

Разбей текст на смысловые части.

Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.

Дополни предложение и т.д.

Это способствует развитию умения школьников извлекать нужную информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языку текста, помогает подготовить детей к комплексным работам.

 Только творческий подход и разнообразные приёмы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения. Спасибо за внимание

Только творческий подход и разнообразные приёмы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.

Спасибо за внимание