СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и методы решения текстовых задач при подготовке к ОГЭ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассматриваются типичные ошибки,даются рекомендации по оформлению и решению текстовых задач

Просмотр содержимого документа
«Приемы и методы решения текстовых задач при подготовке к ОГЭ»

Приемы и методы решения текстовых задач при подготовке к ОГЭ Захаренко Елена Леонидовна, учитель математики БОУ г. Омска «Лицей № 145», старший эксперт предметной комиссии по математике в основной школе

Приемы и методы решения текстовых задач при подготовке к ОГЭ

Захаренко Елена Леонидовна, учитель математики БОУ г. Омска «Лицей № 145», старший эксперт предметной комиссии по математике в основной школе

Одной из основных методических линий в курсе математики является линия обучения учащихся умению решать текстовые задачи. Известно, что решение текстовых задач представляет большие трудности для учащихся. Известно и то, какой именно этап решения особенно труден. Это самый первый этап – анализ текста задачи. Учащиеся плохо ориентируются в тексте задачи, в ее условиях и требованиях. Сегодня мы рассмотрим типичные ошибки, рекомендации, правила оформления и решения текстовых задач.
  • Одной из основных методических линий в курсе математики является линия обучения учащихся умению решать текстовые задачи.
  • Известно, что решение текстовых задач представляет большие трудности для учащихся. Известно и то, какой именно этап решения особенно труден. Это самый первый этап – анализ текста задачи. Учащиеся плохо ориентируются в тексте задачи, в ее условиях и требованиях.
  • Сегодня мы рассмотрим типичные ошибки, рекомендации, правила оформления и решения текстовых задач.
 Требования к выполнению задания Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключается в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося. Оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных выше требований, а в основном может быть произвольным. Лаконичное решение, не содержащее неверных утверждений, все выкладки которого правильны, следует рассматривать как решение без недочетов. Для успешного решения заданий с развернутым ответом необходимы не только хорошая математическая «база», но и умения проводить логические рассуждения, четко и грамотно излагать свои мысли.

Требования к выполнению задания

Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключается в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося. Оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных выше требований, а в основном может быть произвольным. Лаконичное решение, не содержащее неверных утверждений, все выкладки которого правильны, следует рассматривать как решение без недочетов.

Для успешного решения заданий с развернутым ответом необходимы не только хорошая математическая «база», но и умения проводить логические рассуждения, четко и грамотно излагать свои мысли.

Критерии оценивания задания 21 Баллы Содержание критерия 2 Ход решения задачи верный, получен верный ответ 1 Ход решения верный, все его шаги присутствуют, но допущена ошибка вычислительного характера, с её учётом решение доведено до ответа 0 Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше 2  Максимальный балл

Критерии оценивания задания 21

Баллы

Содержание критерия

2

Ход решения задачи верный, получен верный ответ

1

Ход решения верный, все его шаги присутствуют, но допущена ошибка вычислительного характера, с её учётом решение доведено до ответа

0

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше

2

Максимальный балл

Анализ текста задачи Внимательное чтение задачи.  Первичный анализ текста: выделение вопроса задачи и ее условия.  Оформление краткой записи текста задачи. Выполнение чертежей, рисунков по тексту задачи.

Анализ текста задачи

  • Внимательное чтение задачи.
  • Первичный анализ текста: выделение вопроса задачи и ее условия.
  • Оформление краткой записи текста задачи.
  • Выполнение чертежей, рисунков по тексту задачи.
Основные типы задач в ОГЭ Задачи на движение.  Задачи на работу.  Задачи на смеси и сплавы.  Задачи на проценты.

Основные типы задач в ОГЭ

  • Задачи на движение.
  • Задачи на работу.
  • Задачи на смеси и сплавы.
  • Задачи на проценты.
Основными типами задач на движение являются следующие 1) задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку); 2) задачи на движение по замкнутой трассе; 3) задачи на среднюю скорость; 4) задачи на движение протяжённых тел; 5) задачи на движение по воде.

Основными типами задач на движение являются следующие

  • 1) задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку);
  • 2) задачи на движение по замкнутой трассе;
  • 3) задачи на среднюю скорость;
  • 4) задачи на движение протяжённых тел;
  • 5) задачи на движение по воде.
Памятка при решении задач на движение Путь = скорость · время При движении по реке:  Скорость по течению = собственная скорость транспорта + скорость течения реки  Скорость против течения = собственная скорость транспорта - скорость течения реки

Памятка при решении задач на движение

Путь = скорость · время

При движении по реке:

  • Скорость по течению = собственная скорость транспорта + скорость течения реки
  • Скорость против течения = собственная скорость транспорта - скорость течения реки
 Движение навстречу

Движение навстречу

Расстояние между городами А и В равно 580 км. Из города А в город В со скоростью 80 км/ч выехал автомобиль, а через два часа после этого навстречу ему из города В выехал со скоростью 60 км/ч второй автомобиль. Через сколько часов после выезда второго автомобиля автомобили встретятся? Решение. 1) Находим какое расстояние до выезда второго автомобиля проедет первый. Поскольку он будет в пути 2 часа получим: 80 ∙ 2 = 160 (км.) 2) Найдем расстояние между автомобилями через 2 часа, после того, как выедет первая машина. 580 - 160 = 420 (км.) 3) Определим, с какой скоростью машины будут двигаться навстречу друг другу, т.е скорость сближения. 80 + 60 = 140 (км/ч.) 4) Найдем время, за которое машины встретятся. Делим 420 км на скорость сближения. 420 : 140 = 3 (ч.) Ответ. Машины встретятся через 3 часа после выезда 2 автомобиля. Решение. 1) 80 ∙ 2=160(км) – проехал первый автомобиль 2) (580-160): (80+60)=3(ч) Ответ: 3 ч

Расстояние между городами А и В равно 580 км. Из города А в город В со скоростью 80 км/ч выехал автомобиль, а через два часа после этого навстречу ему из города В выехал со скоростью 60 км/ч второй автомобиль. Через сколько часов после выезда второго автомобиля автомобили встретятся?

Решение.

1) Находим какое расстояние до выезда второго автомобиля проедет первый.

Поскольку он будет в пути 2 часа получим:

80 ∙ 2 = 160 (км.)

2) Найдем расстояние между автомобилями через 2 часа, после того, как выедет первая машина.

580 - 160 = 420 (км.)

3) Определим, с какой скоростью машины будут двигаться навстречу друг другу, т.е скорость сближения.

80 + 60 = 140 (км/ч.)

4) Найдем время, за которое машины встретятся.

Делим 420 км на скорость сближения.

420 : 140 = 3 (ч.)

Ответ. Машины встретятся через 3 часа после выезда 2 автомобиля.

Решение.

1) 80 ∙ 2=160(км) – проехал первый автомобиль

2) (580-160): (80+60)=3(ч)

Ответ: 3 ч

 Движение вдогонку

Движение вдогонку

Два пешехода отправляются из одного и того же места в одном направлении на прогулку по аллее парка. Скорость первого на 1 км/ч больше скорости второго. Через сколько минут расстояние между пешеходами станет равным 200 метрам? Решение. Скорость первого относительного второго: V1-V2=1 км/ч 200м = 0,2км.;  t= 0,2 : 1= 0,2(ч) 0, 2 часа=12 минут Ответ. Через 12 минут расстояние между пешеходами станет равным 200 метрам.

Два пешехода отправляются из одного и того же места в одном направлении на прогулку по аллее парка. Скорость первого на 1 км/ч больше скорости второго. Через сколько минут расстояние между пешеходами станет равным 200 метрам?

Решение.

Скорость первого относительного второго: V1-V2=1 км/ч

200м = 0,2км.; 

t= 0,2 : 1= 0,2(ч)

0, 2 часа=12 минут

Ответ. Через 12 минут расстояние между пешеходами станет равным 200 метрам.

2 способ решения. Решение. Переведем скорость одного из пешеходом в метры. 1 км = 1000 метров. 1 час = 60 минут. Следовательно, скорость пешехода будет 1000 метров за 60 минут. Составим пропорцию для решение данной задачи. Через х обозначим время, за которое пешеход пройдет двести метров.  1000 метров - 60 минут. 200 метров - х минут. Решим пропорцию, выполнив

2 способ решения.

Решение.

Переведем скорость одного из пешеходом в метры.

1 км = 1000 метров. 1 час = 60 минут.

Следовательно, скорость пешехода будет 1000 метров за 60 минут.

Составим пропорцию для решение данной задачи. Через х обозначим время, за которое пешеход пройдет двести метров. 

1000 метров - 60 минут.

200 метров - х минут.

Решим пропорцию, выполнив "накрест" умножение, а результат разделим на 1000.

х = (200 ∙ 60) / 1000.

х = 12 минут.

Ответ. Расстояние между пешеходами станет равным двести метров через 12 минут.

         Движение по окружности (замкнутой трассе)

Движение по окружности (замкнутой трассе)

Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 10 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 90 км/ч, и через 40 минут после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч. Решение: Пусть скорость второго автомобиля(х)км/ч. Так как 40 минут =  часа и это время, за которое первый автомобиль будет опережать второй на один круг, составим уравнение:  = ; 30 = 180 – 2х; 2х = 150; х = 75. Ответ. Скорость второго автомобиля 75 км/ч.

Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 10 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 90 км/ч, и через 40 минут после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.

Решение:

Пусть скорость второго автомобиля(х)км/ч. Так как 40 минут =  часа и это время, за которое первый автомобиль будет опережать второй на один круг, составим уравнение:

= ; 30 = 180 – 2х; 2х = 150; х = 75.

Ответ. Скорость второго автомобиля 75 км/ч.

Средняя скорость

Средняя скорость

Путешественник переплыл море на яхте со средней скоростью 20 км/ч. Обратно он летел на спортивном самолёте со скоростью 480 км/ч. Найдите среднюю скорость путешественника на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч. Решение. Чтобы найти среднюю скорость на протяжении пути, нужно весь путь разделить на все время движения. Пусть (2s) км - весь путь путешественника, тогда средняя скорость равна: 2s : ( + ) = 2s : = 2s : = 38,4 (км/ч.) Поэтому средняя скорость путешественника 38,4 км/ч.   Ответ: 38,4 км/ч.

Путешественник переплыл море на яхте со средней скоростью 20 км/ч. Обратно он летел на спортивном самолёте со скоростью 480 км/ч. Найдите среднюю скорость путешественника на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Решение.

Чтобы найти среднюю скорость на протяжении пути, нужно весь путь разделить на все время движения. Пусть (2s) км - весь путь путешественника, тогда средняя скорость равна:

2s : ( + ) = 2s : = 2s : = 38,4 (км/ч.)

Поэтому средняя скорость путешественника 38,4 км/ч.

 

Ответ: 38,4 км/ч.

   Движение протяжённых тел Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 65 км/ч, проезжает мимо пешехода, идущего в том же направлении параллельно путям со скоростью 5 км/ч, за 30 секунд. Найдите длину поезда в метрах. Решение. Скорость сближения пешехода и поезда равна 65-5 =60 (км/ч) 60 км/ч = = (м/с) l =v ∙ t = = 500(м)  Ответ. Длина поезда 500м.

Движение протяжённых тел

Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 65 км/ч, проезжает

мимо пешехода, идущего в том же направлении параллельно

путям со скоростью 5 км/ч, за 30 секунд. Найдите длину

поезда в метрах.

Решение.

Скорость сближения пешехода и поезда равна 65-5 =60 (км/ч)

60 км/ч = = (м/с)

l =v ∙ t = = 500(м)

Ответ. Длина поезда 500м.

 Движение по воде   От лесоповала вниз по течению реки движется со скоростью 3 км/ч плот. Плотовщик доплывает на моторке из конца плота к его началу и обратно за 16 минут 40 секунд. Найдите длину плота, если собственная скорость моторки равна 15км/ч. Ответ дайте в километрах. Решение. Пусть длина плота (х) км. Тогда скорость моторки по течению 18 км/ч, а против течения 12 км/ч. Так как 16 минут 40 секунд = часа, то + = 2х + 3х = 10; 5х = 10; х = 2. Итак, 2 км- длина плота. Ответ: 2 км.

Движение по воде

От лесоповала вниз по течению реки движется со скоростью

3 км/ч плот. Плотовщик доплывает на моторке из конца

плота к его началу и обратно за 16 минут 40 секунд. Найдите

длину плота, если собственная скорость моторки равна 15км/ч.

Ответ дайте в километрах.

Решение.

Пусть длина плота (х) км. Тогда скорость моторки по

течению 18 км/ч, а против течения 12 км/ч. Так как

16 минут 40 секунд = часа, то + =

2х + 3х = 10;

5х = 10;

х = 2.

Итак, 2 км- длина плота.

Ответ: 2 км.

Я бы посоветовала для наглядности некоторые задачи решать через таблицу. Алгоритм решения: Введем неизвестную величину. Составим краткую запись в виде таблицы, где разместим данные в графы: скорость, время, расстояние. Выясняем, на какой вид движения эта задача. Используя условие, формулы времени или скорости, выражаем через неизвестную величину все остальные. Исходя из условия, составляем равенство и преобразуем его. Решаем уравнение. Определяем величины, которые еще нужно найти. Записываем ответ.

Я бы посоветовала для наглядности некоторые задачи

решать через таблицу.

Алгоритм решения:

  • Введем неизвестную величину.
  • Составим краткую запись в виде таблицы, где разместим данные в графы: скорость, время, расстояние.
  • Выясняем, на какой вид движения эта задача.
  • Используя условие, формулы времени или скорости, выражаем через неизвестную величину все остальные.
  • Исходя из условия, составляем равенство и преобразуем его.
  • Решаем уравнение.
  • Определяем величины, которые еще нужно найти.
  • Записываем ответ.
 Из пункта  А  в пункт  В , расстояние между которыми 50 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 4 часа позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.  Пусть (х) км/ч скорость велосипедиста. Велосипедист V , км/ч t ,ч Автомобилист Х S, км х+40 50 50

Из пункта  А  в пункт  В , расстояние между которыми 50 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 4 часа позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.

Пусть (х) км/ч скорость велосипедиста.

Велосипедист

V , км/ч

t ,ч

Автомобилист

Х

S, км

х+40

50

50

Известно, что велосипедист был в пути на 4 часа больше, отсюда имеем: на 4 ч. Составим и решим уравнение: - = 4 | ∙ х(х+40) ≠ 0  х ≠0, х≠-40  50(х+40) – 50х = 4х(х+40)  50х + 2000 – 50х -4 -160х = 0 | : (-4)  + 40х – 500 = 0  х= 10  х= -50  х ≠0  х≠ -40  х =10 = посторонних корней нет.  х = -50 Т.к v 0, то условию задачи удовлетворяет корень уравнения: х = 10. Итак, 10 км/ч- скорость велосипедиста. Ответ. 10 км/ч .

Известно, что велосипедист был в пути на 4 часа больше, отсюда имеем: на 4 ч.

Составим и решим уравнение: - = 4 | ∙ х(х+40) ≠ 0

х ≠0, х≠-40

50(х+40) – 50х = 4х(х+40)

50х + 2000 – 50х -4 -160х = 0 | : (-4)

+ 40х – 500 = 0

х= 10

х= -50

х ≠0

х≠ -40

х =10 = посторонних корней нет.

х = -50

Т.к v 0, то условию задачи удовлетворяет корень уравнения: х = 10.

Итак, 10 км/ч- скорость велосипедиста.

Ответ. 10 км/ч .

      Моторная лодка прошла против течения реки 112 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 6 часов меньше. Найдите скорость течения реки, если скорость лодки в неподвижной воде равна 11 км/ч. Ответ дайте в км/ ч.   Пусть (х) км/ч скорость течения реки.   S,км По течению V ,км/ч Против течения 112 t ,ч 11+х 112 112/(11+х) 11-х 112/(11-х)

Моторная лодка прошла против течения реки 112 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 6 часов меньше. Найдите скорость течения реки, если скорость лодки в неподвижной воде равна 11 км/ч. Ответ дайте в км/ ч. Пусть (х) км/ч скорость течения реки.

S,км

По течению

V ,км/ч

Против течения

112

t ,ч

11+х

112

112/(11+х)

11-х

112/(11-х)

Известно, что на обратный путь лодка затратила на 6 часов меньше , отсюда имеем: на 6 ч. Составим и решим уравнение: - = 6 | ∙ (11-х)(11+х) ≠ 0  х ≠11, х≠-11  112(11+х) -112(11-х)= 6(11+х)(11-х)  112∙ 11 + 112х - 112∙ 11 + 112х = 726 -6  6 +224х- 726= 0 |:2  3 +112х -363 = 0  Д = 16900  х= 3  х= -  х ≠11  х≠ -11  х = 3 = посторонних корней нет.  х = - Т.к v 0, то условию задачи удовлетворяет корень уравнения: х = 3. Итак, 3 км/ч -скорость течения реки . Ответ. 3  км/ч .

Известно, что на обратный путь лодка затратила на 6 часов меньше , отсюда имеем: на 6 ч.

Составим и решим уравнение: - = 6 | ∙ (11-х)(11+х) ≠ 0

х ≠11, х≠-11

112(11+х) -112(11-х)= 6(11+х)(11-х)

112∙ 11 + 112х - 112∙ 11 + 112х = 726 -6

6 +224х- 726= 0 |:2

3 +112х -363 = 0

Д = 16900

х= 3

х= -

х ≠11

х≠ -11

х = 3 = посторонних корней нет.

х = -

Т.к v 0, то условию задачи удовлетворяет корень уравнения: х = 3.

Итак, 3 км/ч -скорость течения реки .

Ответ. 3 км/ч .

 Задачи на работу Работу характеризуют три компонента действия:  Время работы  Объем работы Производительность (количество произведенной работы в единицу времени). Существует следующее соотношение между этими компонентами:  Объем работы = время работы • производительность

Задачи на работу

Работу характеризуют три компонента действия:

  • Время работы
  • Объем работы
  • Производительность (количество произведенной работы в единицу времени).

Существует следующее соотношение между этими компонентами:

  • Объем работы = время работы • производительность
Задачи на совместную работу Задачи на движение А (работа) S (расстояние) Р (производительность) V ( скорость)  t (время) t (время)

Задачи на совместную работу

Задачи на движение

А (работа)

S (расстояние)

Р (производительность)

V ( скорость)

t (время)

t (время)

Первая труба пропускает на 1 литр воды в минуту меньше, чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает вторая труба, если резервуар  объемом 110 литров она заполняет на 1 минуту быстрее чем первая труба.   Пусть (х) л/мин воды пропускает вторая труба, тогда первая труба пропускает ( х  − 1) л/мин.    А (S),л Первая Р (V),л/мин Вторая 110 t ,мин х-1 110 110/(х-1) х 110/х

Первая труба пропускает на 1 литр воды в минуту меньше, чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает вторая труба, если резервуар объемом 110 литров она заполняет на 1 минуту быстрее чем первая труба. Пусть (х) л/мин воды пропускает вторая труба, тогда первая труба пропускает ( х  − 1) л/мин.

А (S),л

Первая

Р (V),л/мин

Вторая

110

t ,мин

х-1

110

110/(х-1)

х

110/х

Известно,что резервуар объемом 110 литров первая труба заполняет на 1 минуту дольше, чем вторая труба, отсюда имеем: на 1 минуту.   Составим и решим уравнение: - = 1 | ∙х(х-1) ≠ 0   х ≠0, х ≠ 1  110х-110(х-1)= х(х-1)  110х-110х+110= -х  -х -110= 0  х= -10  х= 11  х ≠0  х ≠ 1 = посторонних корней нет.  х=-10  х= 11 Т.к Р(v) 0, то условию задачи удовлетворяет корень уравнения: х = 11. Итак, 11 л/мин воды пропускает вторая труба. Ответ. 11 л/мин .

Известно,что резервуар объемом 110 литров первая труба заполняет на 1 минуту дольше, чем вторая труба, отсюда имеем: на 1 минуту.

Составим и решим уравнение: - = 1 | ∙х(х-1) ≠ 0

х ≠0, х ≠ 1

110х-110(х-1)= х(х-1)

110х-110х+110= -х

-х -110= 0

х= -10

х= 11

х ≠0

х ≠ 1 = посторонних корней нет.

х=-10

х= 11

Т.к Р(v) 0, то условию задачи удовлетворяет корень уравнения: х = 11.

Итак, 11 л/мин воды пропускает вторая труба.

Ответ. 11 л/мин .

     На изготовление 416 деталей первый рабочий тратит на 10 часов меньше , чем второй рабочий на изготовление 546 таких же деталей. Известно, что первый рабочий делает за час на 5 деталей больше, чем второй. Сколько деталей в час делает первый рабочий?    Пусть (х) деталей в час делает первый рабочий.   A , всего деталей I P, дет/ч II 416 t, ч х 546 416/х х-5 546/(х-5)

На изготовление 416 деталей первый рабочий тратит на 10 часов меньше , чем второй рабочий на изготовление 546 таких же деталей. Известно, что первый рабочий делает за час на 5 деталей больше, чем второй. Сколько деталей в час делает первый рабочий? Пусть (х) деталей в час делает первый рабочий.

A , всего деталей

I

P, дет/ч

II

416

t, ч

х

546

416/х

х-5

546/(х-5)

Известно, что первый рабочий тратит на 10 часов меньше , чем второй рабочий, отсюда имеем: на 10 ч. Составим и решим уравнение: - = 10 | ∙х(х-5) ≠ 0   х ≠0, х ≠ 5  х= 26  х= -8  х ≠0  х ≠ 5 = посторонних корней нет.  х=-8  х= 26 Т.к количество деталей- число положительное, то условию задачи удовлетворяет корень уравнения: х = 26. Итак, 26 деталей в час делает первый рабочий. Ответ. 26 деталей .

Известно, что первый рабочий тратит на 10 часов меньше , чем второй рабочий, отсюда имеем: на 10 ч.

Составим и решим уравнение: - = 10 | ∙х(х-5) ≠ 0

х ≠0, х ≠ 5

х= 26

х= -8

х ≠0

х ≠ 5 = посторонних корней нет.

х=-8

х= 26

Т.к количество деталей- число положительное, то условию задачи удовлетворяет корень уравнения: х = 26.

Итак, 26 деталей в час делает первый рабочий.

Ответ. 26 деталей .

  Игорь и Паша красят забор за 9 часов. Паша и Володя красят этот же забор за 12 часов, а Володя и Игорь за 18 часов. За сколько часов мальчики покрасят забор, работая вместе ?   Пусть 1 –вся работа.   Р=А/t  Здесь работают трое, переменных в этой задаче будет три.    Пусть х — производительность Игоря, у — производительность Паши, а z — производительность Володи. Работа равна единице.   х+у А – объем работы Р-производительность у+z 1 t-время х+z 1 1/9 х+у+z 1/12 9 1 1/18 1 12 18 1/? ?

Игорь и Паша красят забор за 9 часов. Паша и Володя красят этот же забор за 12 часов, а Володя и Игорь за 18 часов. За сколько часов мальчики покрасят забор, работая вместе ? Пусть 1 –вся работа. Р=А/t Здесь работают трое, переменных в этой задаче будет три.   Пусть х — производительность Игоря, у — производительность Паши, а z — производительность Володи. Работа равна единице.

х+у

А – объем работы

Р-производительность

у+z

1

t-время

х+z

1

1/9

х+у+z

1/12

9

1

1/18

1

12

18

1/?

?

Игорь и Паша красят забор за 9 часов. При совместной работе производительности складываются. Запишем уравнение (х+у) 9= 1. Игорь и Володя красят забор за 12 часов, аналогично:  (y+z) 12=1. Володя и Игорь красят забор за 18 часов, значит: (x+z) 18=1. Имеем три уравнения с тремя неизвестными. Составим и решим систему уравнений: В данном случае можно вычислять переменные по отдельности, но лучше сложить все три уравнения. Получим, что: Значит, работая втроем, Игорь, Паша и Володя красят за  час одну восьмую часть забора. Таким образом, весь забор они покрасят за 8 часов. Ответ: 8ч.

Игорь и Паша красят забор за 9 часов. При совместной работе производительности складываются.

Запишем уравнение (х+у) 9= 1.

Игорь и Володя красят забор за 12 часов, аналогично:  (y+z) 12=1.

Володя и Игорь красят забор за 18 часов, значит: (x+z) 18=1.

Имеем три уравнения с тремя неизвестными. Составим и решим систему уравнений:

В данном случае можно вычислять переменные по отдельности, но лучше сложить все три уравнения. Получим, что:

Значит, работая втроем, Игорь, Паша и Володя красят за  час одну восьмую часть забора. Таким образом, весь забор они покрасят за 8 часов.

Ответ: 8ч.

  Задачи на «концентрацию», на «смеси и сплавы» В задачах этого типа обычно присутствуют три величины, соотношение между которыми позволяет составлять уравнение:  концентрация (доля чистого вещества в смеси);  количество чистого вещества в смеси (или сплаве); масса смеси (сплава).  Соотношение между этими величинами следующее: масса смеси • концентрация = количество чистого вещества Схему оформляют в виде прямоугольников, разделённых пополам.

Задачи на «концентрацию», на «смеси и сплавы»

В задачах этого типа обычно присутствуют три величины, соотношение между которыми позволяет составлять уравнение:

  • концентрация (доля чистого вещества в смеси);
  • количество чистого вещества в смеси (или сплаве);
  • масса смеси (сплава).

Соотношение между этими величинами следующее:

  • масса смеси • концентрация = количество чистого вещества

Схему оформляют в виде прямоугольников, разделённых пополам.

Имеется два сплава . Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди? Решение. Пусть (х) кг-масса первого сплава.  % кг % кг % кг 15 х + 65 200-х = 30 200 Составим и решим уравнение: 0,15х + 0,65 ∙ (200-х) = 0,3 ∙ 200 0,15х +130 -0,65х = 60 0,5х = 60 – 130 0,5х = -70 х =140. Итак, первого сплава нужно взять 140 кг, тогда 200- 140= 60(кг) нужно взять второго сплава. Ответ. 140 кг, 60 кг.

Имеется два сплава . Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

Решение.

Пусть (х) кг-масса первого сплава.

% кг % кг % кг

15

х

+

65

200-х

=

30

200

Составим и решим уравнение:

0,15х + 0,65 ∙ (200-х) = 0,3 ∙ 200

0,15х +130 -0,65х = 60

  • 0,5х = 60 – 130
  • 0,5х = -70

х =140.

Итак, первого сплава нужно взять 140 кг, тогда

200- 140= 60(кг) нужно взять второго сплава.

Ответ. 140 кг, 60 кг.

2 способ решения. Пусть (х) кг-масса первого сплава, (у) кг-масса второго сплава. % кг % кг % кг 15 х + 65 у = 30 200 Составим и решим систему уравнений:  0,15х + 0,65у = 0,3 ∙ 200  х + у = 200 х =200-у 0,15 ∙ (200-у) +0,65у = 60 30 - 0,15у + 0,65у = 60 0,5у = 30 у= 30:0,5 у = 60. х =200-60 = 140. Итак, первого сплава нужно взять 140 кг, второго -60 кг. Ответ. 140 кг, 60 кг.

2 способ решения.

Пусть (х) кг-масса первого сплава, (у) кг-масса второго сплава.

% кг % кг % кг

15

х

+

65

у

=

30

200

Составим и решим систему уравнений:

0,15х + 0,65у = 0,3 ∙ 200

х + у = 200

х =200-у

0,15 ∙ (200-у) +0,65у = 60

30 - 0,15у + 0,65у = 60

0,5у = 30

у= 30:0,5

у = 60.

х =200-60 = 140.

Итак, первого сплава нужно взять 140 кг, второго -60 кг.

Ответ. 140 кг, 60 кг.

В сосуд, содержащий 5 литров 27-процентного водного раствора вещества, добавили 4 литра воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? Решение. Пусть (х) %- концентрация получившегося раствора.  % л % л % л 27 5 + 0 4 = х 9 Составим и решим уравнение: 0,27 ∙ 5+ 4 ∙ 0 = 0,09х 0,09х = 1,35 х = 1,35:0,09 х = 15. Итак, 15% -концентрация получившегося раствора. Ответ. 15%.

В сосуд, содержащий 5 литров 27-процентного водного раствора вещества, добавили

4 литра воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Решение.

Пусть (х) %- концентрация получившегося раствора.

% л % л % л

27

5

+

0

4

=

х

9

Составим и решим уравнение:

0,27 ∙ 5+ 4 ∙ 0 = 0,09х

0,09х = 1,35

х = 1,35:0,09

х = 15.

Итак, 15% -концентрация получившегося раствора.

Ответ. 15%.

Задачи на проценты Процентом числа называется его сотая часть. Решение задач на проценты сводится к основным трем действиям с процентами: нахождение процентов от числа; нахождение числа по его процентам; нахождение процентного отношения чисел.

Задачи на проценты

Процентом числа называется его сотая часть.

Решение задач на проценты сводится к основным трем действиям с процентами:

  • нахождение процентов от числа;
  • нахождение числа по его процентам;
  • нахождение процентного отношения чисел.
На пост главы администрации города претендовало три кандидата: Журавлёв, Зайцев, Иванов. Во время выборов за Иванова было отдано в 2 раза больше голосов, чем за Журавлёва, а за Зайцева — в 3 раза больше, чем за Журавлёва и Иванова вместе. Сколько процентов голосов было отдано за победителя? Решение. Заметим, что победителем на выборах окажется Зайцев. Пусть (x) – количество процентов голосов, отданных за Иванова и Журавлёва. (зх)- за Зайцева . Составляем и решаем уравнение: x + 3x = 100 4x = 100 x = 100:4 х= 25. Итак,25% голосов отдано за Иванова и Журавлёва. 25 ∙ 3 = 75(%) - за Зайцева . Ответ. За победителя Зайцева было отдано 75 % голосов.

На пост главы администрации города претендовало три кандидата: Журавлёв, Зайцев, Иванов. Во время выборов за Иванова было отдано в 2 раза больше голосов, чем за Журавлёва, а за Зайцева — в 3 раза больше, чем за Журавлёва и Иванова вместе. Сколько процентов голосов было отдано за победителя?

Решение.

Заметим, что победителем на выборах окажется Зайцев.

Пусть (x) – количество процентов голосов, отданных за Иванова и Журавлёва.

(зх)- за Зайцева .

Составляем и решаем уравнение:

x + 3x = 100

4x = 100

x = 100:4

х= 25.

Итак,25% голосов отдано за Иванова и Журавлёва.

25 ∙ 3 = 75(%) - за Зайцева .

Ответ. За победителя Зайцева было отдано 75 % голосов.

Задачи на процентное содержание влаги Свежие фрукты содержат 93% воды, а высушенные — 16%. Сколько требуется свежих фруктов для приготовления 21 кг высушенных фруктов?  Решение.  Заметим, что при сушке фруктов вода испаряется, поэтому необходимо рассматривать не количество воды, а количество питательного вещества, которое остается неизменным.  Пусть (х) кг требуется свежих фруктов.  Свежие фрукты содержат 100% − 93% = 7 % питательного вещества, а высушенные —  100% − 16% = 84 %.  Тогда сухая часть в них (полностью без воды) составит (0,07х) кг.  Сухая часть в 21 кг высушенных фруктов составит (0,84∙21) кг.  Составим уравнение: 0,07х = 0,84∙21  Решив уравнение, получим х=252. Ответ: 252 кг.

Задачи на процентное содержание влаги

Свежие фрукты содержат 93% воды, а высушенные — 16%. Сколько требуется свежих фруктов для приготовления 21 кг высушенных фруктов?

Решение.

Заметим, что при сушке фруктов вода испаряется, поэтому необходимо рассматривать не количество воды, а количество питательного вещества, которое остается неизменным.

Пусть (х) кг требуется свежих фруктов.

Свежие фрукты содержат 100% − 93% = 7 % питательного вещества, а высушенные —

100% − 16% = 84 %.

Тогда сухая часть в них (полностью без воды) составит (0,07х) кг.

Сухая часть в 21 кг высушенных фруктов составит (0,84∙21) кг.

Составим уравнение: 0,07х = 0,84∙21

Решив уравнение, получим х=252.

Ответ: 252 кг.

 Типичные ошибки при выполнении 21 задания Неверное составление уравнения ( системы уравнений).Причина: неверное понимание условия задачи. Время переводится из секунд в часы, но допускаются ошибки. Не выполнен перевод единиц измерения. Не выполнен перевод в ответе км в м. Вычислительная ошибка( -7+5=2 не является вычислительной ошибкой) Рекомендации: Если не владеете символикой, не используйте ее. Очень важно то, что вы пишите в ответ. Ответ писать с наименованием величины. Учить приемам самопроверки.

Типичные ошибки при выполнении 21 задания

  • Неверное составление уравнения ( системы уравнений).Причина: неверное понимание условия задачи.
  • Время переводится из секунд в часы, но допускаются ошибки.
  • Не выполнен перевод единиц измерения.
  • Не выполнен перевод в ответе км в м.
  • Вычислительная ошибка( -7+5=2 не является вычислительной ошибкой)

Рекомендации:

  • Если не владеете символикой, не используйте ее.
  • Очень важно то, что вы пишите в ответ. Ответ писать с наименованием величины.
  • Учить приемам самопроверки.
 Способы проверки решения задачи  Самый элементарный – прикидка ответа (установление границ искомого числа). Прикидка позволяет заметить неправильность рассуждения, несоответствие между величинами, но для многих задач не применим. Самый полезный, универсальный – составление и решение обратной задачи. Этот способ проверки развивает мышление, рассуждение, но громоздкий и отнимает много времени.  Самый надежный способ проверки – решение задачи другим способом.

Способы проверки решения задачи

  • Самый элементарный – прикидка ответа (установление границ искомого числа). Прикидка позволяет заметить неправильность рассуждения, несоответствие между величинами, но для многих задач не применим.
  • Самый полезный, универсальный – составление и решение обратной задачи. Этот способ проверки развивает мышление, рассуждение, но громоздкий и отнимает много времени.
  • Самый надежный способ проверки – решение задачи другим способом.
Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !