«Ой ты, батюшка тихий Дон»
Образ Дона в древнерусской литературе и фольклоре.
Ой ты, батюшка наш, славный тихий Дон. Дон - кормилец наш, Дон Иванович! Про тебя лежит слава добрая, Слава добрая, речь хорошая».
- Самый уважаемый и любимый герой казачьей песни – тихий Дон, как символ вольной жизни, батюшка-кормилец.
- Тихий Дон, наш батюшка,
- Ой да, тихий Дон,
- Ой, и что же ты мутнехонек,
- Мутнехонек течешь.
- Наш батюшка тихий Дон,
- Помутился тихий Дон,
- Помутился Дон От вдовьих слез,
- от сиротских От горьких слез.
- Помутился тихий Дон,
- Тихий Дон наш батюшка,
- Ой да, тихий Дон.
- Ой, что же ты мутнехонек,
- Мутнехонек течешь,
- Наш батюшка тихий Дон.
- Особое значение придавалось подвигам донских казаков в осаде Азовской турецкой крепости. Ф. Трамлин в обзорно-исторической статье в «Донском календаре на 1876 год» пишет, что «весь период времени от возникновения на Дону казачьей общины до беспримерного в летописях древних и новых народов азовского сиденья (1570 – 1637) составляет беспрерывную цепь самостоятельных битв казаков с юго-восточными враждебными соседями России; крымцами, черкесами, нагайцами, главнейшее значение которых составляло средство, по словам вышеприведенной грамоты, - «прикормитись и одетись» и, как передает народная песня, «доставить зипунов»:
- Как у нас-то на Дону, во Черкасском городу,
- Старики-то пьют, гуляют, по беседушкам сидят,
- По беседушкам сидят, про Азов говорят:
- «Ой, не дай Боже Азовцам ума-разума того –
- Не поставили б они башеньки на усть речки Каланчи,
- Не перекинули бы цепи через славный тихий Дон,
- Не подвели бы струны ко звонким колоколам;
- Уже нельзя нам, братцы, будет во сине море пройтись,
- По синю морю гулять, зипунов – то доставать…» [5.]
Всколыхнулся, взволновался, Православный Тихий Дон, И послушно отозвался На призыв свободы он. Зеленеет степь родная, Золотятся волны нив, И, с простора долетая, Вольный слышится призыв. Дон детей своих сзывает В Круг Державный Войсковой Атамана выбирает Всенародною душой. (Казачья строевая песня)
«Задонщина»
«Встали стяги русские на берегу великого Дона».
«Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую».
«О, Дон, Дон, быстрая река! Прорыл ты каменные горы и течешь в землю Половецкую».
«И тогда как соколы полетели на быстрый Дон».
«Слово о полку Игореве»
Сядем, братья, на лихих коней, Да посмотрим синего мы Дону! –
А в степи, с ордой своею дикой Серым волком рыская чуть свет, Старый Гзак на Дон бежит великий, И Кончак спешит ему вослед.
Игорь к Дону мыслями летит До Донца дорогу измеряя.
Не буря соколы занесе чрез поля широкая, галици стады бежать к Дону великому"..
Быти грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великаго!»
«Пименово хожение в Царьград»
… и поплыхомъ рекою Дономъ на низъ. Бысть же сие путное шествие печално и унылниво, бяше бо пустыня зело всюду, не бе бо видети тамо ничтоже: ни града, ни села; аще бо и быша древле грады красны и нарочиты зело видениемъ места, точью пусто же все и не населено; нигде бо видети человека, точию пустыни велиа, и зверей множество: козы, лоси, волцы, лисицы, выдры, медведи, бобры, птицы орлы, гуси, лебеди, жарави, и прочая; и бяше все пустыни великиа. Въ вторый же день речнаго плаваниа минухомъ две реце, Мечю и Сосну; въ третий же день
Влезли в суда и поплыли рекою Доном на низ. Было же это путешествие печальное и унылое, страшное запустение повсюду, и не видно было на берегах ничего: ни городов, ни сел. А когда-то в древности здесь были красивые города и очень благоустроенные места, теперь же все запущено и не населено. Нигде не увидишь человека, только запустение великое и зверей множество: козы, лоси, волки, лисицы, выдры, медведи, бобры, птицы — орлы, гуси, лебеди, журавли и прочие. Запустение великое.