МОУ СШ №56
Учебно- исследовательская работа на тему:
«Алюминий на кухне, польза или вред?»
Выполнили:
Костикова Екатерина
Фоминичева Марина
ученицы МОУ СШ № 56
9 «А» класса
Научный руководитель:
Макаркина Т.А.
МОУ СШ № 56
Учитель химии .
Цель исследования:
- исследовать возможные пути попадания ионов алюминия в организм человека через использование в быту алюминиевой посуды; опытным путем подтвердив непригодность алюминиевой посуды для приготовления и хранения пищи.
Задачи исследования:
Теоретическим путем изучить химические свойства алюминия.
- Изучить влияние и возможное негативное воздействие на живой организм ионов Al3+.
- Определить, насколько широко алюминиевая посуда используется в быту в наше время.
. Определить рН среды различных видов пищи, которую готовят в алюминиевой посуде.
- С помощью качественного анализа растворов исследовать их на наличие ионов Al3+.
- На основе проведенных исследований сделать вывод о пользе или вреде алюминиевой посуды и дать рекомендации по её правильному использованию.
Актуальность проблемы:
- Казалось бы, всем давно известно алюминиевая посуда, небезопасна для использования, и все давно убрали ее из своих запасов посуды, но это не так. Алюминиевая посуда до сих пор не сходит с полок магазинов, и кухонных шкафов хозяек.
Своим исследованием мы хотели бы ответить на следующие вопросы:
1. Выявить и установить возможность попадания ионов алюминия в организм через металлическую посуду, опытным путем подтвердить, что алюминиевая посуда непригодна для приготовления пищи.
2. Подготовить памятки с рекомендациями «Советы хозяйкам».
Этапы исследования:
- Формулирование темы.
- Обзор и анализ литературы по изучению влияния алюминия на организм человека.
- Поиск интересного материала в сети Интернет
- Социологический опрос по использованию алюминиевой посуды в быту
- Подготовка фотографий
- Посещение кухни детского сада и школы с целью узнать используется ли у них алюминиевая посуда.
- Лабораторные исследования по определению рН среды различных видов пищи, которую готовят в алюминиевой посуде. Исследование с помощью качественного анализа растворов на наличие в них ионов Al3+.
Социологический опрос Мы опросили 50 человек ( родители, учителя, прохожие на улице). Вопросы были следующие:
1.Какую посуду Вы используете дома
2.Знаете ли Вы, о недостатках алюминиевых кастрюль?
3.Как вы считаете можно ли использовать алюминиевую посуду?
4. Знаете ли Вы, какую пищу можно приготовить в алюминиевых кастрюлях без вреда организму человека?
5.Знаете ли Вы как правильно ухаживать за алюминиевой посудой?
6. Знаете ли вы, что алюминиевая посуда запрещена в детских садах и школах?
Социологический опрос
Выводы по социологическому опросу:
- 57 % опрошенных знают, о недостатках алюминиевой посуды.
- Несмотря, на то, что население знает, о вреде алюминиевой посуды, алюминиевая посуда находится на 3 месте по использованию.
3.71% знают, что использовать алюминиевую посуду нельзя .
4. Всего12 % знают, какую пищу можно в алюминиевой посуде, без вреда организму
5. 45% опрошенных знают, как правильно ухаживать за алюминиевой посудой.
6. И почти половина опрошенных не знает. Что алюминиевую посуду запрещено использовать в детских садах и школах .
Выводы
Социологический опрос показал, что население очень плохо осведомлено, о том, что алюминиевая посуда опасна, и что использовать ее больше чем просто, не рекомендовано. И по использованию - эта посуда находится на третьем месте после посуды с тефлоновым покрытием! Почти 50% процентов опрошенных не знают что алюминиевая посуда запрещена, в детских садах и школах.
Посещение детского сада «Сказка» и столовой МОУ СШ № 56
Поскольку в нашей школе совмещаются два образовательных объекта, детский сад « Сказка» и школа, мы решили исследование провести именно здесь. Кухня строго разделяется , оборудование и посуда у садика одна ,а у школы другая.
Посещение детского сада «Сказка» и столовой МОУ СШ № 56
Когда мы пришли на кухню, получили такую информацию: «Действительно, в садике используют алюминиевую
посуду. Но, например, для варки используют кастрюли не из чистого алюминия, а из сплава дюралюминия. Маленькие кастрюли использую для переноса холодной пищи (салатов, фруктов), но ни в коем случае не для горячей пищи.
Посещение детского сада «Сказка» и столовой МОУ СШ № 56
Лабораторные выводы
Далее мы провели опыты и химические исследования по определению ионов алюминия.
Опыты
Опыт №1 . Взаимодействия алюминия с раствором соляной кислоты и разбавленной серной кислоты.
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
2Al + 3H2SO4 ( разб ) = Al2(SO4)3 + 3H2
Вывод: Данный опыт показывает, что алюминий в кислой среде переходит в раствор в виде солей и выделяется газ - водород.
Опыт №2 . Взаимодействие алюминия со щелочью
2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2
Вывод: А люминий в щелочной среде переходит в раствор образуя тетрагидроксоалюминат.
Опыт №3.
Определение среды распространенных пищевых блюд. Мы проверили наиболее распространенные блюда, которые готовят в школьной столовой индикаторами и была определена среда этих блюд. Вывод: было обнаружено, что различные блюда имеют различную среду растворов: молочные имеют щелочную среду, мясные блюда, приготовленные с добавлением томатного соуса – кислую среду, компот имеет кислую среду.
Блюдо и рН среда
Щелочная
Кислая
Щелочная
Блюдо и рН среда
Блюдо и рН среда
Блюдо и рН среда
Блюдо и рН среда
Опыт №4.
- В течении 20 минут кипятили воду в алюминиевой кастрюле, затем остудили раствор и проверили его на наличие ионов алюминия раствором гидроксида натрия.
Наблюдения
Никаких изменений в пробе воды, которая кипятилась в алюминиевой посуде, не наблюдали и ионов алюминия не обнаружили.
Опыт №5.
В алюминиевой кастрюле кипятили раствор соляной кислоты с концентрацией 0,01 моль/л в течение 20 мин. Затем остудили раствор и проверили его на наличие ионов алюминия раствором гидроксида натрия.
Наблюдения: в пробе воды с добавлением соляной кислоты, которая кипятилась в алюминиевой посуде, при добавлении раствора гидроксида натрия наблюдалось выделение светлого студенистого осадка, а значит, в растворе есть ионы алюминия.
Опыт № 6
В алюминиевой кастрюле кипятили раствор гидроксида натрия с концентрацией 0,01 моль/л в течение 20 мин. Затем остудила раствор и проверила его на наличие ионов алюминия раствором соляной кислоты с концентрацией 0,001 моль/л.
Наблюдения: в пробе воды с добавлением гидроксида натрия, которая кипятилась в алюминиевой посуде, при добавлении раствора соляной кислоты наблюдалось выделение светлого студенистого осадка, а значит, в растворе присутствуют ионы алюминия.
Выводы
Вывод отсюда следующий: кислые и щелочные растворы способствуют переходу ионов алюминия в пищу при готовке в алюминиевой посуде. Кислоты и щелочи, присутствующие в пище разрушают защитную, оксидную пленку, таким образом, алюминий переходит в еду.
Итоги:
Мы ответили на главный вопрос , который ставили перед началом проекта. Выявили и установили возможность попадания ионов алюминия в организм через алюминиевую посуду и опытным путем подтвердили, что алюминиевая посуда непригодна для приготовления пищи.
Советы хозяйкам
алюминиевой посуде, абсолютно, не вредит здоровью Вашей семьи.
2. Постоянно использовать алюминиевую посуду, для приготовления пищи, не желательно, поскольку ионы алюминия при проникновении в организм будут накапливаться, и вызывать различные заболевания.
Советы хозяйкам
3. Не готовьте в посуде из алюминия блюда из овощей.
4. Не готовьте в посуде из алюминия молочные каши и не кипятите молоко.
Спасибо за внимание
Будьте здоровы !!!!