МБОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
«Эффективные способы использования здоровьесберегающих технологий на уроках в рамках реализации образовательных стандартов» Выступление на педсовете.
Подготовила
Баранова Елена Владимировна
учитель физической культуры
1 категории
Март 2014г.
«Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
Тест «Моё здоровье».
1 . У меня часто плохой аппетит.
2.После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3.Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4.Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5.Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
6.Последнее время несколько прибавил в весе.
7.У меня часто кружится голова.
8.В настоящее время я курю.
9.В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10.У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
Определение результата и его интерпретация
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе...
Десять заповедей здоровья ребенка
1. Соблюдаем режим дня!
2. Регламентируем нагрузки!
- физические;
- эмоциональные;
- интеллектуальные.
3.Свежий воздух!
4. Двигательная активность!
5.Физическая культура!
6. Водные процедуры!
7. Теплый, доброжелательный психологический
климат в семье!
8. Простые приемы массажа и самомассажа!
9. Творчество!
10. Питание!
Здоровьесберегающие образовательные технологии- основа здоровьесберегающей педагогики
- Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.
Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты организации обучения и воспитания детей в школе:
– приведение в соответствии с санитарными нормами и правилами образовательной среды школы: мебели, режима освещения, проветривания помещений, режима работы школы, учебного плана, наполняемости классов, структуры урока, психологического комфорта,
– обязательные физминутки на уроках в начальной школе и в 5-9 классе,
– не превышение максимальной учебной нагрузки учащихся,
– организация питания учащихся,
– ведение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры,
– ведутся уроки основ безопасности жизнедеятельности учащихся,
– применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и во внеклассной работе.
Здоровьесберегающая технология
- система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Включает приёмы, методы, способы решения образовательных и воспитательных задач, методику воспитания устойчивого интереса к здоровому образу жизни,
которая должна являться основой
образовательного процесса.
Задача здоровьесберегающих педагогических технологий
- Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Педагогические методы и приёмы обучения:
1.Проведение на уроке разнообразных динамических пауз, дыхательной гимнастики, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности;
2. Упорядочение системы разноуровневых домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер, соизмерение объёма домашних заданий и степени их сложности с возможностями каждого ученика;
3. Учёт индивидуальных психофизических способностей и особенностей ребенка;
4. Включение в содержание уроков «анатомических» текстовых задач, упражнений, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья;
5. Личный пример учителя;
6. Организация рефлексии;
7. Игровые методы психокоррекции.
Условия:
- использование на уроках различных видов учебной деятельности (4-7 видов за урок, средняя продолжительность и частота чередования - 7-10 минут).
- различные виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (не менее трех за урок, чередование -не позже чем через 10-15 минут).
Формы организации деятельности учащихся на уроках :
- работа в группах (как статическая, так и подвижная),
- работа в парах сменного состава;
- использование сигнальных карточек различного цвета;
- деятельность с элементами
соревнований.
Упражнения для дыхания
- Встать прямо, руки вдоль туловища. Сделать полный глубокий вдох. Медленно поднять руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой. Держа руки над головой, задержать дыхание на 2-3 с. Медленно вдыхая, опустить руки в исходное положение.
- Встать прямо, руки вдоль туловища. Сделать полный глубокий вдох. Медленно поднять руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой. Держа руки над головой, задержать дыхание на 2-3 с. Медленно вдыхая, опустить руки в исходное положение.
- Встать прямо, руки вдоль туловища.
- Сделать полный глубокий вдох.
- Медленно поднять руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.
- Держа руки над головой, задержать дыхание на 2-3 с. Медленно вдыхая, опустить руки в исходное положение.
Упражнения для глаз
- “ Стрелять глазами” влево-вправо,
- “ Стрелять глазами” влево-вправо,
вверх-вниз, вращение глазами по часовой стрелке и против.
- вверх-вниз, вращение глазами по часовой стрелке и против.
- Глазами рисовать какие-либо фигуры (слева – направо и наоборот). Глазами написать число, месяц, год
- Глазами рисовать какие-либо фигуры (слева – направо и наоборот).
- Глазами написать число, месяц, год
рождения.
- Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
- Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
Включение в урок валеологических вставок повышает активность детей и познавательные способности.
Валеологическая вставка –
это важная, интересная информация,
которая связана с оздоровлением,
служит поводом для размышления
и может пригодиться ребёнку в жизни.
УСТНЫЙ СЧЁТ:
В питомнике 2 бригады собирали шиповник:
1 день : 100 кг + 32 кг = …
2 день: 230 кг + 70 кг = …
3 день: 340 кг + 50 кг = …
4 день: 130 кг + 90 кг = ...
Шиповник в 16-17 веке ценился дороже золота, на него меняли ценные меха. В его ягодах витамина С в 40 раз больше, чем в лимоне, в 2 раза больше, чем в чёрной смородине.
Для того чтобы научить детей заботиться
о своём здоровье, полезно на уроках давать задания, которые непосредственно
связаны с понятиями
“ знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”,
“ здоровый образ жизни”,
“ безопасное поведение на дорогах”.
В процессе решения таких задач учащиеся не только усваивают общий способ
выполнения действий,
но и обдумывают полученный результат.
В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья.
ВАЖНО:
- Применение упражнений на релаксацию.
- Массаж биологически активных
точек лица и головы.
- Индивидуальное дозирование объема
учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени.
- Разноуровневые задания.
- Создание ситуации успеха обучения.
- Создание комфортных условий
обучения.
Организация учебной деятельности
с позиций здоровьесбережения
оказывается весьма результативной
и позволяет снизить процент заболеваемости в школе, уровень проявления агрессивности и тревожности детей, повысить успешность обучения школьников.
Критерии удачного с точки зрения здоровьесбережения урока
- отсутствие усталости у учащихся и педагога;
- положительный эмоциональный настрой;
- удовлетворение от сделанной работы;
- желание продолжить работу.
Источники
- http://im0-tub.yandex.net/i?id=54923622-68-72
- http://ppt4web.ru/images/1334/66150/640/img0.jpg
- http://oo636.alted.ru/
- [email protected]