СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Формирование ключевых компетенций в рамках предметной области "Технология"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации кратко представлена теория формирования ключевых компетенций учащихся в рамках урочных и внеурочных занятий по технологии. Также имеется описание опыта комплексного подхода к формированию клчевых и предметных комтетенций.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Формирование ключевых компетенций в рамках предметной области "Технология"»

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»  Из опыта работы Методический семинар  Очный этап муниципального конкурса «Учитель года-2015» Разработала: учитель технологии МБОУ «Кузнечихинская СОШ» Спасского муниципального района Республики Татарстан Каштанова Надежда Васильевна  2015

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Из опыта работы

Методический семинар

Очный этап муниципального конкурса «Учитель года-2015»

Разработала:

учитель технологии

МБОУ «Кузнечихинская СОШ»

Спасского муниципального района

Республики Татарстан

Каштанова Надежда Васильевна

2015

Компетенция От латинского «competo» добиваюсь, соответствую, подхожу знания, опыт в той или иной области   Компетентный  в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетенция

От латинского «competo»

  • добиваюсь, соответствую, подхожу
  • знания, опыт в той или иной области

Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ЦЕЛОМ    готовность ученика использовать усвоенные знания, умения и навыки в жизни; способность к осуществлению практических деятельностей        ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ   ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА ЗНАНИЯ НАВЫКИ УМЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ЦЕЛОМ

  • готовность ученика использовать усвоенные знания, умения и навыки в жизни;
  • способность к осуществлению практических деятельностей

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА

ЗНАНИЯ

НАВЫКИ

УМЕНИЯ

 ТРЁХУРОВНЕВАЯ ИЕРАРХИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Соответствует разделению содержания образования:        Общее метапредметное содержание (для всех предметов), Межпредметное  содержание (для цикла предметов или образовательных областей)  Предметное содержание (для каждого учебного предмета) О бщепредметные компетенции П редметные компетенции К лючевые компетенции -

ТРЁХУРОВНЕВАЯ ИЕРАРХИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Соответствует разделению содержания образования:

Общее метапредметное содержание (для всех предметов),

Межпредметное содержание (для цикла предметов или образовательных областей)

Предметное содержание (для каждого учебного предмета)

О бщепредметные компетенции

П редметные компетенции

К лючевые

компетенции -

        Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции  Ценностно-смысловые компетенции КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ   Социально-трудовые компетенции Информационные компетенции Компетенции личностного самосовершенствования  Коммуникативные компетенции

Общекультурные компетенции

Учебно-познавательные компетенции

Ценностно-смысловые компетенции

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Социально-трудовые компетенции

Информационные компетенции

Компетенции личностного самосовершенствования

Коммуникативные компетенции

Отличие технологического образования от трудового обучения  1. На примере доступных для изучения базовых технологий преобразования: материалов, энергии, информации ученики должны овладеть организацией практической деятельности во всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, продукте труда.   2. Знания, умения, навыки, которые ученик получил в процессе обучения в идеальных условиях, часто оказываются несопоставимыми с реальными производственными и жизненными ситуациями.  Эта особенность выдвигает специфические требования к содержанию обучения технологии: формировать гибкие, мобильные знания;  умение применять их в нетипичных ситуациях.

Отличие технологического образования от трудового обучения

1. На примере доступных для изучения базовых технологий преобразования:

  • материалов,
  • энергии,
  • информации

ученики должны овладеть организацией практической деятельности во всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, продукте труда.

2. Знания, умения, навыки, которые ученик получил в процессе обучения в идеальных условиях, часто оказываются несопоставимыми с реальными производственными и жизненными ситуациями.

Эта особенность выдвигает специфические требования к содержанию обучения технологии:

  • формировать гибкие, мобильные знания;
  • умение применять их в нетипичных ситуациях.
Характеристика компетенции  Формирование компетенции Поведение в обществе : учителем умение общаться со сверстниками и взрослыми, поведение в обществе – соблюдение этикета, умение работать самостоятельно, индивидуальная работа, формирование бригад, групп с распределением обязанностей и ответственностью за определённый «фронт» работ, самоконтроль, устные ответы, защита проектов, сообщений. Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях. Общее руководство. Коммуникативная компетенция

Характеристика компетенции

Формирование компетенции

Поведение в обществе :

учителем

  • умение общаться со сверстниками и взрослыми,
  • поведение в обществе – соблюдение этикета,
  • умение работать самостоятельно,
  • индивидуальная работа, формирование бригад, групп с распределением обязанностей и ответственностью за определённый «фронт» работ, самоконтроль,
  • устные ответы,
  • защита проектов, сообщений.

Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях.

Общее руководство.

Коммуникативная компетенция

Характеристика компетенции  Формирование компетенции Применение на практике и в жизни ЗУНов: учителем умение рассчитывать семейный бюджет, распределять обязанности в быту, определять потребности, навыки при приготовлении пищи, основы конструирования и пошива, ремонтные работы в быту, рукоделие, уход за домом. На теоретических занятиях – умение рассчитывать семейный бюджет, правила и последовательность приготовления пищи. Обучение основам конструирования, моделирования и элементам пошива . Контроль и помощь во время практических занятий. Профориентационная работа. Социально-трудовая компетенция

Характеристика компетенции

Формирование компетенции

Применение на практике и в жизни ЗУНов:

учителем

  • умение рассчитывать семейный бюджет, распределять обязанности в быту,
  • определять потребности,
  • навыки при приготовлении пищи,
  • основы конструирования и пошива,
  • ремонтные работы в быту,
  • рукоделие,
  • уход за домом.

На теоретических занятиях – умение рассчитывать семейный бюджет, правила и последовательность приготовления пищи.

Обучение основам конструирования, моделирования и элементам пошива .

Контроль и помощь во время практических занятий.

Профориентационная работа.

Социально-трудовая компетенция

Характеристика компетенции  Формирование компетенции учителем Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбирать тему, учитывать актуальность Помощь при выборе темы проекта и при его создании  планируемого проекта, исследовательская деятельность. Ценностно-смысловая компетенция

Характеристика компетенции

Формирование компетенции учителем

Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом:

  • выбирать тему,
  • учитывать актуальность

Помощь при выборе темы проекта и при его создании

планируемого проекта,

  • исследовательская деятельность.

Ценностно-смысловая компетенция

Характеристика компетенции  Формирование компетенции учителем Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, Интернета Выработка навыков работы с источниками информации Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира. Информационная компетенция

Характеристика компетенции

Формирование компетенции учителем

Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации:

  • книг,
  • учебников,
  • справочников,
  • энциклопедий,
  • каталогов,
  • Интернета

Выработка навыков работы с источниками информации

Владение навыками

использования

информационных устройств:

  • компьютера,
  • принтера,
  • модема,
  • копира.

Информационная компетенция

 Культуроведческая компетенция     Характеристика компетенции  Формирование компетенции учителем Знакомство с культурой и традициями: своего народа, народов, населяющих регион, других стран и народов. Использование национально-регионального компонента в преподавании.

Культуроведческая компетенция

Характеристика компетенции

Формирование компетенции учителем

Знакомство с культурой и традициями:

  • своего народа,
  • народов, населяющих регион,
  • других стран и народов.

Использование национально-регионального компонента в преподавании.

 Природоведческая компетенция     Характеристика компетенции  Формирование компетенции учителем Экологическая составляющая деятельности человека: организация трудовой деятельности в соответствии с Концепций общего экологического образования в интересах устойчивого развития; формирование потребительской культуры. Формирование понятия ограниченности ресурсов. Вторичное использование ресурсов.

Природоведческая компетенция

Характеристика компетенции

Формирование компетенции учителем

Экологическая составляющая деятельности человека:

  • организация трудовой деятельности в соответствии с Концепций общего экологического образования в интересах устойчивого развития;
  • формирование потребительской культуры.

Формирование понятия ограниченности ресурсов.

Вторичное использование ресурсов.

 Учебно-познавательная компетенция     Характеристика компетенции  Формирование компетенции учителем Межпредметная связь: география, биология – в материаловедении (знакомство с различными видами волокон и их происхождением); черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов; ИЗО – при выполнении эскизов изделий. Инструктаж по построению чертежей конструкций, ознакомление с видами волокон, тканей. Использование демонстрационного материла

Учебно-познавательная компетенция

Характеристика компетенции

Формирование компетенции учителем

Межпредметная связь:

  • география, биология – в материаловедении (знакомство с различными видами волокон и их происхождением);
  • черчение, математика – при расчётах и построении чертежей;
  • русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов;
  • ИЗО – при выполнении эскизов изделий.

Инструктаж по построению чертежей конструкций, ознакомление с видами волокон, тканей.

Использование демонстрационного материла

 Здоровье-сберегающая компетенция     Характеристика компетенции  Формирование компетенции учителем Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, ухаживать за ребёнком, владеть способами  оказания первой Инструктаж по технике безопасности и санитарной гигиене, обучение методам оказания первой медицинской помощи  медицинской помощи.

Здоровье-сберегающая компетенция

Характеристика компетенции

Формирование компетенции учителем

  • Знать и применять правила личной гигиены,
  • уметь заботиться о собственном здоровье,
  • личной безопасности,
  • ухаживать за ребёнком,
  • владеть способами

оказания первой

Инструктаж по технике безопасности и санитарной гигиене, обучение методам оказания первой медицинской помощи

медицинской помощи.

Комплексное содержание технологического образования Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом ЗУН и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенций. Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечивать как предметное , так и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть большую многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся и в школе, и в семье, и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях.

Комплексное содержание технологического образования

Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом ЗУН и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенций.

Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечивать как предметное , так и целостное компетентностное образование.

Образовательные компетенции ученика будут играть большую многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся и в школе, и в семье, и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях.

Комплексное содержание технологического образования  Сетевой проект – лоскутное панно дружбы, посвящённое Спасскому району. Приняли участие 6 школ, работу выполняли 53 человека. Панно планируется передать в БГИАМЗ.

Комплексное содержание технологического образования

Сетевой проект – лоскутное панно дружбы, посвящённое Спасскому району. Приняли участие 6 школ, работу выполняли

53 человека. Панно планируется передать в БГИАМЗ.

Комплексное содержание технологического образования  Востребованность нашей работы на районном и республиканском уровнях: участие в благотворительных ярмарках, культурных мероприятиях

Комплексное содержание технологического образования

Востребованность нашей работы на районном и республиканском уровнях: участие в благотворительных ярмарках, культурных мероприятиях

Личный пример и взаимодействие с социальными институтами

Личный пример и взаимодействие с социальными институтами

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»; Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития, 2010 г.; Стандарт основного общего образования по технологии, 2004 г.; Хуторской А.В.  Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»;

Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития, 2010 г.;

Стандарт основного общего образования по технологии, 2004 г.;

Хуторской А.В.  Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

http://festival.1september.ru/articles/505471/

http://www.easilyeducation.ru/eidets-18-4.html

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» Адольф Дистервег  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того,

что знаешь»

Адольф Дистервег

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!