Просмотр содержимого документа
«Презентация "Использование игровых технологий при работе с детьми-логопатами"»
воспитатель выс. кв. категории
Комлева Юлия Павловна
МБДОУ «Детский сад № 27»
Г. Северск
Использование игровых технологий в работе с детьми логопатами для реализации общеобразовательных и коррекционно-развивающих программ в детском саду
Что такое технология?
- Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Виды педагогических технологий
технология
- Технология «ТРИЗ»
- Технология «Проблемного обучения»
- Технология «Марии Монтессори».
- «Игровая технология» и др.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
- Системность
- Концептуальность
- Управляемость
- Эффективность
- Воспроизводимость
Системность
- Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Концептуальность
- Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Управляемость
- Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность
- Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость
- Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е.технология, как педагогический инструмент, должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей :
- Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
- Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
- Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно :
- Если некая система претендует на роль технологии , она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.
- « Игровая технология », кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
- Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.
Игровая деятельность
- Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
- По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игры
- развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить у довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
- самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Четыре главные черты присущие игре
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Структура игры как деятельности -
- Целеполагание,
- планирование,
- реализация цели,
- анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Структура игры как процесс -
- А) роли, взятые на себя играющими;
- б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
- в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- г) реальные отношения между играющими;
- д) сюжет (содержание) — область действительности, условн о воспроизводимая в игре.
Распределение ролей
Игровые действия, как средство реализации этих ролей
Игровое употребление предметов, замещающих реальные вещи условными
Реальные отношения между играющими
Сюжет (содержание) — область действительности, условн о воспроизводимая в игре.
Игра, как метод обучения
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- Как технологии свободной деятельности
Обучающие игры
Дидактические игры
- Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .
- В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- б) познавательные, воспитательные, развивающие;
- в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
- г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Типология педагогических игр по характеру игровой методики
- предметные,
- сюжетные,
- ролевые,
- деловые,
- имитационные
- игры-драматизации
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
По игровой среде:
- Дидактические;
- Воспитывающие;
- Развивающие;
- социализирующие;.
Специфика игровой технологии
Игровая среда :
- игры с предметами,
- без предметов,
- настольные,
- комнатные,
- уличные,
- на местности,
- компьютерные,
- с ТСО,
- с различными средствами передвижения.
Развивающие игры
Подвижные игры
Игры с предметами
Коммуникативные игры
Игры на улице
Игры на улице
Игры-соревнования
Игровая технология
- строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
- в нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
- При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
- Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Заикание (логоневроз)
- нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее ее ритмическое течение.
КОМПЛЕКСЫ НА КОРРЕКЦИЮ ЗАИКАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Игры-релаксации;
- Игровой самомассаж лица, шеи, губ, языка;
- Игровые упражнения на дыхание;
- Игры на интонирование голосом.
Комплекс занятий по развитию коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом заикание.
- Игры-релаксации;
- Коммуникативные игры;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Игры-драматизации;
- Игры на выражение и распознавание эмоций;
- Дидактические игры и т.д.
Подборка игр и упражнений на снятие эмоциональных и мышечных зажимов
Используются в различных режимных моментах:
- Во время НОД;
- На прогулке;
- В совместной деятельности и т.д.
Комплексы по лексическим темам
- Игры-релаксации;
- Игры на дыхание;
- Пальчиковые игры;
- Динамические игры (на согласование слов с движениями).
Для формирования элементарных математических понятий:
- Художественное слово;
- Задачи-шутки;
- Пальчиковые игры;
- Физминутки;
- Игры на ориентировку в пространстве;
- Дидактические игры.
В группе созданы все необходимые условия для удовлетворения игровых, познавательных потребностей детей и их полноценного психического и физического развития.
Логопедический уголок
Страна Эмоций.
Природный уголок и уголок «Родина моя»
Театрализованные игры и место для ИЗО деят-ти
Разные виды конструкторов и строителей.
Играем и развиваемся
Играем и развиваемся
- Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е !