СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к научно - исследовательской работе обучающейся по теме: "Загадочный мир этимологии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация+словарик к работе обучающейся 5 класса по треме: "Загадочный мир этимологии"

Просмотр содержимого документа
«словарик»



Пока молод ваш ум, давайте учиться любить слово, а значит и родной язык, и родную историю.













































 

 

МОЙ СЛОВАРИК

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Салангина Юлия,

ученица 5-а класса

 

Руководитель: Баталова А.А., учитель русского языка и литературы

 


У слова свой норов.

Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.

Просмотр содержимого презентации
«НИР загадочный мир этимологии»

Автор: Салангина Юлия, ученица 5-а класса МБОУ СОШ № 2 Руководитель: Баталова Анжелика Александровна, учитель русского языка и литературы

Автор: Салангина Юлия,

ученица 5-а класса МБОУ СОШ № 2

Руководитель: Баталова Анжелика Александровна, учитель русского языка и литературы

Опять ничего не могу я понять, Опилки мои в беспорядке. Везде и повсюду опять и опять Меня окружают загадки! Возьмём это самое слово опять, Зачем мы его произносим, Когда мы свободно могли бы сказать: « Ошесть », и « осемь », и « овосемь »? Молчит этажерка , молчит и тахта – У них не добьёшься ответа, Зачем эта хта – обязательно та , А жерка , как правило, эта ! Б.Заходер

Опять ничего не могу я понять,

Опилки мои в беспорядке.

Везде и повсюду опять и опять

Меня окружают загадки!

Возьмём это самое слово опять,

Зачем мы его произносим,

Когда мы свободно могли бы сказать: « Ошесть », и « осемь », и « овосемь »?

Молчит этажерка , молчит и тахта – У них не добьёшься ответа,

Зачем эта хта – обязательно та ,

А жерка , как правило, эта !

Б.Заходер

Слова, которыми мы пользуемся ежедневно, образуют очень интересный и своеобразный мир, в котором таится много загадок и историй  Откуда произошли разные слова выяснить бывает иногда трудно. Почему тот или иной предмет называется так, а не иначе?
  • Слова, которыми мы пользуемся ежедневно, образуют очень интересный и своеобразный мир, в котором таится много загадок и историй

  • Откуда произошли разные слова выяснить бывает иногда трудно. Почему тот или иной предмет называется так, а не иначе?

Исследование происхождения слов, которые мы употребляем в своей речи

Исследование происхождения слов, которые мы употребляем в своей речи

  • Познакомиться с материалами по этимологии.
  • Познакомиться с происхождением и историей некоторых слов.
  • Создать специальное пособие в помощь ученикам, в котором будут собраны проверочные слова для некоторых «словарных» слов.
Теоретические (поиск, анализ и обобщение фактов из различных источников)  Эмпирические (описание)  Практические
  • Теоретические (поиск, анализ и обобщение фактов из различных источников)

  • Эмпирические (описание)
  • Практические (создание пособия)

слово древнегреческое: Etymos  – «истинный, верный» logos – «смысл, значение»  значит, основная задача этимологии – «найти значение слова в момент его первоначального создания»

слово древнегреческое:

Etymos – «истинный, верный»

logos – «смысл, значение»

значит, основная задача этимологии –

«найти значение слова в момент его первоначального создания»

Дети: гудильник, строганок, копатка и т.д Народные говоры: спинжак (пиджак),  полуклиника (поликлиника).

Дети:

гудильник, строганок, копатка и т.д

Народные говоры:

спинжак (пиджак), полуклиника (поликлиника).

Слова в своем развитии постепенно утрачивают древние этимологические связи.  Они становятся непонятными в этимологическом отношении.   Этот процесс называется деэтимологизация.

Слова в своем развитии постепенно утрачивают древние этимологические связи.

Они становятся непонятными в этимологическом отношении.

Этот процесс называется деэтимологизация.

Архаизмы Историзмы  — это слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Они не имеют синонимов в современном русском языке. — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например: ланиты — щёки, чресла — поясница, десница — правая рука, туга — печаль, вирши — стихи, рамена — плечи. Все они имеют синонимы в современном русском языке.

Архаизмы

Историзмы

— это слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Они не имеют синонимов в современном русском языке.

— это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например: ланиты — щёки, чресла — поясница, десница — правая рука, туга — печаль, вирши — стихи, рамена — плечи. Все они имеют синонимы в современном русском языке.

Устаревшее слово лоп обозначало широкий лист. От него образовались слова лопух,  лопата . Такие птицы как воробей, сорока получили свое название по звукам, которые издают ( ворк, сорк
  • Устаревшее слово лоп обозначало широкий лист. От него образовались слова лопух, лопата .
  • Такие птицы как воробей, сорока получили свое название по звукам, которые издают ( ворк, сорк )
Слово корова произошло от латинского слова кор –рог. Слово капуста произошло от латинского кап
  • Слово корова произошло от латинского слова кор –рог.
  • Слово капуста произошло от латинского кап – голова.
Диктант:  слово пришло из французского языка « dicmree » – что означает «диктовка», от латинского « dictare » - в переводе на русский язык «переписывать».

Диктант:

слово пришло из французского языка « dicmree » – что означает «диктовка», от латинского « dictare » - в переводе на русский язык «переписывать».

Слово «доска» общеславянское. Некоторые ученые считают, что это слово заимствовано из английского языка « desk » стол, которое в свою очередь восходит к латинскому « discus » - диск.

Слово «доска» общеславянское. Некоторые ученые считают, что это слово заимствовано из английского языка « desk » стол, которое в свою очередь восходит к латинскому « discus » - диск.

В «Этимологическом словаре» Т.А. Бобровой говорится о слове класс как о заимствованном из французского языка в XVII в., где classe -разряд, «социальная группа», восходит к латинскому classis – созванные, собранные (для решения групповых дел).

В «Этимологическом словаре» Т.А. Бобровой говорится о слове класс как о заимствованном из французского языка в XVII в., где classe -разряд, «социальная группа», восходит к латинскому classis – созванные, собранные (для решения групповых дел).

Слово «школа» пришло из Древней Греции, где оно звучало как «схолэ». И означало «досуг», «праздность», «отдых». То есть очень приятное времяпрепровождение. Наверное, древние греки именно так и представляли себе учебу – как очень приятное и полезное занятие.

Слово «школа» пришло из Древней Греции, где оно звучало как «схолэ». И означало «досуг», «праздность», «отдых». То есть очень приятное времяпрепровождение.

Наверное, древние греки именно так и представляли себе учебу – как очень приятное и полезное занятие.

Это слово исконно русское. Появилось оно в XVIII веке и представляет буквальный перевод (кальку) с французского слова «журналь» - «ежедневный, подённый».

Это слово исконно русское. Появилось оно в XVIII веке и представляет буквальный перевод (кальку) с

французского слова «журналь» - «ежедневный, подённый».

В буквальном переводе оно означает «собачонка» от латинского «канис» - собака. «Каникулой» - собачонкой римляне называли звезду Сириус, считая ее охотничьим псом греческого бога Ориона.

В буквальном переводе оно означает «собачонка» от латинского «канис» - собака.

«Каникулой» - собачонкой римляне называли звезду Сириус, считая ее охотничьим псом греческого бога Ориона.

Если знать, из какого языка произошло данное слово, что оно означало раньше, то будет проще понять его значение и грамотно его писать и употреблять в речи. СОШ № 2 2013

Если знать, из какого языка произошло данное слово, что оно означало раньше, то будет проще понять его значение и грамотно его писать и употреблять в речи.

СОШ № 2

2013