Автор: Салангина Юлия,
ученица 5-а класса МБОУ СОШ № 2
Руководитель: Баталова Анжелика Александровна, учитель русского языка и литературы
Опять ничего не могу я понять,
Опилки мои в беспорядке.
Везде и повсюду опять и опять
Меня окружают загадки!
Возьмём это самое слово опять,
Зачем мы его произносим,
Когда мы свободно могли бы сказать: « Ошесть », и « осемь », и « овосемь »?
Молчит этажерка , молчит и тахта – У них не добьёшься ответа,
Зачем эта хта – обязательно та ,
А жерка , как правило, эта !
Б.Заходер
- Слова, которыми мы пользуемся ежедневно, образуют очень интересный и своеобразный мир, в котором таится много загадок и историй
- Откуда произошли разные слова выяснить бывает иногда трудно. Почему тот или иной предмет называется так, а не иначе?
Исследование происхождения слов, которые мы употребляем в своей речи
- Познакомиться с материалами по этимологии.
- Познакомиться с происхождением и историей некоторых слов.
- Создать специальное пособие в помощь ученикам, в котором будут собраны проверочные слова для некоторых «словарных» слов.
- Теоретические (поиск, анализ и обобщение фактов из различных источников)
- Эмпирические (описание)
- Практические (создание пособия)
слово древнегреческое:
Etymos – «истинный, верный»
logos – «смысл, значение»
значит, основная задача этимологии –
«найти значение слова в момент его первоначального создания»
Дети:
гудильник, строганок, копатка и т.д
Народные говоры:
спинжак (пиджак), полуклиника (поликлиника).
Слова в своем развитии постепенно утрачивают древние этимологические связи.
Они становятся непонятными в этимологическом отношении.
Этот процесс называется деэтимологизация.
Архаизмы
Историзмы
— это слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Они не имеют синонимов в современном русском языке.
— это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например: ланиты — щёки, чресла — поясница, десница — правая рука, туга — печаль, вирши — стихи, рамена — плечи. Все они имеют синонимы в современном русском языке.
- Устаревшее слово лоп обозначало широкий лист. От него образовались слова лопух, лопата .
- Такие птицы как воробей, сорока получили свое название по звукам, которые издают ( ворк, сорк )
- Слово корова произошло от латинского слова кор –рог.
- Слово капуста произошло от латинского кап – голова.
Диктант:
слово пришло из французского языка « dicmree » – что означает «диктовка», от латинского « dictare » - в переводе на русский язык «переписывать».
Слово «доска» общеславянское. Некоторые ученые считают, что это слово заимствовано из английского языка « desk » стол, которое в свою очередь восходит к латинскому « discus » - диск.
В «Этимологическом словаре» Т.А. Бобровой говорится о слове класс как о заимствованном из французского языка в XVII в., где classe -разряд, «социальная группа», восходит к латинскому classis – созванные, собранные (для решения групповых дел).
Слово «школа» пришло из Древней Греции, где оно звучало как «схолэ». И означало «досуг», «праздность», «отдых». То есть очень приятное времяпрепровождение.
Наверное, древние греки именно так и представляли себе учебу – как очень приятное и полезное занятие.
Это слово исконно русское. Появилось оно в XVIII веке и представляет буквальный перевод (кальку) с
французского слова «журналь» - «ежедневный, подённый».
В буквальном переводе оно означает «собачонка» от латинского «канис» - собака.
«Каникулой» - собачонкой римляне называли звезду Сириус, считая ее охотничьим псом греческого бога Ориона.
Если знать, из какого языка произошло данное слово, что оно означало раньше, то будет проще понять его значение и грамотно его писать и употреблять в речи.
СОШ № 2
2013