План урока:
2. Вводно – мотивационный этап.
3. Проверка домашнего задания.
4. Определение темы и целей урока.
5. Объяснение новой темы.
6. Индивидуальная работа учащихся.
7. Поэтическая минутка.
8. Итог урока. Рефлексия.
9. Выставление оценок. Домашнее задание .
Проверка домашнего задания
(вопросы друг другу)
2. Составление кластера (схемы)
(работа в группе)
Задания:
- Стадии производства черных металлов;
- Укажите группы цветных металлов;
- Укажите сплавы меди.
Определение темы урока
Тема урока:
Химическая промышленность Казахстана
«Широко простирает химия руки свои в дела человеческие» -
М.В.Ломоносов
Цель урока:
- Определить значение и роль химической промышленности Казахстана
- Познакомиться с отраслевым составом химической промышленности Казахстана
- Познакомиться с факторами размещения химических заводов.
- Выявить влияние отрасли на экологическую обстановку в стране.
Химическая промышленность – включает производство продукции из углеводородного, минерального и другого вида сырья путем его химической переработки
Значение химической промышленности
Химическая промышленность является одной из цент-ральных отраслей современной мировой экономики. Основная задача химической промышленности – пере-работка и превращение различных видов сырья, таких, как нефть, природный газ, уголь, руды, минералы, других полезных ископаемых, а также воды, воздуха в разно-образные продукты.
Химизация народного хозяйства – один из решающих рычагов повышения эффективности производства и качества работы во всех сферах деятельности человека.
Особенности химической промышленности
Химическая промышленность отличается от большинства других отраслей
рядом особенностей:
- возможностью создавать новые материалы не существующие в природе с определенными свойствами, что востребовано в космической технике и строительстве, фармацевтической, пищевой и легкой промышленности;
- имеет обширную сырьевую базу (один продукт можно получить из разных
видов сырья);
- дает возможность комплексной переработки сырья и получения разнообраз-
ной продукции (из одного вида сырья можно получить разные продукты).
Сырье для химической промышленности
Сырьевой базой для отраслей химической промышленности служат:
- все виды горючих полезных ископаемых (нефть, уголь, газ, сланцы);
- минеральное сырьё (соли, фосфаты, апатиты, сера);
- многие виды отходов производства чёрных и цветных металлов и самой химической промышленности.
Сера
Известняк
Апатиты
Бурый и каменный уголь
фосфориты
Мел
Немалую ценность для химии представляют и некоторые дикорастущие растения:
- цитварная полынь, растущая на западных склонах гор Каратау;
- эфедра и солодка - на западе Казахстана.
Солодка
Эфедра
Полынь цитварная
Отраслевой состав химической промышленности
Химическая промышленность
горно-химическая
основная химия
химия органического синтеза
производство кислот, солей, щелочей
добыча горно-химического сырья
производство спиртов, органических кислот
производство минеральных удобрений
производство синтетических и искусственных волокон
производство пластмасс, синтетических смол, синтетического каучука
производство
хлора, аммиака, кальцинированной и каустической соды
Тонкая химия: фармацевтика (производство лекарственных веществ и препаратов); фотохимия (производство разнообразных фотоматериалов); бытовая химия, парфюмерия
Производство серной кислоты
Серную кислоту применяют:
- в производстве минеральных удобрений;
- как электролит в свинцовых аккумуляторах;
- для получения различных минеральных кислот и солей;
- в производстве химических волокон, красителей, дымообразующих веществ и взрывчатых веществ;
- в нефтяной, металлообрабатывающей, текстильной, кожевенной и др. отраслях промышленности.
Самый крупный потребитель серной кислоты — производство минеральных удобрений.
Сернокислотные заводы размещаются в районах потребления, так как она малотранспортабельная. Важны сырьевой и экологические факторы.
Для получения серной кислоты нужны сера и вода.
Производство минеральных удобрений
калийные удобрения
азотные удобрения
фосфорные удобрения
Производство синтетического каучука
Производство синтетического каучука первоначально было привязано к сырью (спирт, получаемый из пищевого сырья – картофеля, зерна) и к потребителю (автомобильной промышленности).
Сейчас все заводы работают на нефтегазовом сырье.
Проблема!
Производство автомобильных покрышек
Производство пластмасс и синтетических смол
Пластмассы и синтетические смолы вырабатывают на произ-водствах, входящих в состав нефтехимических комбинатов или азотнотуковых заводов.
Производство химических волокон
вискозное
ацетатное
лавсан, нейлон, капрон, спандекс
искусственные волокна получают химической модификацией природ-ных материалов (хлопка, шерсти)
для производства синте-тических волокон исполь-зуются только синтети-ческие материалы — полимеры
Производство химических волокон
Производство химических волокон характери-зуется высокой водо- и энергоёмкостью .
Для производства 1 т волокон требуется
6000 м3 воды и 16-19 т условного топлива.
Факторы размещения: основные центры отрасли тяготеют либо к районам текстильной промышленности, либо к районам развитой нефтехимии.
Бытовая химия
Фармацевтика
Парфюмерия
Фотохимия
Доклады ученых
(индивидуальная работа)
БИОЛОГ
ЭКОЛОГ
ХИМИК
Задание для биолога:
- Какое влияние оказывают фосфорные удобрения на растения?
Задание для эколога:
- - Химическая промышленность и охрана окружающей среды
Задание для химика:
- Какое влияние оказывает азот на растения и как получают азотные удобрения?
Поэтическая минутка
С полей страны своей родной, прогнать сорняк мечтая,
Трудился химик молодой, покоя, сна не зная.
И после многих лет труда открыл он пестицид.
Узнав о нем, вздохнули все, устав полоть поля,
Не проявила радости лишь наша мать Земля.
Весною ранней тракторист внес ядохимикат,
Да так небрежно, что потом и сам он был не рад.
Замолкли птицы, на лугах кузнечик не трещит,
И в речке рыба не плеснет, все больше тихо спит.
Мораль всей притчи такова: все делай ты с умом,
Сжигая мусор, оглянись, не сжег ли ты свой дом!
“ Широко простирает химия руки свои в дела человеческие”-
И. В. Ломоносов
(обсуждение, выводы учащихся)
Таким образом, химия – это не только благо, это и химическое оружие, и загрязнение окружающей среды, и озоновые дыры, и повышенное содержание нитритов и нитратов в продуктах питания, и ряд других проблем.
Виновны в этих бедах люди, использующие достижения химии во вред себе и нашему общему дому – планете Земля. Делают они это иногда не сознательно, часто просто от химической неграмотности.
Теперь нам понятно, почему так важно современному человеку знать и правильно использовать достижения современной химии.
“ Я ввел вас в Землю плодоносную, чтобы вы питались плодами и добром ее, а не оскверняли Землю мою”.
Пророк Иеремия.
Домашнее задание:
§21, стр.110 – 118;
Выписать в тетрадь заводы химической промышленности и города размещения
(в виде таблицы)
Спасибо за урок!