Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по подготовке к сочинению по Тургеневу Муму»
Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Образ Герасима
Портрет работы
И. Е. Репина. 1871 г.
Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?» Цель урока:
Дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева.
Структура сочинения
- Вступление
- Основная часть
А)
Б)
В)
3. Заключение
- Вступление
- А)Место героя в системе образов
Б) Социальное положение
В)Характер. Средства создания характера (портрет, поступки, интерьер,
взаимоотношения с персонажами, оценка автора)
Г) основные занятия
3. Заключение (Значение образа)
1. Вступление
- Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России?
- Ещё в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву.
- Реальная история, но И.С.Тургенев изменил финал
2. Основная часть
«Из всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим»
2. Основная часть
А) Место героя в системе образов
«Главным действующим лицом рассказа является дворник Герасим»
Б) Социальное положение
2. Основная часть
В) Портрет
Необычайная сила
Новые обязанности Герасима
Какие сравнения использует автор при описании Герасима?
Сравнения
- «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».
- Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве?
- «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».
- «Пойманный зверь».
- – А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).
Сравнения
- – Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно).
- – В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).
- – Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного.
- «Степенный гусак».
- – Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте?
- Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение.
Вывод
- Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.
2. Основная часть
Г) Интерьер
Д) Взаимоотношения с другими персонажами
2. Основная часть
Е) Поступки
Случай в околотке
Защитил Татьяну
Отверг Татьяну
Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?
2. Основная часть
Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.
2. Основная часть
Встреча с Муму. Изменился Герасим?
Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».
2. Основная часть
Кто виновник , что счастье так быстро разрушилось?
Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?
Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни.
2. Основная часть
Уход в родную деревню.
Как этот поступок характеризует Герасима?
Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.
Описание картин природы в заключительной сцене говорит о том, что человек, являющийся частью такого прекрасного мира, не может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках.
3. Заключение. (Значение образа)
- Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?
- Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений
3. Заключение. (Значение образа)
- Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости
Домашнее задание
- Написать сочинение по теме «Образ Герасима»