СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по предмету "Музыка" 4 класс на тему «Опера М.И.Глинки«Иван Сусанин».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»»

Цель урока: знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по предмету "Музыка" 4 класс на тему «Опера М.И.Глинки«Иван Сусанин».»

М.И.Глинка  опера «Иван Сусанин»

М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»

Михаил Иванович  Глинка  годы жизни:  1804-1857.

Михаил Иванович

Глинка

годы жизни:

1804-1857.

« Жизнь за Царя́ » (« Ива́н Суса́нин »)   опера   Михаила Ивановича Глинки  в 4  актах  с  эпилогом . В опере рассказывается о событиях  1612 года , связанных с походом польской шляхты на  Москву .

« Жизнь за Царя́ » (« Ива́н Суса́нин »)

  опера   Михаила Ивановича Глинки  в 4  актах  с  эпилогом . В опере рассказывается о событиях  1612 года , связанных с походом польской шляхты на  Москву .

Либретто Автор либретто 1836 г. — барон  Егор Розен . В советский период  Сергеем Городецким  была сделана новая редакция либретто, но в записях того периода использовался смешанный текст Е. Ф. Розена и С. М. Городецкого.

Либретто

Автор либретто 1836 г. — барон  Егор Розен . В советский период  Сергеем Городецким  была сделана новая редакция либретто, но в записях того периода использовался смешанный текст Е. Ф. Розена и С. М. Городецкого.

Сюжет и литературные источники   Отечественная война 1812 года  всколыхнула самосознание русского народа, пробудила интерес к собственной истории. В литературе стали популярными сюжеты на русские исторические темы, среди них — история о подвиге костромского крестьянина  Ивана Сусанина . Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина  Михаила Романова , но в пути они заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завёл их в болото, где погиб вместе с ними

Сюжет и литературные источники

Отечественная война 1812 года  всколыхнула самосознание русского народа, пробудила интерес к собственной истории. В литературе стали популярными сюжеты на русские исторические темы, среди них — история о подвиге костромского крестьянина  Ивана Сусанина . Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина  Михаила Романова , но в пути они заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завёл их в болото, где погиб вместе с ними

Сюжет и литературные источники   Этот сюжет неоднократно встречается в литературе того времени, к нему обращались М. М. Херасков, А. А. Шаховской, С. Н. Глинка, позднее Н. А. Полевой (в драме «Костромские леса») и М. Н. Загоскин (по совету Жуковского). Особенно привлекла к себе внимание эта тема, воплощенная в книге «Думы» Рылеева. Ярко заметна близость глинкинской сцены в лесу монологу Сусанина из Рылеева

Сюжет и литературные источники

Этот сюжет неоднократно встречается в литературе того времени, к нему обращались М. М. Херасков, А. А. Шаховской, С. Н. Глинка, позднее Н. А. Полевой (в драме «Костромские леса») и М. Н. Загоскин (по совету Жуковского). Особенно привлекла к себе внимание эта тема, воплощенная в книге «Думы» Рылеева. Ярко заметна близость глинкинской сцены в лесу монологу Сусанина из Рылеева

Декорации

Декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскизы костюмов

Эскизы костюмов

Эскизы костюмов

Эскизы костюмов

Эскизы костюмов

Эскизы костюмов

История создания. Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. «…как бы по волшебному действию, —вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».

История создания.

Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей.

«…как бы по волшебному действию, —вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».

     ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:   ИВАН СУСАНИН , крестьянин села Домнина (бас)  АНТОНИДА , его дочь (сопрано)  ВАНЯ , его приемный сын (контральто)  БОГДАН СОБИНИН , ратник, жених Антониды (тенор)  НАЧАЛЬНИК ПОЛЬСКОГО ОТРЯДА (бас)  ВЕСТНИК (тенор)  НАЧАЛЬНИК РУССКОГО ОТРЯДА (бас)
  • ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ИВАН СУСАНИН , крестьянин села Домнина (бас) АНТОНИДА , его дочь (сопрано) ВАНЯ , его приемный сын (контральто) БОГДАН СОБИНИН , ратник, жених Антониды (тенор) НАЧАЛЬНИК ПОЛЬСКОГО ОТРЯДА (бас) ВЕСТНИК (тенор) НАЧАЛЬНИК РУССКОГО ОТРЯДА (бас)
Иван Сусанин.

Иван Сусанин.

Иван Сусанин.

Иван Сусанин.

Иван Сусанин.

Иван Сусанин.

 Константин Маковский «Иван Сусанин»

Константин Маковский «Иван Сусанин»

Памятник народному герою  ИвануСусанину  в Костроме.

Памятник народному герою  ИвануСусанину  в Костроме.

Антонида, дочь Сусанина

Антонида, дочь Сусанина

Ваня, приемный сын Сусанина

Ваня, приемный сын Сусанина

Богдан Собинин, ратник, жених Антониды

Богдан Собинин, ратник, жених Антониды

Глинка назвал свое творение «отечественной героико-трагической оперой», сделав главным героем произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее действие массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров.

Глинка назвал свое творение «отечественной героико-трагической оперой», сделав главным героем произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее действие массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров.

Либретто к опере Глинки Иван Сусанин (Жизнь за царя)  Опера в четырех действиях с эпилогом (семи картинах).

Либретто к опере Глинки Иван Сусанин (Жизнь за царя) Опера в четырех действиях с эпилогом (семи картинах).

Действие первое. Крестьяне села Домнина, среди которых Иван сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну -

Действие первое.

Крестьяне села Домнина, среди которых Иван сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну - "Кто на Русь дерзнет, смерть найдет". Все расходятся, остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов - это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. Однако, сусанин печален - враги все еще хозяйничают на родной земле.. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает оказом: "Нынче не до свадеб. Время боевое!"

 

Строение оперы. Увертюра Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает драматические события оперы.

Строение оперы.

Увертюра

Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает драматические события оперы.

Интродукция — «введение», «вступление» (лат.). В оперной и балетной музыке это оркестровое вступление ко всему произведению или отдельным действиям, а также хоровая сцена, следующая за увертюрой и открывающая первое действие

Интродукция — «введение», «вступление» (лат.). В оперной и балетной музыке это оркестровое вступление ко всему произведению или отдельным действиям, а также хоровая сцена, следующая за увертюрой и открывающая первое действие

каватина и рондо Антониды музыкальный портрет героини, раскрывающий ее душевный мир, нежность и верность в любви. 

каватина и рондо Антониды

музыкальный портрет героини, раскрывающий ее душевный мир, нежность и верность в любви. 

Первый акт Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают поэтичный образ девушки. Мягким лиризмом проникнут терцет «Не томи, родимый». В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина моя» — величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает народную песню.

Первый акт

Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают поэтичный образ девушки. Мягким лиризмом проникнут терцет «Не томи, родимый».

В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина моя» — величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает народную песню.

Каватина Каватина, неторопливая и задумчивая, близка своей распевностью русским протяжным песням.

Каватина

Каватина, неторопливая и задумчивая, близка своей распевностью русским протяжным песням.

Рондо Мечтательно-грустные фразы солирующих кларнета и флейты подчеркивают народный характер музыки: Рондо, оживленное и шаловливо-грациозное, раскрывает светлый мир мечтательной Антониды.

Рондо

Мечтательно-грустные фразы солирующих кларнета и флейты подчеркивают народный характер музыки: Рондо, оживленное и шаловливо-грациозное, раскрывает светлый мир мечтательной Антониды.

каватина и рондо Антониды

каватина и рондо Антониды

Глинка .  Опера  

ГлинкаОпера  " Иван   Сусанин " 1 д.  Трио   Не томи   родимый

Трио «Не томи, родимый» является лирической куль-минацией всего первого действия. Оно пронизано общим настроением грусти, поэтому вокальные партии Собинина, Антониды и Сусанина основаны на одних и тех же вырази-тельных задушевных интонациях, близких городскому бы-товому романсу:

Действие второе. Пышный бал у польского короля Сигизмунда III. Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал против врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются, однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется.  

Действие второе.

Пышный бал у польского короля Сигизмунда III. Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал против врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются, однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется.

 

Второй акт Второй акт резко контрастирует с первым. Здесь основное место занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс сменяется темпераментной мазуркой.

Второй акт

Второй акт резко контрастирует с первым. Здесь основное место занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс сменяется темпераментной мазуркой.

Действие второе. Бал в тронном зале замка польского короля Действие второе. Ослепительный бал в тронном зале замка польского короля резко контрастирует со сценами русской крестьянской жизни, представленной в первом акте.

Действие второе. Бал в тронном зале замка польского короля

Действие второе. Ослепительный бал в тронном зале замка польского короля резко контрастирует со сценами русской крестьянской жизни, представленной в первом акте.

Действие второе. Бал в тронном зале замка польского короля   Полонез   Парадным и воинственный полонез с призывной и горделивой темой фанфарного характера. 

Действие второе. Бал в тронном зале замка польского короля Полонез

Парадным и воинственный полонез с призывной и горделивой темой фанфарного характера. 

краковяк Темпераментный краковяк с острым синкопированным ритмом строится на быстрой смене разнохарактерных эпи-зодов, то жизнерадостных и удалых, то грациозно-элегантных. Вальс, лирический и изящный, благодаря размеру 6/8 и синкопе на второй доле такта приобретает польский колорит. Среди всей сюиты он выделяется изысканностью оркестрового звучания, тонкой графикой партий солирующих инструментов. 

краковяк

Темпераментный краковяк с острым синкопированным ритмом строится на быстрой смене разнохарактерных эпи-зодов, то жизнерадостных и удалых, то грациозно-элегантных. Вальс, лирический и изящный, благодаря размеру 6/8 и синкопе на второй доле такта приобретает польский колорит. Среди всей сюиты он выделяется изысканностью оркестрового звучания, тонкой графикой партий солирующих инструментов. 

Вальс

Вальс

Мазурка   Завершает сюиту блестящая мазурка с упругой мелодией и звонкими аккордами на третьей доле: В дальнейшем интонации и ритмы полонеза и мазурки будут постоянно сопровождать появление поляков;

Мазурка

Завершает сюиту блестящая мазурка с упругой мелодией и звонкими аккордами на третьей доле: В дальнейшем интонации и ритмы полонеза и мазурки будут постоянно сопровождать появление поляков;

Действие третье.

Ваня. применый сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названный отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору. Ваня поверяет отцу заветные мечты - поскорее стать воином и пойти защищать отчизну. Между тем. в семье Сусанина готовяться к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни. Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости - пришел, наконец, это долгожданный день. Затем уходит и Собинин. Внезапно в избу врываются поляки, угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина. Вначале Сусанин отказывается:  "Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь" , - гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план - завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков в стан Минина. Тихо говорит он Ване. чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина, горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает им о случившемся, крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.

 

Действие третье Действие третье состоит из двух частей. Первая (до при-хода врагов), лирическая и светлая по настроению, отличается неторопливым и спокойным течением событий. 

Действие третье

Действие третье состоит из двух частей. Первая (до при-хода врагов), лирическая и светлая по настроению, отличается неторопливым и спокойным течением событий. 

Действие третье  песня Вани «Как мать убили» На-чинается она песней Вани «Как мать убили», выражающей, по словам Глинки, «тихую и беззаботную жизнь и благодарность благодетелю»

Действие третье песня Вани «Как мать убили»

На-чинается она песней Вани «Как мать убили», выражающей, по словам Глинки, «тихую и беззаботную жизнь и благодарность благодетелю»

Третий акт Первая часть лирическая, интимная по настроению, отличается светлым колоритом, спокойным, медленным течением действия; здесь преобладают сольные номера и ансамблевые сцены.  Второй половине акта свойственно стремительное развитие действия, резкие контрасты, драматические столкновения; музыка выражает волнение, печаль, гнев, тревогу.  Сцена Сусанина с поляками — центральный и наиболее драматичный эпизод акта. Композитор использует здесь ритмы полонеза и мазурки, в партии же Сусанина звучат широкие напевы хоровой интродукции.

Третий акт

Первая часть лирическая, интимная по настроению, отличается светлым колоритом, спокойным, медленным течением действия; здесь преобладают сольные номера и ансамблевые сцены. 

Второй половине акта свойственно стремительное развитие действия, резкие контрасты, драматические столкновения; музыка выражает волнение, печаль, гнев, тревогу. 

Сцена Сусанина с поляками — центральный и наиболее драматичный эпизод акта. Композитор использует здесь ритмы полонеза и мазурки, в партии же Сусанина звучат широкие напевы хоровой интродукции.

Свадьба.   Свадебному хору подруг Антониды «Разгулялися, разливалися» с его мягкими мелодическими оборотами присущ ярко выраженный народно-песенный склад. Полон душевного волнения романс Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки». Четвёртый акт. Четвертый акт предваряется симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж.

Свадьба.

  Свадебному хору подруг Антониды «Разгулялися, разливалися» с его мягкими мелодическими оборотами присущ ярко выраженный народно-песенный склад. Полон душевного волнения романс Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки».

Четвёртый акт.

Четвертый акт предваряется симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж.

Вторая и третья картины . Вторую картину составляет большая героическая ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал». Центральный эпизод третьей картины — ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»; в ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество.

Вторая и третья картины .

Вторую картину составляет большая героическая ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал».

Центральный эпизод третьей картины — ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»; в ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество.

Действие четвертое.  Картина первая. Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня, чтобы сообщить Минину о приходе поляков.Выбиваясь из сил, стучится он в тяжелые ворота, но все спят. Наконец Ваню услышали, в стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу. Картина вторая. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега. бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его ждет неминуемая расправа. Смело он смотрит в глаза смерти:

Действие четвертое.  Картина первая.

Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня, чтобы сообщить Минину о приходе поляков.Выбиваясь из сил, стучится он в тяжелые ворота, но все спят. Наконец Ваню услышали, в стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу.

Картина вторая. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега. бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его ждет неминуемая расправа. Смело он смотрит в глаза смерти: "Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я."  Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга, в её завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги, они начинают допытываться куда завел их русский крестьянин. " Туда завел я вас... где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать! " - с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.

Эпилог.  Картина первая. У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола, все славят царя, великую Русь, русский народ и родную Москву. Здесь же Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их:

Эпилог.  Картина первая.

У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола, все славят царя, великую Русь, русский народ и родную Москву. Здесь же Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их: " Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин ".

Картина вторая.  Красная площадь в Москве заполнена народом, можно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются воины к детям Сусанина. Появляются Минин и Пожарский, народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица.

Эпилог. Эпилог оперы — грандиозная массовая сцена, среднюю часть которой составляет терцет Антониды, Вани и Собинина, оплакивающих гибель Сусанина. Оперу завершает величественный хор «Славься» — светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник беззаветному народному патриотизму.

Эпилог.

Эпилог оперы — грандиозная массовая сцена, среднюю часть которой составляет терцет Антониды, Вани и Собинина, оплакивающих гибель Сусанина. Оперу завершает величественный хор «Славься» — светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник беззаветному народному патриотизму.