Тема: Вода и её свойства
Цель: учить практическому исследованию природы. Выяснить основные свойства воды, значение воды в природе, научить сравнивать свойства воды и воздуха.
Задачи деятельности учителя:
Создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды и воздуха.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся ставить простейшие опыты,исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.
Метапредметные( критерии сформированности/оценки компонентов УУД)
Познавательные: различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков.
Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя.
Коммуникативные: вступать в беседу на уроке.
Личностные: осознают необходимость охраны природы, всех живого и неживого.
Оборудование и наглядные пособия:
- О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. Наш мир, 2 класс, учебник. – Академкнига/Учебник,2006.
- О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. Наш мир, 2 класс, тетрадь для самостоятельной работы. – Академкнига/Учебник,2010.
- Раздаточный материал на каждый стол: 3 стаканчика с водой №1-№6;
- Баночки с сахарным песком, поваренной солью, речным песком;
- 3 ложечки;
- Зеркальце;
- Пипетка
- Блюдце;
- Чашка ;
- Стакан с молоком.
План урока
- Организационно – психологический момент.
- Дети, сегодня на урок пришли мои коллеги, учителя. Поприветствуйте их.
Хай-файв
- -Поздоровайтесь со своим партнёром по плечу и по лицу, пожелайте друг другу что-то доброе, хорошее, улыбнитесь (партнёры по лицу здороваются кулачками, по плечу-хлопком)
- -Я надеюсь, что вы чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. Давайте с хорошим настроением начнём занятие. На нашем уроке вы сможете проявив внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать что-то новое, о чём-то задуматься.
- Проверка домашнего задания по теме
- Повторим изученный материал о воздухе.
- Давайте вспомним, такое воздух, его свойства, чем важен воздух всем обитателям Земли.
-У вас на столах у каждого карточки опроса, где правильно ставим «+», неправильно « - »
Экспресс – опрос. (Слайд № 2)
- Воздух находится вокруг тебя, проникает во все трещины и щели, заполняет отверстия в почве. (Да)
- Воздух – это смесь газов. (Да)
- При дыхании мы берём из него углекислый газ, а выделяем кислород. (Нет)
- Землю окружает слой воздуха, который называют атмосферой. (Да)
- Воздух имеет цвет.(Нет)
- Воздух прозрачен. (Да)
- Чистый воздух не имеет запаха. (Да)
- Воздух хорошо проводит тепло. (Нет)
- Воздух хорошо пропускает солнечные лучи. (Да)
- Воздух лучше передает звук, чем дерево. (Нет)
Учитель: Проверим правильность выполнения задания.
Проверка. (Слайд № 3.) (Все ответы проговариваются учащимися )
Учитель: Поднимите руку, кто на все вопросы ответил правильно. Молодцы, вы блестяще показали свои знания. У кого одна ошибка? Тоже хорошо. А остальным советую ещё раз внимательно перечитать материал о свойствах воздуха. Сдайте, пожалуйста листочки, я их проверю и на следующем уроке вы узнаете результат.
- Вводная беседа.
- А без чего ещё не может жить человек, да и другие живые существа?
Посмотрите на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло? Без какого вещества ничто живое на земле не может существовать? (Вода) (Слайд № 4)
– О чём будем говорить на уроке? (О воде)
Тема нашего урока – вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды. (Слайд 5)
Сегодня на уроке мы с вами станем на 45 минут учеными -исследователями, изучающими водные просторы нашей планеты.
До войны на экранах кинотеатров шла веселая комедия «Волга-Волга». И был в ней неунывающий водовоз, который распевал, подстегивая ленивых лошадей:
(Слайд №6 )отрывок из песни.
Удивительный вопрос: Почему я водовоз? Потому что без воды-
и ни туды, и ни сюды.
Зрители улыбались, а слова песенки даже стали поговоркой. А именно в этих словах скрыт глубочайший смысл. Ибо вода для жизни - это вещество номер один. Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты.
Попробуем себе представить, как бы выглядела наша Земля, исчезни с нее внезапно вода. Мрачное дно морей и океанов, покрытое толстым слоем солей, растворенных некогда в воде. Пересохшие реки, навек замолкнувшие родники. Горы тоже разрушились бы, ведь в их состав входит большое количество воды.
Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой Земле. И безоблачное небо необычного цвета.
Давайте разберемся: что же собой представляет вода?
Для чего на Земле нужна вода?
Может быть, кто-нибудь из вас хочет ответить на этот вопрос?
Слайд №7 «Зачем людям нужна вода?»
Слайд № 7 «Использование человеком воды»
Слайд № 8 «Значение воды для живых организмов».
Вода нужна не только человеку, но и животным и растениям, грибам. Для многих растений и животных вода – это место обитания. Но без воды не могут жить и обитатели суши.
Вода и быт человека. Человек использует воду не только для питья и приготовления пищи.( Слайд9) (Слайд 10) (Слайд11)
Слайд № 12 «Гидроэлектростанции».
Силу воды люди уже давно заставили служить себе. Сначала это были водяные мельницы и машины. Теперь построены мощные гидроэлектростанции.
Огромное количество воды расходуется в промышленности- В большом количестве вода требуется для санитарных и хозяйственно бытовых нужд. Вода необходима для поддержания чистоты тела, жилища, улиц.
Выполнение задания № 28 в тетради для самостоятельных работ.
Учитель- Откройте тетради для самостоятельных работ на стр.19 № 28и мы продолжим разговор о воде и её обитателях. Прочитайте задание, что нужно сделать? Кто понял? Выполняем.
-Я смотрю, большинство ребят выполнили задание. Итак, какое было задание? Проверим, как выполнили.
- Продолжим урок.
-Много ли воды на Земле?
- Кто хочет из ребят ответить?
Слайд №13 «Вид Земли из космоса».
Учитель Посмотрите на нашу планету из космоса. Какой цвет преобладает?
Голубой цвет – цвет воды . Когда люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что она голубая. Действительно, Земля голубая. Дело в том, что большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как бы это выглядело! Слайд 14.
Вода занимает 2/3 Земли. Кажется воды много, но большая часть воды находится в морях и океанах, а она там соленая. А человеку нужна вода пресная.
Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой; даже суша, словно паутиной, пронизана сотнями рек и ручьев. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода. Хотя это звучит не привычно, но справедливо.
В самом деле, как еще именовать небесное тело, почти залитое водой; окутанное парами воды, обильно ею пропитанные?
- : Сколько же на нашей планете воды?
Слайд №15 «Где встречается вода в природе».
98 % находится в океанах и морях,
2 % на суше, из них 2 % пресной воды (показ по карте пресных источников).
2 % пресной воды - это не так много, почему же она не убывает?
Слайд №16 «Круговорот воды в природе.
- Солнце, как горячая плита, нагревает Землю. Под действием солнечных лучей вода всё время испаряется с поверхности всех водоёмов земли, с её суши, с листьев растений. Водяной пар с потоками тёплого воздуха поднимается вверх.
Но высоко над землёй воздух всегда намного холоднее, чем у её поверхности. Встретившись с холодным воздухом, водяной пар охлаждается. Он превращается в мельчайшие капельки воды и крошечные льдинки. Из них и образуются облака. Ветер несёт их по небу над землёй. Постепенно капли становятся крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода выпадает обратно на землю в виде дождя, града или снега.
На земле вода продолжает своё движение. Упавшие на землю капли дождя стекают с гор и холмов, превращаясь в ручьи. Ручьи текут в реки, а реки в моря и океаны. Вода вновь испаряется и «висит» над землёй в газообразном состоянии до поры до времени.
- Физкультминута. Игра «Лидер» (включить музыку)
- Таким образом , не смотря на то , что пресной воды мало, благодаря круговороту воды в природе, пресная вода не убывает. Но воду надо беречь, т. как мы без воды не проживём.(слайд17)
Я и туча, и туман,
И ручей,и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)
- А хотите узнать о свойствах воды?
-Как вы думаете, какими свойствами обладает вода? (Слайд18)
-Вы посовещайтесь в своей группе, выберите из карточек нужные свойства и прикрепите на доску. Дети прикрепляют карточки на доску.
-Хорошо, каждая группа посовещавшись выбрала свойства воды. А по ходу проведения опытов мы с вами будем отмечать те свойства, которые вы выбрали и посмотрим, правильно ли вы выбрали. Итак, начнём.
-У вас на столах стоят стаканы с водой, сахарный песок, поваренная соль и речной песок. Что произойдёт, если в стакане с водой размешать чайную ложку соли?
-Можете ли вы с уверенностью сказать, что не ошибётесь, и точно определите, что соль растворится?
-Проверим это предположение с помощью опыта.
ОПЫТ № 1
-Участники под №1 возьмите стакан с водой № 1. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли? (Они становятся всё меньше и меньше и скоро совсем исчезнут)
-Но исчезла ли соль? (Нет, она растворилась)
-А если это будет сахар?
ОПЫТ № 2
-Проведём аналогичный опыт с сахаром. Участники под №2 возьмите баночку № 2 .Насыпьте чайную ложку сахара и размешайте.
-Что произошло? (Сахар тоже растворился в воде)
Вывод: вода растворила соль и сахар, значит вода – растворитель.
-А если это будет речной песок?
ОПЫТ № 3
- Участники под №3 возьмите баночку № 3 и добавьте речной песок . Что произошло? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там не изменяясь.)
Вывод :Вода не растворяет речной песок.
Если содержимое 3-его стакана пропустить через фильтр (кусочек марли, ваты или промокательной бумаги), то речной песок останется на фильтре и песчинки будут хорошо видны.
Такая очистка воды называется фильтрованием.
Слайд № 19 «Фильтрование».
Если мы пропустим через такой фильтр воду с сахаром или с солью, то на фильтре не останутся ни песок, ни сахар.
Запишите свои наблюдения в тетради (задание № 29). Поваренная соль – растворяется в воде. Сахарный песок –растворяется в воде. Речной песок – не растворяется в воде.
Сделайте вывод.
Вода является растворителем сахарного песка, поваренной соли. Бывают и другие соли. Их вода тоже растворяет. В воде растворяются как полезные ,так и вредные для растений и человека соли. И поэтому если ты не знаешь, чист ли источник, то пить из него не следует.
Слайд №20 пословица о воде.
Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится».
ОПЫТ № 4.
-А теперь участник под №4 попробуйте из стакана №4 чистую воду. Какой вкус имеет чистая вода ?
(Чистая вода не имеет вкуса)
-А почему чай сладкий, а море солёное? (Безвкусная вода становится сладкой или солёной благодаря сахару и соли, так как вода их растворяет и приобретает их вкус. Используя это свойство воды, люди готовят , напитки разного вкуса: кислые, сладкие, кисло-сладкие)
Сделайте вывод: чистая вода не имеет вкуса.
Слайд № 21 «Вода не имеет вкуса».
ОПЫТ № 5
- А теперь каждый наберите воду в пипетку и выпустите её на поверхность маленького зеркальца.
-Что произошло с водой?(она растеклась). Наклоните зеркальце. Что происходит с водой? (Она дальше растекается.)
-Какой сделаем вывод? (вода обладает свойством текучести.)
Слайд №22 «Вода обладает текучестью».
ОПЫТ № 6
Перед вами стакан №5, чашка и блюдце. В стакане вода . Перелейте воду сначала в чашку, затем в блюдце.
-Что происходит? - (Вода принимает форму сосуда. )
Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который её поместят.
Слайд №23«Вода не имеет формы».
. Как человек использует это свойство воды?(Люди очень широко используют это свойство. При перевозке и хранении её наливают в удобные для этого формы)
ОПЫТ № 7
- Каждый день ты умываешься, пьёшь чистую воду. Обращали ли вы внимание на запах воды?
-Когда говорят, что вода пахнет бензином, о каком бедствии идёт речь ? (вода грязная)
Вывод:чистая вода не имеет запаха.
-А если перед нами жидкость неизвестного происхождения, как вы себя поведёте?
- Откройте учебник и прочитайте в учебнике на стр.56 правило .
Она может быть резким, неприятным запахом. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности и безопасности: на расстоянии 20-30 см от лица держать сосуд с жидкостью. Затем движениями руки направлять поток воздуха в свою сторону.
-Почему необходимо так делать, а не совать нос во все ёмкости? (Можно резким запахом обжечь носовую полость )
ОПЫТ № 8
- Как доказать, что вода прозрачна? Проведём опыт. На столе два стакана. В стакане №6 вода, в другой молоко. В оба опускаем ложки. Что вы видите? Что можно сказать о воде и о молоке. Молоко непрозрачное, а вода – прозрачная.
Вывод: чистая вода прозрачная
Слайд №24 «Чистая вода прозрачна».
. Расскажите , как человек использует свои знания о том, что вода прозрачна.
ОПЫТ № 9
-Посмотрите на наши стаканы с водой и молоком. Какого цвета жидкость в стаканах? (Молоко – белое, а вода - бесцветная)
Вывод: чистая вода бесцветна.
(Знание этого свойства помогает людям без специального лабораторного исследовании сказать , что любая цветная жидкость не вода. Может это раствор воды, но не чистая вода).
Слайд №25 «Чистая вода бесцветна».
- Ребята, вы проделали опыты, узнали о свойствах воды. И вот я хочу проверить, внимательны ли вы были.
Закрепление «Микс – пэа –шэа»(участники смешиваются под музыку, образовывают пару, музыка прекращается, обсуждают предложенный вопрос) Включить музыку
Я читаю вопрос, а вы даете ответ.
На меня вы посмотрите, вещество мне назовите:
Пар в кастрюле, море, лед,
Кто состояние назовет? (вода в жидком, газообразном и твердом состоянии)
-Отвечает тот, у кого светлее волосы
Кто ответить мне сумеет,
Форму ли вода имеет? (нет)
-Отвечает тот, у кого на одежде больше белого цвета
Знает Маша, Дима , Катя, что вода всегда... (бесцветна)
Бабушка пирог печет,
Запах от него течет,
Как разрежем апельсин
-Слюнки льются - нету сил,
А когда водичка льется,
В носу запах остается? (нет)
-Отвечает тот кто выше ростом
Поиграли мы в песке,
Ручки вымыли в реке,
Вдруг себя в ней увидали,
Это свойство вы узнали? (вода прозрачна)
Отвечает тот, у кого…
Соль в стаканчик положили
И ее мы растворили,
Если сахар опустить,
Что мы можем получить? (вода — растворитель)
Отвечает тот.у кого..
Пластинку ровную возьмем
И на нее воды нальем,
Прошу я вас ответить,
Что вы могли заметить? (текуча)
Отвечает тот, у кого ..
Проверила я ваши знания,
Я всех хочу отметить,
Но зачем нам фильтрование,
Я вас прошу ответить?
-Итак ,посмотрим на доску. Вот такими свойствами обладает вода.
Билетик на выход.
-Сейчас вы получите такие карточки – это билетик на выход. Вы выполните задание и оставите при выходе.
VI. Домашнее задание
-А о других свойствах воды мы узнаем на других уроках и в 3 классе. А сейчас запишем Д/З: с.52-57 читать, Р.т. стр.23, № 32-33
Слайд27
Наша планета - наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее.Если найдешь в лесу родник - сохрани его, может это начало большой полноводной реки. Наш долг - оберегать богатства Земли, в том числе и воду.
Слайд 28,29
Всмотритесь пристальней в чудный мир природы, вслушайтесь в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя, и ей нужны ваши заботливые руки.
И закончим разговор словами Антуана-де-Сент-Экзюпери:
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».
Слайд №30 «Антуан-де-Сент-Экзюпери».
- Подведение итогов урока.Рефлексия.
-С каким настроением вы уходите с урока? Какие задания вам удалось выполнить легко? Какие вызвали затруднения?
- Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!