СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к внеклассному мероприятию "Загадки романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Загадки романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" может быть использована на внеклассном мероприятии во время Недели  литературы

Просмотр содержимого документа
«Презентация к внеклассному мероприятию "Загадки романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"»

Загадки романа «Мастер и Маргарита»

Загадки романа «Мастер и Маргарита»

Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.

Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия.

Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.

Он о многом, этот роман. Он о Боге и черте, он о трусости как главном пороке человечества, он о несмываемом, неизбывном грехе предательства, он фантастически смешон и невыразимо печален, он космичен, но прежде всего он о верной и вечной любви…И потому он очень прост и очень загадочен… Эрнст Маркин.
  • Он о многом, этот роман. Он о Боге и черте, он о трусости как главном пороке человечества, он о несмываемом, неизбывном грехе предательства, он фантастически смешон и невыразимо печален, он космичен, но прежде всего он о верной и вечной любви…И потому он очень прост и очень загадочен…
  • Эрнст Маркин.
Литературный ринг 1. Викторина 2. Вернисаж 3. Презентация героев 4 Экскурсия в «нехорошую квартиру» 5. «Спор о романе»

Литературный ринг

  • 1. Викторина
  • 2. Вернисаж
  • 3. Презентация героев
  • 4 Экскурсия в «нехорошую квартиру»
  • 5. «Спор о романе»
Викторина 1. Назовите отчество Маргариты: Андреевна Викторовна Владимировна Ивановна Николаевна.  Николаевна . «Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата». (Часть 2, глава 19)

Викторина

  • 1. Назовите отчество Маргариты:
  • Андреевна
  • Викторовна
  • Владимировна
  • Ивановна
  • Николаевна.

  • Николаевна . «Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата». (Часть 2, глава 19)

Викторина 2. Кто Мастер по образованию? инженер историк математик слесарь философ Историк. Вот что мы узнаем о Мастере в начале романа: «...Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами». (Часть 1, глава 13)

Викторина

  • 2. Кто Мастер по образованию?
  • инженер
  • историк
  • математик
  • слесарь
  • философ
  • Историк. Вот что мы узнаем о Мастере в начале романа: «...Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами». (Часть 1, глава 13)
3. В «Мастере и Маргарите» два (а по другим подсчетам – почти три) персонажа носят фамилии известных: поэтов композиторов художников философов Композиторов. Председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз и директор психиатрической клиники Стравинский являются однофамильцами композиторов Гектора Луи Берлиоза (1803-1869) и Игоря Федоровича Стравинского (1882-1971). Кроме того, фамилия финдиректора – Римский - вызывает ассоциацию с Римским-Корсаковым
  • 3. В «Мастере и Маргарите» два (а по другим подсчетам – почти три) персонажа носят фамилии известных:
  • поэтов
  • композиторов
  • художников
  • философов
  • Композиторов. Председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз и директор психиатрической клиники Стравинский являются однофамильцами композиторов Гектора Луи Берлиоза (1803-1869) и Игоря Федоровича Стравинского (1882-1971). Кроме того, фамилия финдиректора – Римский - вызывает ассоциацию с Римским-Корсаковым
4. Сколько лет Маргарите во время действия романа? двадцать два двадцать пять двадцать восемь тридцать тридцать три Тридцать. Булгаков выдает подлинный возраст Маргариты, описывая превращение, произошедшее с ней под действием крема Азазелло: «На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы». (Часть 2, глава 20)  
  • 4. Сколько лет Маргарите во время действия романа?
  • двадцать два
  • двадцать пять
  • двадцать восемь
  • тридцать
  • тридцать три
  • Тридцать. Булгаков выдает подлинный возраст Маргариты, описывая превращение, произошедшее с ней под действием крема Азазелло: «На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы». (Часть 2, глава 20)
  •  
5.По воспоминаниям третьей жены писателя Е.С.Булгаковой, при описании Великого бала у сатаны М.Булгаков использовал впечатления от… всесоюзного съезда советских писателей церемонии вручения Сталинской премии приема в американском посольстве наблюдений за голубями на Бульварном кольце Приема в американском посольстве. По воспоминаниям третьей жены писателя Е.С.Булгаковой, в описании Великого бала у Сатаны были использованы впечатления от приема в американском посольстве в Москве 22 апреля 1935 года. Посол США в СССР Уильям Буллит пригласил писателя с женой на это торжественное мероприятие.
  • 5.По воспоминаниям третьей жены писателя Е.С.Булгаковой, при описании Великого бала у сатаны М.Булгаков использовал впечатления от…
  • всесоюзного съезда советских писателей
  • церемонии вручения Сталинской премии
  • приема в американском посольстве
  • наблюдений за голубями на Бульварном кольце
  • Приема в американском посольстве. По воспоминаниям третьей жены писателя Е.С.Булгаковой, в описании Великого бала у Сатаны были использованы впечатления от приема в американском посольстве в Москве 22 апреля 1935 года. Посол США в СССР Уильям Буллит пригласил писателя с женой на это торжественное мероприятие.
6. Где происходит финальная сцена романа, в которой Воланд, его свита, а также Мастер и Маргарита прощаются с Москвой? на Патриарших прудах на Чистых прудах на Воробьевых горах на Поклонной горе на площади трех вокзалов На Воробьевых горах. Глава 31 так и называется: «На Воробьевых горах
  • 6. Где происходит финальная сцена романа, в которой Воланд, его свита, а также Мастер и Маргарита прощаются с Москвой?
  • на Патриарших прудах
  • на Чистых прудах
  • на Воробьевых горах
  • на Поклонной горе
  • на площади трех вокзалов
  • На Воробьевых горах. Глава 31 так и называется: «На Воробьевых горах
8. Какое учреждение находится ныне в доме, который выведен в романе как «Дом Грибоедова»? Дом-музей Грибоедова Литературный институт имени А.М.Горького Московский художественный академический театр Российская государственная библиотека Литературный институт имени Горького. Дом Грибоедова в романе «Мастер и Маргарита» - здание, где помещается возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом МАССОЛИТ - крупная литературная организация. Прототипом Дома Грибоедова М. Булгакову послужил так называемый Дом Герцена (Тверской бульвар, 25 - усадьба Яковлевых, где родился Герцен). В 20-е годы здесь размещался ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ. В настоящее время в комплексе зданий по адресу Тверской бульвар, 25 располагается основанный Максимом Горьким Литературный институт, где обучаются начинающие российские литераторы
  • 8. Какое учреждение находится ныне в доме, который выведен в романе как «Дом Грибоедова»?
  • Дом-музей Грибоедова
  • Литературный институт имени А.М.Горького
  • Московский художественный академический театр
  • Российская государственная библиотека
  • Литературный институт имени Горького. Дом Грибоедова в романе «Мастер и Маргарита» - здание, где помещается возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом МАССОЛИТ - крупная литературная организация. Прототипом Дома Грибоедова М. Булгакову послужил так называемый Дом Герцена (Тверской бульвар, 25 - усадьба Яковлевых, где родился Герцен). В 20-е годы здесь размещался ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ. В настоящее время в комплексе зданий по адресу Тверской бульвар, 25 располагается основанный Максимом Горьким Литературный институт, где обучаются начинающие российские литераторы
9. Какая из этих фраз
  • 9. Какая из этих фраз "родом" не из "Мастера и Маргариты"?
  • Антракт, негодяи!
  • Правду говорить легко и приятно!
  • Похабная квартирка, но до чего хорошо!
  • Королева в восхищении
  • Рукописи не горят
  • "Похабная квартирка, но до чего хорошо!" - так думал Шарик о квартире профессора Преображенского в "Собачьем сердце".
  •  
Вернисаж

Вернисаж

Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?    - Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.    - Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - для того, чтобы управлять, нужно как-никак иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?

И, в самом деле, - тут неизвестный повернулся к Берлиозу, - вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас... кхе .. кхе... саркома легкого...

Берлиоз с великим вниманием слушал неприятный рассказ про саркому и трамвай, и какие-то тревожные мысли начали мучить его. «Он не иностранец! Он не иностранец! - думал он, - он престранный субъект... но позвольте, кто же он такой?»        

ВОЛАНД -  п ерсонаж романа

ВОЛАНД - п ерсонаж романа "Мастер и Маргарита" , возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа). Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля "Фауста" (1808-1832) Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832) Булгаков истинное лицо Воланда скрывает лишь в самом начале романа, дабы читателей заинтриговать, а потом уже прямо заявляет устами Мастера и самого Воланда, что на Патриаршие точно прибыл сатана (дьявол). Нетрадиционность Воланда проявляется в том, что он, будучи дьяволом, наделен некоторыми явными атрибутами Бога.

Иван почувствовал, что теряется. Задыхаясь, он обратился к регенту:      - Эй, гражданин, помогите задержать преступника! Вы обязаны это сделать.      Регент чрезвычайно оживился, вскочил и заорал - Который преступник? Где он?  Иностранный преступник? - глазки регента радостно заиграли, - этот? Ежели он преступник, то первым долгом следует кричать: «Караул!» А то он уйдет...  - Ты нарочно под ногами путаешься? - зверея, закричал Иван, - я тебя самого предам в руки милиции!       Иван сделал попытку ухватить негодяя за рукав, но промахнулся и ровно ничего не поймал.       Регент как сквозь землю провалился. Иван ахнул. глянул вдаль и увидел ненавистного неизвестного. Тот был уже у выхода в Патриарший переулок, и притом не один. Более чем сомнительный регент успел присоединиться к нему. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах.

Иван почувствовал, что теряется. Задыхаясь, он обратился к регенту:     - Эй, гражданин, помогите задержать преступника! Вы обязаны это сделать.     Регент чрезвычайно оживился, вскочил и заорал - Который преступник? Где он?  Иностранный преступник? - глазки регента радостно заиграли, - этот? Ежели он преступник, то первым долгом следует кричать: «Караул!» А то он уйдет... - Ты нарочно под ногами путаешься? - зверея, закричал Иван, - я тебя самого предам в руки милиции!      Иван сделал попытку ухватить негодяя за рукав, но промахнулся и ровно ничего не поймал.      Регент как сквозь землю провалился. Иван ахнул. глянул вдаль и увидел ненавистного неизвестного. Тот был уже у выхода в Патриарший переулок, и притом не один. Более чем сомнительный регент успел присоединиться к нему. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах.

Иван устремился за злодеями вслед ...  Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке.   Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. ... он (Иван) был поражен поведением кондукторши. Та, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:       - Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову! -Ни кондукторшу. ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!

Иван устремился за злодеями вслед ...  Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке.

Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. ... он (Иван) был поражен поведением кондукторши. Та, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:      - Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову! -Ни кондукторшу. ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!

 Коровьев-Фагот  -  персонаж романа «Мастер и Маргарита», старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора.  А вот портрет Коровьева-Фагота:

Коровьев-Фагот - персонаж романа «Мастер и Маргарита», старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора. А вот портрет Коровьева-Фагота: "...прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный... пиджачок... гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая"; "...усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брюки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки". Интонацию плутовской почтительности Коровьев-Фагот сохраняет и в разговоре с Никанором Босым, и в обращении к дамам на сеансе черной магии в Театре Варьете. Коровьевское "Маэстро! Урежьте марш!" явно восходит к "Музыканты! польку!". В сцене же с дядей Берлиоза Поплавским Коровьев-Фагот "жалостливо" и "в отборных словах-с" ломает комедию скорби.

И привидение, пройдя в отверстие трельяжа, беспрепятственно вступило на веранду. Тут все увидели, что это - никакое не привидение, а Иван Николаевич Бездомный - известнейший поэт.      Он был бос, в разодранной беловатой толстовке, к коей на груди английской булавкой была приколота бумажная иконка со стершимся изображением неизвестного святого, и в полосатых белых кальсонах. В руке Иван Николаевич нес зажженную венчальную свечу. Правая щека Ивана Николаевича была свежо изодрана. Трудно даже измерить глубину молчания, воцарившегося на веранде. Видно было, как у одного из официантов пиво течет из покосившейся набок кружки на пол. Поэт поднял свечу над головой и громко сказал: - Здорово, други! - после чего заглянул под ближайший столик и воскликнул тоскливо: - Нет, его здесь нету!      Послышались два голоса. Бас сказал безжалостно:      - Готово дело. Белая горячка.     

- Консультант! – сказал Иван, - и этот консультант сейчас убил на Патриарших Берлиоза.     Здесь из внутреннего зала повалил на веранду народ, вокруг Иванова огня сдвинулась толпа.     - Виноват, виноват, скажите точнее, - послышался над ухом Ивана Николаевича тихий и вежливый голос, - скажите, как это убил? Кто убил?     - Иностранный консультант. профессор и шпион! - озираясь, отозвался Иван.     - А как его фамилия? - тихо спросили на ухо.     - То-то фамилия! - в тоске крикнул Иван. - кабы я знал фамилию! Не разглядел я фамилию на визитной карточке... Помню только первую букву «Ве», на «Ве» фамилия!

  • ...Толкнули... с екретаря МАССОЛИТа Берлиоза сегодня задавило трамваем на Патриарших. ... - Да при чем здесь «толкнул»? - сердясь на общую бестолковость, воскликнул Иван, - такому и толкать не надо! Он такие штуки может выделывать, что только держись! Он заранее знал, что Берлиоз попадет под трамвай!    - А кто-нибудь, кроме вас, видел этого консультанта?    - То-то и беда, что только я и Берлиоз.    - Так. Какие же меры вы приняли- чтобы поймать этого убийцу? - тут врач повернулся и бросил взгляд женщине в белом халате, сидящей за столом в сторонке. Та вынула лист и стала заполнять пустые места в его графах.    - Меры вот какие. Взял я на кухне свечечку...    - Вот эту? - спросил врач, указывая на изломанную свечку, лежащую на столе рядом с иконкой ...   - Эту самую, и... - А иконка зачем? Ну да, иконка... - Иван покраснел, - иконка-то больше всего и испугала, - он опять ткнул пальцем в сторону Рюхина, - но дело в том, что он, консультант, он, будем говорить прямо... с нечистой силой знается... и так его не поймаешь.

Санитары почему-то вытянули руки по швам и глаз не сводили с Ивана.

  • - Да-с, - продолжал Иван, - знается! Тут факт бесповоротный. Он лично с Понтием Пилатом разговаривал. Да нечего так на меня смотреть! Верно говорю! Все видел - и балкон и пальмы. Был, словом, у Понтия Пилата, за это я ручаюсь.

Финдиректор отчаянно оглянулся, отступая к окну, ведущему в сад, и в этом окне, заливаемом луною, увидел прильнувшее к стеклу лицо голой девицы и ее голую руку, просунувшуюся в форточку и старающуюся открыть нижнюю задвижку. Верхняя уже была открыта.    Римскому показалось, что свет в настольной лампе гаснет и что письменный стол наклоняется. Римского окатило ледяной волной, но, к счастью для себя, он превозмог себя и не упал. Остатка его сил хватило на то, чтобы шепнуть, но не крикнуть:    - Помогите...    Варенуха, карауля дверь, подпрыгивал возле нее, подолгу застревая в воздухе и качаясь в нем. Скрюченными пальцами он махал в сторону Римского, шипел и чмокал, подмигивал девице в окне. Та заспешила, всунула рыжую голову в форточку, вытянула сколько могла руку, ногтями начала царапать нижний шпингалет и потрясать раму. Рука ее стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью. Римский слабо вскрикнул, прислонился к стене и портфель выставил вперед, как щит. Он понимал, что пришла его гибель. Рама широко распахнулась, но вместо ночной свежести и

аромата лип в комнату ворвался запах погреба Покойница вступила на подоконник. Римский отчетливо видел пятна тления на ее груди.    И в это время радостный неожиданный крик петуха долетел из сада, из того низкого здания за тиром, где содержались птицы, участвовавшие в программах - Горластый дрессированный петух трубил, возвещая, что к Москве с востока катится рассвет.    Дикая ярость исказила лицо девицы, она испустила хриплое ругательство, а Варенуха у дверей взвизгнул и обрушился из воздуха на пол.

 Система образов Определяется сюжетными линиями романа: Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри философская  Мастер и Маргарита любовная Воланд и его свита мистическая Москва и москвичи сатирическая

Система образов

Определяется сюжетными линиями романа:

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри

философская

Мастер и Маргарита

любовная

Воланд и его свита

мистическая

Москва и москвичи

сатирическая

Герои романа Презентация героев: реклама, театральная миниатюра Маргарита Мастер Азазелло Гелла Воланд Кот Бегемот Коровьев

Герои романа

Презентация героев:

реклама,

театральная миниатюра

Маргарита

Мастер

Азазелло

Гелла

Воланд

Кот Бегемот

Коровьев

Что есть истина, или почему у Пилата болела голова… Что лежит в основе сюжета и служит ключом ко всему содержанию? Это пронизывающее весь роман противостояние истинной свободы и несвободы- во всех ее проявлениях.

Что есть истина, или почему у Пилата болела голова…

  • Что лежит в основе сюжета и служит ключом ко всему содержанию?
  • Это пронизывающее весь роман противостояние истинной свободы и несвободы- во всех ее проявлениях.
« Всё будет правильно, на этом построен мир»,- так выражается в романе глубокая вера автора в конечное торжество справедливости. Творчество и любовь великие движущие силы жизни. Только они дают человеку истинную Радость .

« Всё будет правильно, на этом построен мир»,- так выражается в романе глубокая вера автора в конечное торжество справедливости. Творчество и любовь великие движущие силы жизни. Только они дают человеку истинную Радость .