СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выступлению о технологияхразвития творческих способностей детей на уроках ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

 

Основная задача образования - обучение, воспитание поколения, которое определит будущее нашей страны. Насколько качественней будет его подготовка, настолько оно будет способнее применять полученные навыки на практике в современном мире, предъявляющем всё более высокие требования.

Дети – национальное достояние любой страны, надо суметь создать для них условия для обучения и тогда  в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.

Все дети фантазеры, но отразить плоды своего воображения на листе бумаги может далеко не каждый. Ученикам гораздо проще срисовать, а надо , чтобы они умели «творить», а значит - мыслить и уметь отразить свои мысли с помощью различных художественных материалов

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета пользуюсьПрограммой  общего образования, авторской программы для общеобразовательной  школы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ (М.: Просвещение, 2010). Данная программа является рекомендованной для средних школ и предлагает использование методов развивающего обучения. Основу её составляет курс “Изобразительное искусство и художественный груд 1-9 классы”. Некоторые разделы программы мною скорректированы. Некоторые уроки из этого раздела провожу по программе Т. Я. Шпикаловой “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства”. В программу 4-6 классов введены разделы: “Виды и жанры ИЗО и основы их образного языка”, “Изучение творчества художников” (беседы) и т.д.

Согласно ФГОС художественное образование является эффективным средством всестороннего и гармоничного развития личности. В основе обучения лежит системно-деятельный подход, обеспечивающий образовательный процесс индивидуальными и возрастными психолого-педагогическими особенностями школьников.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.

Методы обучения:

1. Метод «открытий».

2.Метод привлечения жизненного опыта детей.

3. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

4. Метод свободы в системе ограничений.

5. Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.

6. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления.

7. Метод коллективных и групповых работ.

Формы работы:

  • творческие проекты на уроках изобразительного искусства;
  • участие в школьных и районных художественных выставках и выставках прикладного творчества;
  • участие в межрегиональных, областных, районных конкурсах;
  • предметные недели;
  • школьные олимпиады, интеллектуальные игры;
  • индивидуальная работа с учащимися;
  • внеурочная деятельность.

Для активизации и эффективности ученического процесса использую различные формы уроков:

  • урок - рассказ;
  • урок - путешествие
  • урок - беседа;
  • урок - фантазия;
  • урок - игра;
  • рисование с натуры;
  • рисование по памяти и т. д.

чаще использую комбинированные уроки

Для закрепления знаний и навыков использую разные формы заданий:

  • доклады и презентации,
  • тематические рисунки,
  • рисунки на свободную тему ,
  • кроссворды,
  • тесты и т. д.

 Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают  уроки технологии, музыки, литературное чтение,  уроки по развитию речи, внеклассные  мероприятия чаще всего это коллективно-творческая деятельность ребят, и соответственно уроки ИЗО.

Для  успешного развития   творческих способностей учащихся стараюсь:

·  развивать  способности, склонности,

·  интересы каждого учащегося с учетом их возможностей;

·  овладевать  приемами  осознанного решения различных творческих задач;

·  направлять и активизировать  творческие способности  учащихся через практическую деятельность.

Важным условием развития художественных способностей ребенка  является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи, и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше.Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом и редко прибегает к краскам.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но  всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.

Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Природа и окружающая нас реальность- первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии.

Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и  неожиданных заданий.  Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

·   чудо-зверь (фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и птиц);

·   сказочные птицы, птицы-фантазии, животные;

·   город будущего (город-фантазия);

·   портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов;

·   необычная игрушка из необычного материала;

·   сочинение орнаментов на определенную тему;

·   составление кроссвордов по изобразительному искусству;

·   интеллектуально – развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”, "Волшебные кляксы”, "Помоги художнику”, "Волшебные очки”.

В выполнении заданий учащиеся используют различные  технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, кистью, лепку из пластилина, работу с природным материалом и т.д. На уроках демонстрируем многовариантные возможности решения задачи.

 Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ.

Так же помогает развивать творческие способности детей проводимый мною кружок “Юный художник”, где я стараюсь дать детям больше творческой свободы. Ребята с удовольствием в нём занимаются.

Использование ИКТ помогает учителю МХК сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным с учетом индивидуальных особенностей учащихся всего класса,… учитель формирует универсальные учебные действия и стимулирует свой профессиональный рост. Использование ИКТ значительно повышает мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия видов работы.

Рекомендуется использовать следующие типы уроков с использованием ИКТ:

  • Урок с мультимедийной поддержкой;
  • Урок с использованием блок-схем;
  • Урок с использованием медиатеки;
  • Урок с компьютерной поддержкой;
  • Урок по контролю знаний учащихся с использованием ИКТ;
  • Урок с использованием компьютерных контрольно-обучающих тестов;
  • Урок с использованием обучающих компьютерных программ;
  • Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР);
  • Урок по организации исследовательской практики учащихся с помощью компьютерных технологий на уроках искусства.

Применение Икт способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

  Следующие технологии, активно используемые на уроках изобразительного искусства и уроках искусство – это игровые технологии.Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка.Игра – это путь к познанию своих возможностей. Детям нравится сам процесс игры, для них – это работа, требующая усилий, это формирование воли, характера,положительных эмоций.

Можно выделить следующие группы игр:      

  • развивающиевнимание;
  • развивающие глазомер;
  • тренирующие наблюдательность;
  • развивающие творческие способности;
  • воздействующие на эмоции и чувства;
  • раскрывающие личностные возможности ребенка.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Ожидаемые результаты при развитии творческих способностей:

  • повышение  интеллектуального  уровня  учащихся;
  • формирование  системы работы для развития творческих способностей учащихся;
  • обеспечение преемственности в работе средней и старшей школы;
  • творческая самореализация
  •  

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить (Сократ).

Вывод:

Данные методы, приемы и технологии позволяют нам растить гармонично развитую личность, ведь эмоциональная насыщенность – это неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и сравнительно легко запоминается.       Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому уроки  изобразительного искусства, уроки искусства и МХК должны “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “…в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”

 Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время должны помнить:  - Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события.  - Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело очень деликатное.  - Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных».  - И самое главное – творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы 

 

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений от 21 июля 2005 года № 100-ФЗ).
  2. И учеба, и игра. М.В.Трофимова, Т.И.Тарабарина,Изобразительное искусство Ярославль «Академия развития»,1997
  3. Подготовка образовательных учреждений к введению Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Методические рекомендации.- М.: МБОУ «Учебно-методический центр», 2012. (стр. 40-57)
  4. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии 1966. — № 6.
  5. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б. П. Никитин. — М., 1999
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010.