Обучающая компьютерная программа «Дислалия» (автор Китик Е.Е.)
Роль и место информационных технологий
В условиях вузовской аудитории студент должен освоить важные профессиональные умения, которые в дальнейшем будет применять на практике:
1. отличать дислалию от сходных состояний;
2. отличать дислалию от других речевых нарушений;
3. правильно выстраивать логику, последовательность и содержание профессиональных действий в процессе диагностики;
4. подбирать речевой материал для выявления дефектов произношения;
5. обосновывать и формулировать логопедическое заключение о наличии у ребёнка определённого вида дислалии.
1
- Обеспечить возможность обследовать определённое множество специально подобранных детских случаев
- Обеспечить возможность обследовать определённое множество специально подобранных детских случаев
2
- Открыть возможность анализировать артикуляционные и акустические компоненты речи детей многократно
- Открыть возможность анализировать артикуляционные и акустические компоненты речи детей многократно
3
- Сравнивать специально подобранные образцы фонетически деформированной речи
- Сравнивать специально подобранные образцы фонетически деформированной речи
4
- Работать в индивидуальном темпе
- Работать в индивидуальном темпе
Роль и место информационных технологий
Для надёжного формирования умений квалифицировать дислалии, отграничивать от сходных состояний и других речевых нарушений преподаватель должен создать студентам ряд условий:
Роль и место информационных технологий
Именно информационные технологии открывают возможность :
1 . Моделировать в условиях аудитории ситуации профессиональной деятельности, связанные с разграничением и квалификацией дислалий;
2. Представить необходимое множество специально подобранных детских случаев;
3. Проводить виртуальное логопедическое обследование, моделируя последовательность и содержание действий специалиста;
4. Просматривать и прослушивать образцы речи любое необходимое количество раз, сравнивать их с другими образцами;
5. Предоставить возможность работы в индивидуальном темпе и режиме, обращаться к автоматической проверке результата диагностики, самостоятельно корректировать допущенные ошибки и обращаться к автоматической перепроверке.
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности
Структура программы включает два взаимосвязанных блока упражнений, которые выполняются последовательно.
В первой части моделируются ситуации профессиональной деятельности,
связанные с различением образцов фонетически деформированной речи детей, отграничением дислалии от сходных с ней состояний и других видов речевых нарушений.
Во второй части компьютерной программы «Дислалия» формируется умение студентов применять знание классификации этого речевого нарушения на практике.
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности
- 1. часть программы: Студентам предлагается сравнивать образцы речи пар детей и выдвигать гипотезу о том, у кого из них наблюдается дислалия. Студенты анализируют образцы речи 30 детей, имея неограниченную возможность прослушивать произнесение ребенком различного речевого материала в ходе обследования: звука, слогов, слов, фраз, фрагментов связной речи.
- 2. часть программы: Требуется проанализировать образцы речи ребенка на экране компьютера (повторение изолированных звуков, слогов, фраз, называние картинок, самостоятельная речь), сделать заключение о виде дислалии, используя полученное в теоретическом курсе знание классификации и подобрать из предложенного тезауруса адекватный термин.
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности
Количество попыток в заданиях обоих блоков не ограничено, результаты работы
фиксируются, сохраняются в памяти компьютера, анализируется содержание допущенных ошибок, результаты анализа предъявляются студенту в доступной ему форме.
Работа с каждой частью программы завершается выполнением специально
составленного контрольного задания, уровень сложности которого варьируется и
выбирается преподавателем.
Результаты выполнения заданий обрабатываются по
заданной нами схеме и предъявляются на экране, наглядно показывая, умеет ли студент различать виды дислалии и описывать их на профессиональном языке, подбирая соответствующий термин.
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности
Упражнение «Характеристика дислалий».
Это первое задание, оно направлено на обучение студента умению отличать дислалию от сходных состояний и других речевых нарушений, в структуре которых присутствует фонетический компонент.
Рис. 1 Макет экрана задания «Характеристика дислалии».
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности
- В двух окнах программы представлены видеофрагменты речи детей.
- Студент должен проанализировать видимые артикуляционные признаки и акустические особенностей фонетически деформированной речи и выбрать из двух детей того, у кого наблюдается дислалия.
- Студент может в любой последовательности и сколько угодно раз просмотреть и прослушать каждый образец речи из предлагаемой пары.
- Сначала предъявляются дислалия и физиологическое косноязычие». Форма нарушения произношения – искажение, отсутствие или замена звука и дополнительные характеристики речи, такие как смягчение большинства фонем, замены звуков на более легкие по артикуляции.
- Дифференциальным признаком в такой паре образцов речи выступает возраст ребенка.
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности
- Далее для сравнения предлагаются пары случаев, где дислалия сравнивается с особенностями произношения при двуязычии. Отличительными признаками в такой паре являются неправильное ударение в слове, лексические замены
- Следующим шагом является сравнение дислалии и речевых нарушений, в структуре которых имеются произносительные дефекты: ринолалия, дизартрия, алалия, особенности произношения при нарушениях слуха.
- Отличить эти нарушений от особенностей произношения при дислалии можно по следующим показателям:
- нарушение тембра голоса (нозальность),
- просодические нарушения,
- общая смазанность произношения,
- нарушение слоговой структуры слова.
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности
- Пары детей подобраны так, чтобы студент обратил внимание на такие контрастные отличиях, как: неправильное ударение, нарушение слоговой структуры, просодии и т.д.
- Для облегчения анализа образцов звучащей речи они дублируются в письменном виде – предъявляется печатный вариант проговариваемого ребенком речевого материала, на экране представлена называемая картинка.
- В соответствии с инструкцией, предлагаемой в данных заданиях, студент должен проанализировать образцы фонетически деформированной речи каждой пары детей и выбрать того, у кого наблюдается, по его мнению, дислалия.
- В ходе выполнения данных заданий, компьютер проверяет правильность выбранного варианта.
- В случае правильного решения компьютер предъявляет термины, соответствующие речевому нарушению каждого ребенка в паре.
- В случае обнаружения ошибки предлагается следующая система помощи: во всплывающем окне появляется подсказка – указывается то основание, по которому выбранный студентом вариант не может быть отнесен к дислалии.
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности
Упражнения «Виды дислалии».
Задачи обучения: научить выделять дефектно произносимый звук на слух и на основе видимых артикуляционных признаков, квалифицировать характер нарушения и подбирать адекватный профессиональный термин. Вид экрана в данном задании представлен на Рис. 2.
Рис. 2 Макет экрана задания «Виды дислалии».
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности
- Деятельность студента. В предварительной настройке данного задания преподаватель подбирает (отмечает в списке) те виды дислалии, над которыми предполагает работать на занятии, общее количество предъявляемых в упражнении образцов речи, виды речевого материала, на основе которого студент будет упражняться в определении дислалий: изолированные звуки, слоги, слова, фразы, самостоятельная речь.
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности
- С помощью компьютерной программы «Дислалия» закладывается первичная основа различения фонетических нарушений и квалификации характера произносительных расстройств.
- Продуктивные виды деятельности подобраны так, чтобы шаг за шагом формировалась логика профессионального мышления логопеда, обеспечивающая адекватную диагностику речевых нарушений.
- В программе последовательно усложняются не только виды продуктивной деятельности студента, но и возрастает количество альтернатив для выбора.
- Если вначале работы студент осуществляет выбор из двух возможных случаев, то впоследствии – из всего возможного перечня альтернатив.
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности
- Со стороны программы осуществляется контроль деятельности, который выражается в звуковой реакции на неправильные варианты ответа и последующем предъявлении письменного разъяснения сути допущенной ошибки.
- Предусматривается несколько попыток для исправления ошибок.
- Разработанная компьютерная программа «Дислалия» была апробирована в процессе преподавания соответствующего курса студентам специальности 031800 – «Логопедия» Омского государственного педагогического университета.
- Данная программа являлась частью целостной системы экспериментальной работы по преподаванию раздела «Дислалия» с применением комплекса компьютерных программ.