СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Использование обучающих компьютерных программ: Дислалия".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена компьютерная обучающая программа Е.Китик "Дислалия".

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Использование обучающих компьютерных программ: Дислалия".»

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»  (автор Китик Е.Е.)

Обучающая компьютерная программа «Дислалия» (автор Китик Е.Е.)

Роль и место информационных технологий  В условиях вузовской аудитории студент должен освоить важные профессиональные умения, которые в дальнейшем будет применять на практике:  1. отличать дислалию от сходных состояний;  2. отличать дислалию от других речевых нарушений;  3. правильно выстраивать логику, последовательность и содержание профессиональных действий в процессе диагностики;  4. подбирать речевой материал для выявления дефектов произношения;  5. обосновывать и формулировать логопедическое заключение о наличии у ребёнка определённого вида дислалии.

Роль и место информационных технологий

В условиях вузовской аудитории студент должен освоить важные профессиональные умения, которые в дальнейшем будет применять на практике:

1. отличать дислалию от сходных состояний;

2. отличать дислалию от других речевых нарушений;

3. правильно выстраивать логику, последовательность и содержание профессиональных действий в процессе диагностики;

4. подбирать речевой материал для выявления дефектов произношения;

5. обосновывать и формулировать логопедическое заключение о наличии у ребёнка определённого вида дислалии.

1 Обеспечить возможность обследовать определённое множество специально подобранных детских случаев Обеспечить возможность обследовать определённое множество специально подобранных детских случаев 2 Открыть возможность анализировать артикуляционные и акустические компоненты речи детей многократно Открыть возможность анализировать артикуляционные и акустические компоненты речи детей многократно 3 Сравнивать специально подобранные образцы фонетически деформированной речи Сравнивать специально подобранные образцы фонетически деформированной речи 4 Работать в индивидуальном темпе Работать в индивидуальном темпе Роль и место информационных технологий  Для надёжного формирования умений квалифицировать дислалии, отграничивать от сходных состояний и других речевых нарушений преподаватель должен создать студентам ряд условий:

1

  • Обеспечить возможность обследовать определённое множество специально подобранных детских случаев
  • Обеспечить возможность обследовать определённое множество специально подобранных детских случаев

2

  • Открыть возможность анализировать артикуляционные и акустические компоненты речи детей многократно
  • Открыть возможность анализировать артикуляционные и акустические компоненты речи детей многократно

3

  • Сравнивать специально подобранные образцы фонетически деформированной речи
  • Сравнивать специально подобранные образцы фонетически деформированной речи

4

  • Работать в индивидуальном темпе
  • Работать в индивидуальном темпе

Роль и место информационных технологий

Для надёжного формирования умений квалифицировать дислалии, отграничивать от сходных состояний и других речевых нарушений преподаватель должен создать студентам ряд условий:

Роль и место информационных технологий Именно информационные технологии открывают возможность :  1 . Моделировать в условиях аудитории ситуации профессиональной деятельности, связанные с разграничением и квалификацией дислалий;  2. Представить необходимое множество специально подобранных детских случаев;  3. Проводить виртуальное логопедическое обследование, моделируя последовательность и содержание действий специалиста;  4. Просматривать и прослушивать образцы речи любое необходимое количество раз, сравнивать их с другими образцами;  5. Предоставить возможность работы в индивидуальном темпе и режиме, обращаться к автоматической проверке результата диагностики, самостоятельно корректировать допущенные ошибки и обращаться к автоматической перепроверке.

Роль и место информационных технологий

Именно информационные технологии открывают возможность :

1 . Моделировать в условиях аудитории ситуации профессиональной деятельности, связанные с разграничением и квалификацией дислалий;

2. Представить необходимое множество специально подобранных детских случаев;

3. Проводить виртуальное логопедическое обследование, моделируя последовательность и содержание действий специалиста;

4. Просматривать и прослушивать образцы речи любое необходимое количество раз, сравнивать их с другими образцами;

5. Предоставить возможность работы в индивидуальном темпе и режиме, обращаться к автоматической проверке результата диагностики, самостоятельно корректировать допущенные ошибки и обращаться к автоматической перепроверке.

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности Структура программы включает два взаимосвязанных блока упражнений, которые выполняются последовательно. В первой части моделируются ситуации профессиональной деятельности, связанные с различением образцов фонетически деформированной речи детей, отграничением дислалии от сходных с ней состояний и других видов речевых нарушений. Во второй части компьютерной программы «Дислалия» формируется умение студентов применять знание классификации этого речевого нарушения на практике.

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности

Структура программы включает два взаимосвязанных блока упражнений, которые выполняются последовательно.

В первой части моделируются ситуации профессиональной деятельности,

связанные с различением образцов фонетически деформированной речи детей, отграничением дислалии от сходных с ней состояний и других видов речевых нарушений.

Во второй части компьютерной программы «Дислалия» формируется умение студентов применять знание классификации этого речевого нарушения на практике.

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности 1. часть программы: Студентам предлагается сравнивать образцы речи пар детей и выдвигать гипотезу о том, у кого из них наблюдается дислалия. Студенты анализируют образцы речи 30 детей, имея неограниченную возможность прослушивать произнесение ребенком различного речевого материала в ходе обследования: звука, слогов, слов, фраз, фрагментов связной речи. 2. часть программы: Требуется проанализировать образцы речи ребенка на экране компьютера (повторение изолированных звуков, слогов, фраз, называние картинок, самостоятельная речь), сделать заключение о виде дислалии, используя полученное в теоретическом курсе знание классификации и подобрать из предложенного тезауруса адекватный термин.

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности

  • 1. часть программы: Студентам предлагается сравнивать образцы речи пар детей и выдвигать гипотезу о том, у кого из них наблюдается дислалия. Студенты анализируют образцы речи 30 детей, имея неограниченную возможность прослушивать произнесение ребенком различного речевого материала в ходе обследования: звука, слогов, слов, фраз, фрагментов связной речи.
  • 2. часть программы: Требуется проанализировать образцы речи ребенка на экране компьютера (повторение изолированных звуков, слогов, фраз, называние картинок, самостоятельная речь), сделать заключение о виде дислалии, используя полученное в теоретическом курсе знание классификации и подобрать из предложенного тезауруса адекватный термин.
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности Количество попыток в заданиях обоих блоков не ограничено, результаты работы фиксируются, сохраняются в памяти компьютера, анализируется содержание допущенных ошибок, результаты анализа предъявляются студенту в доступной ему форме. Работа с каждой частью программы завершается выполнением специально составленного контрольного задания, уровень сложности которого варьируется и выбирается преподавателем. Результаты выполнения заданий обрабатываются по заданной нами схеме и предъявляются на экране, наглядно показывая, умеет ли студент различать виды дислалии и описывать их на профессиональном языке, подбирая соответствующий термин.

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности

Количество попыток в заданиях обоих блоков не ограничено, результаты работы

фиксируются, сохраняются в памяти компьютера, анализируется содержание допущенных ошибок, результаты анализа предъявляются студенту в доступной ему форме.

Работа с каждой частью программы завершается выполнением специально

составленного контрольного задания, уровень сложности которого варьируется и

выбирается преподавателем.

Результаты выполнения заданий обрабатываются по

заданной нами схеме и предъявляются на экране, наглядно показывая, умеет ли студент различать виды дислалии и описывать их на профессиональном языке, подбирая соответствующий термин.

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности  Упражнение «Характеристика дислалий».  Это первое задание, оно направлено на обучение студента умению отличать дислалию от сходных состояний и других речевых нарушений, в структуре которых присутствует фонетический компонент. Рис. 1 Макет экрана задания «Характеристика дислалии».

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности

Упражнение «Характеристика дислалий».

Это первое задание, оно направлено на обучение студента умению отличать дислалию от сходных состояний и других речевых нарушений, в структуре которых присутствует фонетический компонент.

Рис. 1 Макет экрана задания «Характеристика дислалии».

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности В двух окнах программы представлены видеофрагменты речи детей.  Студент должен проанализировать видимые артикуляционные признаки и акустические особенностей фонетически деформированной речи и выбрать из двух детей того, у кого наблюдается дислалия. Студент может в любой последовательности и сколько угодно раз просмотреть и прослушать каждый образец речи из предлагаемой пары. Сначала предъявляются дислалия и физиологическое косноязычие». Форма нарушения произношения – искажение, отсутствие или замена звука и дополнительные характеристики речи, такие как смягчение большинства фонем, замены звуков на более легкие по артикуляции. Дифференциальным признаком в такой паре образцов речи выступает возраст ребенка.

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности

  • В двух окнах программы представлены видеофрагменты речи детей.
  • Студент должен проанализировать видимые артикуляционные признаки и акустические особенностей фонетически деформированной речи и выбрать из двух детей того, у кого наблюдается дислалия.
  • Студент может в любой последовательности и сколько угодно раз просмотреть и прослушать каждый образец речи из предлагаемой пары.
  • Сначала предъявляются дислалия и физиологическое косноязычие». Форма нарушения произношения – искажение, отсутствие или замена звука и дополнительные характеристики речи, такие как смягчение большинства фонем, замены звуков на более легкие по артикуляции.
  • Дифференциальным признаком в такой паре образцов речи выступает возраст ребенка.
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности Далее для сравнения предлагаются пары случаев, где дислалия сравнивается с особенностями произношения при двуязычии. Отличительными признаками в такой паре являются неправильное ударение в слове, лексические замены Следующим шагом является сравнение дислалии и речевых нарушений, в структуре которых имеются произносительные дефекты: ринолалия, дизартрия, алалия, особенности произношения при нарушениях слуха. Отличить эти нарушений от особенностей произношения при дислалии можно по следующим показателям: нарушение тембра голоса (нозальность), просодические нарушения, общая смазанность произношения, нарушение слоговой структуры слова.

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности

  • Далее для сравнения предлагаются пары случаев, где дислалия сравнивается с особенностями произношения при двуязычии. Отличительными признаками в такой паре являются неправильное ударение в слове, лексические замены
  • Следующим шагом является сравнение дислалии и речевых нарушений, в структуре которых имеются произносительные дефекты: ринолалия, дизартрия, алалия, особенности произношения при нарушениях слуха.
  • Отличить эти нарушений от особенностей произношения при дислалии можно по следующим показателям:
  • нарушение тембра голоса (нозальность),
  • просодические нарушения,
  • общая смазанность произношения,
  • нарушение слоговой структуры слова.

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности

  • Пары детей подобраны так, чтобы студент обратил внимание на такие контрастные отличиях, как: неправильное ударение, нарушение слоговой структуры, просодии и т.д.
  • Для облегчения анализа образцов звучащей речи они дублируются в письменном виде – предъявляется печатный вариант проговариваемого ребенком речевого материала, на экране представлена называемая картинка.
  • В соответствии с инструкцией, предлагаемой в данных заданиях, студент должен проанализировать образцы фонетически деформированной речи каждой пары детей и выбрать того, у кого наблюдается, по его мнению, дислалия.
  • В ходе выполнения данных заданий, компьютер проверяет правильность выбранного варианта.
  • В случае правильного решения компьютер предъявляет термины, соответствующие речевому нарушению каждого ребенка в паре.
  • В случае обнаружения ошибки предлагается следующая система помощи: во всплывающем окне появляется подсказка – указывается то основание, по которому выбранный студентом вариант не может быть отнесен к дислалии.
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности Упражнения «Виды дислалии».  Задачи обучения: научить выделять дефектно произносимый звук на слух и на основе видимых артикуляционных признаков, квалифицировать характер нарушения и подбирать адекватный профессиональный термин. Вид экрана в данном задании представлен на Рис. 2. Рис. 2 Макет экрана задания «Виды дислалии».

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности

Упражнения «Виды дислалии».

Задачи обучения: научить выделять дефектно произносимый звук на слух и на основе видимых артикуляционных признаков, квалифицировать характер нарушения и подбирать адекватный профессиональный термин. Вид экрана в данном задании представлен на Рис. 2.

Рис. 2 Макет экрана задания «Виды дислалии».

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности Деятельность студента. В предварительной настройке данного задания преподаватель подбирает (отмечает в списке) те виды дислалии, над которыми предполагает работать на занятии, общее количество предъявляемых в упражнении образцов речи, виды речевого материала, на основе которого студент будет упражняться в определении дислалий: изолированные звуки, слоги, слова, фразы, самостоятельная речь.

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности

  • Деятельность студента. В предварительной настройке данного задания преподаватель подбирает (отмечает в списке) те виды дислалии, над которыми предполагает работать на занятии, общее количество предъявляемых в упражнении образцов речи, виды речевого материала, на основе которого студент будет упражняться в определении дислалий: изолированные звуки, слоги, слова, фразы, самостоятельная речь.
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности С помощью компьютерной программы «Дислалия» закладывается первичная основа различения фонетических нарушений и квалификации характера произносительных расстройств. Продуктивные виды деятельности подобраны так, чтобы шаг за шагом формировалась логика профессионального мышления логопеда, обеспечивающая адекватную диагностику речевых нарушений. В программе последовательно усложняются не только виды продуктивной деятельности студента, но и возрастает количество альтернатив для выбора. Если вначале работы студент осуществляет выбор из двух возможных случаев, то впоследствии – из всего возможного перечня альтернатив.

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности

  • С помощью компьютерной программы «Дислалия» закладывается первичная основа различения фонетических нарушений и квалификации характера произносительных расстройств.
  • Продуктивные виды деятельности подобраны так, чтобы шаг за шагом формировалась логика профессионального мышления логопеда, обеспечивающая адекватную диагностику речевых нарушений.
  • В программе последовательно усложняются не только виды продуктивной деятельности студента, но и возрастает количество альтернатив для выбора.
  • Если вначале работы студент осуществляет выбор из двух возможных случаев, то впоследствии – из всего возможного перечня альтернатив.
Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности Со стороны программы осуществляется контроль деятельности, который выражается в звуковой реакции на неправильные варианты ответа и последующем предъявлении письменного разъяснения сути допущенной ошибки. Предусматривается несколько попыток для исправления ошибок. Разработанная компьютерная программа «Дислалия» была апробирована в процессе преподавания соответствующего курса студентам специальности 031800 – «Логопедия» Омского государственного педагогического университета. Данная программа являлась частью целостной системы экспериментальной работы по преподаванию раздела «Дислалия» с применением комплекса компьютерных программ.

Обучающая компьютерная программа «Дислалия»: структура и функциональные возможности

  • Со стороны программы осуществляется контроль деятельности, который выражается в звуковой реакции на неправильные варианты ответа и последующем предъявлении письменного разъяснения сути допущенной ошибки.
  • Предусматривается несколько попыток для исправления ошибок.
  • Разработанная компьютерная программа «Дислалия» была апробирована в процессе преподавания соответствующего курса студентам специальности 031800 – «Логопедия» Омского государственного педагогического университета.
  • Данная программа являлась частью целостной системы экспериментальной работы по преподаванию раздела «Дислалия» с применением комплекса компьютерных программ.