Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Совершенствование педагогического мастерства преподавателей через самообразовательную деятельность»»
Совершенствование педагогического мастерства преподавателей через самообразовательную деятельность
Совершенствование педагогического мастерства учителей гимназии через самообразовательную деятельность
Сычева Л.А.
- «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель»
«Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель"
К.Д.Ушинский
ЦЕЛЬ:
выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителей
Задачи :
- Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе организации методической работы
- Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования педагогического мастерства учителя
- Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога
- Проанализировать рост профессиональных компетенций учителей школы на основе самообразования
- Представить материалы продуктивной самообразовательной деятельности педагогов.
«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить»
В.М. Лизинский
«Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира»
1984 год, ЮНЕСКО
Учитель 21 века – это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
« Образование только тогда считается законченным, когда человек становиться способным к дальнейшему саморазвитию »
А. Дистервег
САМООБРАЗОВАНИЕ -
специально организованная, самодеятельная, систематическая
познавательная деятельность, направленную на достижение
определенных личностно и общественно значимых образовательных
целей: удовлетворение
познавательных интересов, общекультурных и
профессиональных запросов и
повышение квалификации.
Направления самообразования
- Профессиональное (предмет преподавания)
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
- правовое
- эстетическое (гуманитарное)
- историческое
- иностранные языки
- политическое
- информационно-коммуникативные технологии
- охрана здоровья
- интересы и хобби
Составляющие процесса самообразования
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
- систематический просмотр определённых телепередач;
- чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
- решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
- изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых уроков;
- организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
- общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
- ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями
- реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- овладение способами самопознания и самоанализа педагогического опыта как фактора изменения образовательной ситуации.
- развивается способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов), возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
- возможность исследовательской, поисковой деятельности.
- готовностью к педагогическому творчеству.
- осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития
- повышение качества преподавания предмета
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
- разработка новых форм, методов и приемов обучения
- доклады, выступления
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
- создание комплектов педагогических разработок
- проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Тема самообразования определяется,
исходя из :
- актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения,
- затруднений педагогов;
- педагогического стажа;
- уровня профессиональной компетентности педагога;
Определение результата самообразования
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Примеры результатов :
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления ;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка пакета тестового материала в электронном виде.
Самообразование –
основа
успешности учителя.