СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация педсовета "Профилактика асоциального поведения подростков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для проведения педагогического совета по теме "Профилактика асоциального поведения подростков". Она включает теоретическую и практическую часть (задания для работы в группах).

Просмотр содержимого документа
«Презентация педсовета "Профилактика асоциального поведения подростков"»

Педагогический совет Профилактика асоциального поведения подростков Перемены, происходящие в нашем обществе во всех сферах жизни, не могут не оказывать влияния на область обучения и воспитания детей и подростков. 28.03.2017

Педагогический совет

Профилактика асоциального поведения подростков

Перемены, происходящие в нашем обществе

во всех сферах жизни,

не могут не оказывать влияния на область обучения

и воспитания детей и подростков.

28.03.2017

Нормальное поведение  подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно е потребностям и возможностям его развития и социализации.  Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно е потребностям и возможностям его развития и социализации.

Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным.

Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением.

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.

Подростковый период развития охватывает возраст с 1 1 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребен к а: ускоренным физическим развитием и половым созреванием.

В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка , что прив одит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия меж ду сверстниками. У подростка меняется общественный статус , положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения .

Подросток начинает чувствовать себя взрослым , он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

П роисходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается , влияние сверстников усиливается . Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно , где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают .

Х арактерные особенности подросткового возраста :

  • эмоциональная незрелость,
  • недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение,
  • соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость,
  • желание самоутвердиться и стать взрослым.
Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства. физические болезни нарушения зрения, слуха нарушения опорно-двигательного аппарата Отклонения психические нарушения эмоционально-волевой сферы задержка психического развития умственная отсталость Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины. нарушения речи одаренность Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования.   педагогические социальные Связаны с понятием «социальная норма» 4 4

Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.

Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства.

физические

болезни

нарушения зрения, слуха

нарушения опорно-двигательного аппарата

Отклонения

психические

нарушения эмоционально-волевой сферы

задержка психического развития

умственная отсталость

Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины.

нарушения речи

одаренность

Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования.

педагогические

социальные

Связаны с понятием «социальная норма»

4

4

Этапы формирования асоциального поведения На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований .   П одлинно асоциальное поведение еще отсутствует.  Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам.  П ричины отклонения в неправильном воспитательном воздействии .  П омощь  направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка , име я характер измененной воспитательной деятельности

Этапы формирования асоциального поведения

На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований .

  • П одлинно асоциальное поведение еще отсутствует.
  • Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам.

П ричины отклонения в неправильном воспитательном воздействии .

  • П омощь направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка , име я характер измененной воспитательной деятельности
При начале асоциального поведения  (второй этап) х арактеристика включает нарушени е социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения. Отношение личности к общественным нормам : - воспринимает свое поведение как нормальное - одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения ; - оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам. Помощь ребенк у имеет характер коррекционно й деятельности. Ее цель — разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Н еобходима индивидуальная и групповая работа. В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.

При начале асоциального поведения (второй этап) х арактеристика включает нарушени е социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения.

Отношение личности к общественным нормам :

- воспринимает свое поведение как нормальное

- одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения ;

- оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.

Помощь ребенк у имеет характер коррекционно й деятельности. Ее цель — разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Н еобходима индивидуальная и групповая работа.

  • В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.

На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство ), в ключение в группы с асоциальным характером поведения.

О тношени е личности к общественным нормам :

- принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам,

- наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту .

Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально - отрицательных и формирования социально-релевантных , диспозиций . Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, посредством создания условий для развития интересов .

Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды.

На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.

Четвертый этап — устойчивое асоциальное поведение : рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления. Пятый этап — устойчивое, особо опасное асоциальное поведение ; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями. Санкции: принудительное пребывание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благоприятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное. Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них. В есьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы.

Четвертый этап — устойчивое асоциальное поведение : рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.

Пятый этап — устойчивое, особо опасное асоциальное поведение ; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями.

Санкции: принудительное пребывание в заведении закрытого типа.

На данном этапе существует незначительная вероятность благоприятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.

Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них.

В есьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы.

Разновидности асоциального поведения:

  • детский алкоголизм
  • наркомания
  • токсикомания
  • беспризорность
  • безнадзорность
  • проституция
  • попытки суицида

Употребление психоактивных веществ , включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Б ольшинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.

Особенности детского алкоголизма :

  • быстрое привыкание к спиртным напиткам;
  • злокачественное течение болезни;
  • принятие больших доз;
  • низкая эффективность лечения.

Вопросы лечения наркотической зависимости разработаны только в общих чертах. Это долгий, многоступенчатый процесс с риском неудачи.

Главное - это профилактика наркотической зависимости среди молодежи : разъяснение подросткам медицинских последствий употребления ПАВ.

вод

осо

Причины:

  • неблагополучие семьи;
  • позитивная реклама в СМИ;
  • незанятость свободного времени;
  • отсутствие знаний о последствиях;
  • самоутверждение;
  • уход от окружающих проблем.

Для подростков особенно актуально мнение их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период.

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ  КАК ОСОБЫЙ ВИД ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14—15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков.

Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.

До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14—15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.

ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это «крик о помощи». Чаще всего суицидальные поступки подростки совершают в дневное и вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто может их остановить. Время года: больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы (апрель).

ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье.

Демонстрация намерения совершить самоубийство – это «крик о помощи».

Чаще всего суицидальные поступки подростки совершают в дневное и вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто может их остановить.

Время года: больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы (апрель).

Признаки намерения совершения суицида Словесные признаки:  открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой; косвенные намеки на совершение самоубийства («Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т.п.); нездоровый интерес к вопросам смерти, частые разговоры на эту тему; высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме («… смерть – всего лишь одна из сторон жизни», «чего бояться смерти – мы и так значительную часть жизни тратим на сон»).

Признаки намерения совершения суицида

Словесные признаки:

  • открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;
  • косвенные намеки на совершение самоубийства («Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т.п.);
  • нездоровый интерес к вопросам смерти, частые разговоры на эту тему;
  • высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме («… смерть – всего лишь одна из сторон жизни», «чего бояться смерти – мы и так значительную часть жизни тратим на сон»).

Поведенческие признаки:  безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость;  налаживание отношений с непримиримыми врагами; отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый вид;  пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби;  отстранение от друзей и семьи;  частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости; безразличие к окружающему миру.

Поведенческие признаки:

  • безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость;
  • налаживание отношений с непримиримыми врагами;
  • отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый вид;
  • пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби;
  • отстранение от друзей и семьи;
  • частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости;
  • безразличие к окружающему миру.
7 важных сведений о подростковом суициде Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости. Максимум суицидных попыток приходится на возраст 16-24 года. Больше всего самоубийств регистрируется весной. Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать. Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и(или) страданиях. Чем «веселее» настроен суицидент, тем больше риск.

7 важных сведений о подростковом суициде

  • Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости.
  • Максимум суицидных попыток приходится на возраст 16-24 года.
  • Больше всего самоубийств регистрируется весной.
  • Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.
  • Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.
  • Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и(или) страданиях.
  • Чем «веселее» настроен суицидент, тем больше риск.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, воспользуйтесь следующими рекомендациями, которые помогут изменить ситуацию: Установите доверительные взаимоотношения с подростком. Внимательно выслушайте. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Не спорьте. Задавайте вопросы. Уважайте ребёнка, его мнение. Постарайтесь акцентировать внимание ребенка позитивных моментах жизни. Придайте уверенности учащемуся. Обратитесь за помощью к специалистам.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, воспользуйтесь следующими рекомендациями, которые помогут изменить ситуацию:

Установите доверительные взаимоотношения с подростком.

Внимательно выслушайте.

Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.

Не спорьте.

Задавайте вопросы.

Уважайте ребёнка, его мнение.

Постарайтесь акцентировать внимание ребенка позитивных моментах жизни.

Придайте уверенности учащемуся.

Обратитесь за помощью к специалистам.

Факторы, влияющие на возникновение  асоциального поведения 1 . Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе . 3. Трудности в общении со сверстниками на улице. 4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы . 5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее. 6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям . 7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий. 8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания. 9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология. 10. Посттравматический синдром ; п еренесенное н асилие . 11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям. 12. Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

Факторы, влияющие на возникновение

асоциального поведения

1 . Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.

2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе .

3. Трудности в общении со сверстниками на улице.

4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы .

5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.

6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям .

7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.

8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.

9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология.

10. Посттравматический синдром ; п еренесенное н асилие .

11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.

12. Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

Характеристики семей, выз ывающих асоциальное поведение детей :  семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания ;  пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение.  с емьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия. с емьи, в которых отец является авторитет ом  и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка , а мать отвечает за воспитание ребенка.  семьи с дефици том заботы и любви  у одного или двух родителей к ребенку; штрафн ым воздействи ем ; ограничивающи м характер ом ; авторитарным воспитательн ым воздействие м направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; с либеральн ым воспитательн ым воздействие м , затрудня ющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерн ой опек ой  над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля

Характеристики семей, выз ывающих асоциальное поведение детей :

  • семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания ; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение.
  • с емьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия.
  • с емьи, в которых отец является авторитет ом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка , а мать отвечает за воспитание ребенка.
  • семьи с дефици том заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафн ым воздействи ем ; ограничивающи м характер ом ; авторитарным воспитательн ым воздействие м направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; с либеральн ым воспитательн ым воздействие м , затрудня ющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерн ой опек ой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля
Структура взаимодействия с субъектами профилактики ЦППСС Опека КДН ПДН школа Директор ОУ Зам. директора Социальные педагоги Психологи Классные руководители Учителя Родители Учащиеся, ШСП

Структура взаимодействия с субъектами профилактики

ЦППСС

Опека

КДН

ПДН

школа

Директор ОУ

Зам. директора

Социальные педагоги

Психологи

Классные руководители

Учителя

Родители

Учащиеся, ШСП

Важный по значимости фактор , котор ый может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей , - школа.  Имеет значение   стиль работы. 1 . А вторитарный характер  2 . Л иберальный характер Р абота направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств п реобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, ф ормы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. О тносится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 3. В ся работа направлена на усвоение знаний ;  не уделяется необходимого внимания воспитательной работе. Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми.  Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами — психологами, социальными педагогам и.

Важный по значимости фактор , котор ый может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей , - школа.

Имеет значение стиль работы.

1 . А вторитарный характер

2 . Л иберальный характер

Р абота направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств п реобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, ф ормы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка.

О тносится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей.

3. В ся работа направлена на усвоение знаний ; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.

Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми.

Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами — психологами, социальными педагогам и.

Мониторинг социального паспорта МБОУЦО №45 за 2016-2017 г Количество детей 2016 год Общее количество учащихся 2 017 год 950 Количество учащихся находящихся под опекой 934 16 Количество детей- инвалидов Количество учащихся состоящих на внутришкольном учёте Из них: - на учёте в ПДН - на учёте в КДН и ЗП 16 13 15 20 4 7 Количество семей -  многодетных -  неблагополучных -  малообеспеченных - неполных 14 0 8 86 7 34 195 81 5 6 205

Мониторинг социального паспорта МБОУЦО №45 за 2016-2017 г

Количество детей

2016

год

Общее количество учащихся

2 017

год

950

Количество учащихся находящихся под опекой

934

16

Количество детей- инвалидов

Количество учащихся состоящих на внутришкольном учёте

Из них:

- на учёте в ПДН

- на учёте в КДН и ЗП

16

13

15

20

4

7

Количество семей

- многодетных

- неблагополучных

- малообеспеченных

- неполных

14

0

8

86

7

34

195

81

5

6

205

Итоги анкетирования 2015-2016 уч. год   ГОРОД ТУЛА Наличие вредных привычек МБОУ ЦО №45 22,3 % Курят регулярно 11,9% Употребляют алкоголь иногда 4% 2,4% 14,5%/ 6,1% Употребляют ПАВ / начнут 16,7% / 11,9% 0,3% / 1,5% Наличие друзей, употр. ПАВ Курение Пиво Спирт. напитки наркотики 0 / 4,8%   60,3% 22,9% 24,3% 6,8%   57,1% 33,3% 28,6% 19% Подростки отмечают, что взрослые проводят с ними беседы по проблемам, затронутым в анкетах. Но чаще всего эти беседы носят характер нравоучений и запретов. Подросткам хотелось бы больше говорить о том ,  как надо строить свои отношения с лицами противоположного пола,  понять, почему люди тянутся к алкоголю, курению и наркотикам,  как противостоять соблазнам и давлению сверстников,  чем можно заменить асоциальный образ жизни, чтобы не остаться одному.

Итоги анкетирования 2015-2016 уч. год

 

ГОРОД ТУЛА

Наличие вредных привычек

МБОУ ЦО №45

22,3 %

Курят регулярно

11,9%

Употребляют алкоголь иногда

4%

2,4%

14,5%/ 6,1%

Употребляют ПАВ / начнут

16,7% / 11,9%

0,3% / 1,5%

Наличие друзей, употр. ПАВ

Курение

Пиво

Спирт. напитки

наркотики

0 / 4,8%

 

60,3%

22,9%

24,3%

6,8%

 

57,1%

33,3%

28,6%

19%

Подростки отмечают, что взрослые проводят с ними беседы по проблемам, затронутым в анкетах. Но чаще всего эти беседы носят характер нравоучений и запретов.

Подросткам хотелось бы больше говорить о том ,

  • как надо строить свои отношения с лицами противоположного пола,
  • понять, почему люди тянутся к алкоголю, курению и наркотикам,
  • как противостоять соблазнам и давлению сверстников,
  • чем можно заменить асоциальный образ жизни, чтобы не остаться одному.
Профилактическая работа Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления. П рофилактик а асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленн ая на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости , создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Задачи профилактической работы оказание помощи подростка м, оказавшимся в трудной жизненной ситуации выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних  оказание помощи по предупреждению правонарушений профилактическая работа с семьями

Профилактическая работа

Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления.

П рофилактик а асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленн ая на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости , создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.

Задачи профилактической работы

оказание помощи подростка м, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками

обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних

оказание помощи по предупреждению правонарушений

профилактическая работа с семьями

Типы профилактических мероприятий:  предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;  устраняющие подобные обстоятельства;  контролирующие проводимую работу и ее эффективность. Подходы:  информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения);  социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений);  медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера);  социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).

Типы профилактических мероприятий:

  • предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
  • устраняющие подобные обстоятельства;
  • контролирующие проводимую работу и ее эффективность.

Подходы:

  • информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения);
  • социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений);
  • медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера);
  • социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).
Алгоритм работы классного руководителя с учащимися «группы риска» ВЫЯВЛЕНИЕ  составление ИПР характеристика,  занятость в УДОД, поручение в классе, информирование родителей. 2. РЕАБИЛИТАЦИЯ:  работа по ИПР (совместно с социально-психологической службой),  учет успеваемости, посещаемости уроков и УДОД,  работа с родителями : Совет профилактики (ученик + родитель + кл. рук.), Родительский клуб (родитель + кл. рук), участие в работе кл. коллектива (классные собрания, родительский комитет, мероприятия с детьми) и др. 3. ПРОФИЛАКТИКА:  знание Устава школы, правил ПДД, поведения на ж/д, ОБЖ,  внеурочная занятость всех учащихся,  регулярный учет успеваемости, посещаемости уроков,  знание учителем признаков неблагополучия ребёнка,  взаимодействие педагога с семьёй учащегося,  совместная работа кл. рук. и педагогов на успех каждого ребёнка,  владение учеником и учителем навыками разрешения конфликта.

Алгоритм работы классного руководителя с учащимися «группы риска»

  • ВЫЯВЛЕНИЕ
  • составление ИПР
  • характеристика,
  • занятость в УДОД,
  • поручение в классе,
  • информирование родителей.

2. РЕАБИЛИТАЦИЯ:

  • работа по ИПР (совместно с социально-психологической службой),
  • учет успеваемости, посещаемости уроков и УДОД,
  • работа с родителями : Совет профилактики (ученик + родитель + кл. рук.), Родительский клуб (родитель + кл. рук), участие в работе кл. коллектива (классные собрания, родительский комитет, мероприятия с детьми) и др.

3. ПРОФИЛАКТИКА:

  • знание Устава школы, правил ПДД, поведения на ж/д, ОБЖ,
  • внеурочная занятость всех учащихся,
  • регулярный учет успеваемости, посещаемости уроков,
  • знание учителем признаков неблагополучия ребёнка,
  • взаимодействие педагога с семьёй учащегося,
  • совместная работа кл. рук. и педагогов на успех каждого ребёнка,
  • владение учеником и учителем навыками разрешения конфликта.

Рекомендации при работе с детьми по профилактике асоциального поведения Не эффективно : 1)запугивание (запретный плод сладок, чем чаще говоришь нельзя 2)жесткий чрезмерный контроль(дети должны знать, что им доверяют) 3)публичная критика (нельзя унижать ребёнка, понижать его самооценку) 4)ссылаться на выступления наркоманов (у детей может создаться впечатление, что наркомания излечима)

Рекомендации при работе с детьми по профилактике асоциального поведения

  • Не эффективно :
  • 1)запугивание (запретный плод сладок, чем чаще говоришь нельзя
  • 2)жесткий чрезмерный контроль(дети должны знать, что им доверяют)
  • 3)публичная критика (нельзя унижать ребёнка, понижать его самооценку)
  • 4)ссылаться на выступления наркоманов (у детей может создаться впечатление, что наркомания излечима)
Нужно:   1)практиковать доверительное, конфиденциальное и откровенное общение 2)воспитывать не словами, а примером, поступками. Если слова расходятся с реальным поведением, эффект воспитательной работы окажется обратным желаемому (нельзя говорить ребёнку что курение вредно, при этом самому не в силах отказаться от пагубной привычки) 3)грамотно организовывать досуг (занятия, кружки должны быть по душе), нельзя принуждать к их посещению) 4)организовывать доступ к психологической (телефон Доверия; помощь психолога), юридической, медицинской помощи, информационным ресурсам (достоверная информация о вреде ПАВ, алкоголя, табака….)

Нужно:

  • 1)практиковать доверительное, конфиденциальное и откровенное общение
  • 2)воспитывать не словами, а примером, поступками. Если слова расходятся с реальным поведением, эффект воспитательной работы окажется обратным желаемому (нельзя говорить ребёнку что курение вредно, при этом самому не в силах отказаться от пагубной привычки)
  • 3)грамотно организовывать досуг (занятия, кружки должны быть по душе), нельзя принуждать к их посещению)
  • 4)организовывать доступ к психологической (телефон Доверия; помощь психолога), юридической, медицинской помощи, информационным ресурсам (достоверная информация о вреде ПАВ, алкоголя, табака….)
Задача 1   Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка часто выпивают. Мать настроена против них, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились. Вопросы 1. Что должен сделать педагог на первом этапе работы с семьей? 2. Какие мероприятия необходимо осуществить учителю с данной семьей?

Задача 1

  • Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка часто выпивают. Мать настроена против них, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились.
  • Вопросы
  • 1. Что должен сделать педагог на первом этапе работы с семьей?
  • 2. Какие мероприятия необходимо осуществить учителю с данной семьей?
Задача 2   В школе организовалась группа, состоящая из мальчиков 14–16 лет (из параллельных классов). Время вне школы они проводят вместе. Самому младшему в этой группе 14 лет. Еще недавно он хорошо учился и был благополучным ребенком. Теперь он поздно возвращается домой, часто от него пахнет алкоголем. Вопросы 1. Кто является объектом для педагога в данной ситуации? 2. В каких видах помощи нуждается семья мальчика?

Задача 2

  • В школе организовалась группа, состоящая из мальчиков 14–16 лет (из параллельных классов). Время вне школы они проводят вместе. Самому младшему в этой группе 14 лет. Еще недавно он хорошо учился и был благополучным ребенком. Теперь он поздно возвращается домой, часто от него пахнет алкоголем.
  • Вопросы
  • 1. Кто является объектом для педагога в данной ситуации?
  • 2. В каких видах помощи нуждается семья мальчика?
Задача 3   Задача 3 В больницу привезли восьмилетнего ребенка в состоянии токсического отравления. В больнице ребенок рассказал, что ему много раз предлагал покурить мамин сожитель. Вопросы 1. Что необходимо сделать учителю в данном случае? 2. С какими специалистами должен работать педагог для разрешения проблемы?  

Задача 3

  • Задача 3
  • В больницу привезли восьмилетнего ребенка в состоянии токсического отравления. В больнице ребенок рассказал, что ему много раз предлагал покурить мамин сожитель.
  • Вопросы
  • 1. Что необходимо сделать учителю в данном случае?
  • 2. С какими специалистами должен работать педагог для разрешения проблемы?
  •  
Задача 4   Ребенок растет в «трудной семье»: отца нет, мать иногда выпивает. Воспитанием мальчика занималась бабушка. В 1-й класс ребенок пошел с желанием учиться. Но у его учительницы сложилось предвзятое мнение о ребенке. Если в классе что-то случалось, виноват всегда был он. К 3-му классу за ним закрепился ярлык «трудный ребенок». Вопросы 1. Кто является объектом для профилактической работы в данной ситуации? 2. В каких видах помощи нуждается семья мальчика?

Задача 4

  • Ребенок растет в «трудной семье»: отца нет, мать иногда выпивает. Воспитанием мальчика занималась бабушка. В 1-й класс ребенок пошел с желанием учиться. Но у его учительницы сложилось предвзятое мнение о ребенке. Если в классе что-то случалось, виноват всегда был он. К 3-му классу за ним закрепился ярлык «трудный ребенок».
  • Вопросы
  • 1. Кто является объектом для профилактической работы в данной ситуации?
  • 2. В каких видах помощи нуждается семья мальчика?
Задача 5   Свете, ученице 8-го класса, позвонила ее одноклассница, печальным голосом пожаловалась на свое одиночество, на то, что она больше не верит, что жизнь может принести что-то хорошее, и поэтому она постоянно думает о смерти. Света обещала к ней вечером заехать и сообщила о данной ситуации классному руководителю. Вопросы 1. Каков алгоритм действия классного руководителя? 2. Может ли Света реально помочь Кате?

Задача 5

  • Свете, ученице 8-го класса, позвонила ее одноклассница, печальным голосом пожаловалась на свое одиночество, на то, что она больше не верит, что жизнь может принести что-то хорошее, и поэтому она постоянно думает о смерти. Света обещала к ней вечером заехать и сообщила о данной ситуации классному руководителю.
  • Вопросы
  • 1. Каков алгоритм действия классного руководителя?
  • 2. Может ли Света реально помочь Кате?
Дети учатся жить у жизни: Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других. Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым . Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей. Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя Если ребенок живет в понимании  и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире Если ребенка хвалят – он учится быть благородным

Дети учатся жить у жизни:

  • Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
  • Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным
  • Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
  • Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
  • Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
  • Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым .
  • Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
  • Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя
  • Если ребенок живет в понимании

и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире

  • Если ребенка хвалят – он учится быть благородным
1. Заместителю директора по ВР при организации досуговой деятельности вести контроль по вовлечению несовершеннолетних «группы риска» в спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия. 2. Классным руководителям вести индивидуальный работу с обучающимися «группы риска» и анализировать успеваемость, посещаемость, поведение учащихся; составить план работы наставника . 3. Психологу проводить наблюдение на уроках, внеклассных мероприятиях, в семьях для раннего выявления детей девиантного поведения. Проводить анализ психолого-педагогических карт. 4. Социальному педагогу выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, а также негативные отклонения в поведении учащихся и своевременно оказывать им социальную помощь и необходимую поддержку.

1. Заместителю директора по ВР при организации досуговой деятельности вести контроль по вовлечению несовершеннолетних «группы риска» в спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия.

2. Классным руководителям вести индивидуальный работу с обучающимися «группы риска» и анализировать успеваемость, посещаемость, поведение учащихся; составить план работы наставника .

3. Психологу проводить наблюдение на уроках, внеклассных мероприятиях, в семьях для раннего выявления детей девиантного поведения. Проводить анализ психолого-педагогических карт.

4. Социальному педагогу выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, а также негативные отклонения в поведении учащихся и своевременно оказывать им социальную помощь и необходимую поддержку.

Спасибо за внимание ! Удачи в воспитательно- профилактической работе.

Спасибо за внимание !

Удачи в воспитательно-

профилактической

работе.