Педагогический совет
Профилактика асоциального поведения подростков
Перемены, происходящие в нашем обществе
во всех сферах жизни,
не могут не оказывать влияния на область обучения
и воспитания детей и подростков.
28.03.2017
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно е потребностям и возможностям его развития и социализации.
Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным.
Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением.
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.
Подростковый период развития охватывает возраст с 1 1 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребен к а: ускоренным физическим развитием и половым созреванием.
В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка , что прив одит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия меж ду сверстниками. У подростка меняется общественный статус , положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения .
Подросток начинает чувствовать себя взрослым , он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
П роисходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается , влияние сверстников усиливается . Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно , где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают .
Х арактерные особенности подросткового возраста :
- эмоциональная незрелость,
- недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение,
- соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость,
- желание самоутвердиться и стать взрослым.
Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.
Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства.
физические
болезни
нарушения зрения, слуха
нарушения опорно-двигательного аппарата
Отклонения
психические
нарушения эмоционально-волевой сферы
задержка психического развития
умственная отсталость
Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины.
нарушения речи
одаренность
Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования.
педагогические
социальные
Связаны с понятием «социальная норма»
4
4
Этапы формирования асоциального поведения
На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований .
- П одлинно асоциальное поведение еще отсутствует.
- Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам.
П ричины отклонения в неправильном воспитательном воздействии .
- П омощь направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка , име я характер измененной воспитательной деятельности
При начале асоциального поведения (второй этап) х арактеристика включает нарушени е социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения.
Отношение личности к общественным нормам :
- воспринимает свое поведение как нормальное
- одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения ;
- оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.
Помощь ребенк у имеет характер коррекционно й деятельности. Ее цель — разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Н еобходима индивидуальная и групповая работа.
- В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.
На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство ), в ключение в группы с асоциальным характером поведения.
О тношени е личности к общественным нормам :
- принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам,
- наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту .
Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально - отрицательных и формирования социально-релевантных , диспозиций . Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, посредством создания условий для развития интересов .
Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды.
На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.
Четвертый этап — устойчивое асоциальное поведение : рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.
Пятый этап — устойчивое, особо опасное асоциальное поведение ; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями.
Санкции: принудительное пребывание в заведении закрытого типа.
На данном этапе существует незначительная вероятность благоприятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.
Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них.
В есьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы.
Разновидности асоциального поведения:
- детский алкоголизм
- наркомания
- токсикомания
- беспризорность
- безнадзорность
- проституция
- попытки суицида
Употребление психоактивных веществ , включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Б ольшинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.
Особенности детского алкоголизма :
- быстрое привыкание к спиртным напиткам;
- злокачественное течение болезни;
- принятие больших доз;
- низкая эффективность лечения.
Вопросы лечения наркотической зависимости разработаны только в общих чертах. Это долгий, многоступенчатый процесс с риском неудачи.
Главное - это профилактика наркотической зависимости среди молодежи : разъяснение подросткам медицинских последствий употребления ПАВ.
вод
осо
Причины:
- неблагополучие семьи;
- позитивная реклама в СМИ;
- незанятость свободного времени;
- отсутствие знаний о последствиях;
- самоутверждение;
- уход от окружающих проблем.
Для подростков особенно актуально мнение их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период.
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков.
Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.
До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14—15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.
ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье.
Демонстрация намерения совершить самоубийство – это «крик о помощи».
Чаще всего суицидальные поступки подростки совершают в дневное и вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто может их остановить.
Время года: больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы (апрель).
Признаки намерения совершения суицида
Словесные признаки:
- открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;
- косвенные намеки на совершение самоубийства («Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т.п.);
- нездоровый интерес к вопросам смерти, частые разговоры на эту тему;
- высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме («… смерть – всего лишь одна из сторон жизни», «чего бояться смерти – мы и так значительную часть жизни тратим на сон»).
Поведенческие признаки:
- безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость;
- налаживание отношений с непримиримыми врагами;
- отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый вид;
- пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби;
- отстранение от друзей и семьи;
- частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости;
- безразличие к окружающему миру.
7 важных сведений о подростковом суициде
- Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости.
- Максимум суицидных попыток приходится на возраст 16-24 года.
- Больше всего самоубийств регистрируется весной.
- Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.
- Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.
- Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и(или) страданиях.
- Чем «веселее» настроен суицидент, тем больше риск.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, воспользуйтесь следующими рекомендациями, которые помогут изменить ситуацию:
Установите доверительные взаимоотношения с подростком.
Внимательно выслушайте.
Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
Не спорьте.
Задавайте вопросы.
Уважайте ребёнка, его мнение.
Постарайтесь акцентировать внимание ребенка позитивных моментах жизни.
Придайте уверенности учащемуся.
Обратитесь за помощью к специалистам.
Факторы, влияющие на возникновение
асоциального поведения
1 . Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.
2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе .
3. Трудности в общении со сверстниками на улице.
4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы .
5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.
6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям .
7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.
8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.
9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология.
10. Посттравматический синдром ; п еренесенное н асилие .
11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.
12. Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.
Характеристики семей, выз ывающих асоциальное поведение детей :
- семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания ; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение.
- с емьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия.
- с емьи, в которых отец является авторитет ом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка , а мать отвечает за воспитание ребенка.
- семьи с дефици том заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафн ым воздействи ем ; ограничивающи м характер ом ; авторитарным воспитательн ым воздействие м направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; с либеральн ым воспитательн ым воздействие м , затрудня ющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерн ой опек ой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля
Структура взаимодействия с субъектами профилактики
ЦППСС
Опека
КДН
ПДН
школа
Директор ОУ
Зам. директора
Социальные педагоги
Психологи
Классные руководители
Учителя
Родители
Учащиеся, ШСП
Важный по значимости фактор , котор ый может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей , - школа.
Имеет значение стиль работы.
1 . А вторитарный характер
2 . Л иберальный характер
Р абота направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств п реобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, ф ормы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка.
О тносится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей.
3. В ся работа направлена на усвоение знаний ; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.
Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми.
Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами — психологами, социальными педагогам и.
Мониторинг социального паспорта МБОУЦО №45 за 2016-2017 г
Количество детей
2016
год
Общее количество учащихся
2 017
год
950
Количество учащихся находящихся под опекой
934
16
Количество детей- инвалидов
Количество учащихся состоящих на внутришкольном учёте
Из них:
- на учёте в ПДН
- на учёте в КДН и ЗП
16
13
15
20
4
7
Количество семей
- многодетных
- неблагополучных
- малообеспеченных
- неполных
14
0
8
86
7
34
195
81
5
6
205
Итоги анкетирования 2015-2016 уч. год
ГОРОД ТУЛА
Наличие вредных привычек
МБОУ ЦО №45
22,3 %
Курят регулярно
11,9%
Употребляют алкоголь иногда
4%
2,4%
14,5%/ 6,1%
Употребляют ПАВ / начнут
16,7% / 11,9%
0,3% / 1,5%
Наличие друзей, употр. ПАВ
Курение
Пиво
Спирт. напитки
наркотики
0 / 4,8%
60,3%
22,9%
24,3%
6,8%
57,1%
33,3%
28,6%
19%
Подростки отмечают, что взрослые проводят с ними беседы по проблемам, затронутым в анкетах. Но чаще всего эти беседы носят характер нравоучений и запретов.
Подросткам хотелось бы больше говорить о том ,
- как надо строить свои отношения с лицами противоположного пола,
- понять, почему люди тянутся к алкоголю, курению и наркотикам,
- как противостоять соблазнам и давлению сверстников,
- чем можно заменить асоциальный образ жизни, чтобы не остаться одному.
Профилактическая работа
Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления.
П рофилактик а асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленн ая на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости , создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.
Задачи профилактической работы
оказание помощи подростка м, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками
обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних
оказание помощи по предупреждению правонарушений
профилактическая работа с семьями
Типы профилактических мероприятий:
- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
- устраняющие подобные обстоятельства;
- контролирующие проводимую работу и ее эффективность.
Подходы:
- информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения);
- социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений);
- медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера);
- социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).
Алгоритм работы классного руководителя с учащимися «группы риска»
- составление ИПР
- характеристика,
- занятость в УДОД,
- поручение в классе,
- информирование родителей.
2. РЕАБИЛИТАЦИЯ:
- работа по ИПР (совместно с социально-психологической службой),
- учет успеваемости, посещаемости уроков и УДОД,
- работа с родителями : Совет профилактики (ученик + родитель + кл. рук.), Родительский клуб (родитель + кл. рук), участие в работе кл. коллектива (классные собрания, родительский комитет, мероприятия с детьми) и др.
3. ПРОФИЛАКТИКА:
- знание Устава школы, правил ПДД, поведения на ж/д, ОБЖ,
- внеурочная занятость всех учащихся,
- регулярный учет успеваемости, посещаемости уроков,
- знание учителем признаков неблагополучия ребёнка,
- взаимодействие педагога с семьёй учащегося,
- совместная работа кл. рук. и педагогов на успех каждого ребёнка,
- владение учеником и учителем навыками разрешения конфликта.
Рекомендации при работе с детьми по профилактике асоциального поведения
- Не эффективно :
- 1)запугивание (запретный плод сладок, чем чаще говоришь нельзя
- 2)жесткий чрезмерный контроль(дети должны знать, что им доверяют)
- 3)публичная критика (нельзя унижать ребёнка, понижать его самооценку)
- 4)ссылаться на выступления наркоманов (у детей может создаться впечатление, что наркомания излечима)
Нужно:
- 1)практиковать доверительное, конфиденциальное и откровенное общение
- 2)воспитывать не словами, а примером, поступками. Если слова расходятся с реальным поведением, эффект воспитательной работы окажется обратным желаемому (нельзя говорить ребёнку что курение вредно, при этом самому не в силах отказаться от пагубной привычки)
- 3)грамотно организовывать досуг (занятия, кружки должны быть по душе), нельзя принуждать к их посещению)
- 4)организовывать доступ к психологической (телефон Доверия; помощь психолога), юридической, медицинской помощи, информационным ресурсам (достоверная информация о вреде ПАВ, алкоголя, табака….)
Задача 1
- Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка часто выпивают. Мать настроена против них, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились.
- Вопросы
- 1. Что должен сделать педагог на первом этапе работы с семьей?
- 2. Какие мероприятия необходимо осуществить учителю с данной семьей?
Задача 2
- В школе организовалась группа, состоящая из мальчиков 14–16 лет (из параллельных классов). Время вне школы они проводят вместе. Самому младшему в этой группе 14 лет. Еще недавно он хорошо учился и был благополучным ребенком. Теперь он поздно возвращается домой, часто от него пахнет алкоголем.
- Вопросы
- 1. Кто является объектом для педагога в данной ситуации?
- 2. В каких видах помощи нуждается семья мальчика?
Задача 3
- Задача 3
- В больницу привезли восьмилетнего ребенка в состоянии токсического отравления. В больнице ребенок рассказал, что ему много раз предлагал покурить мамин сожитель.
- Вопросы
- 1. Что необходимо сделать учителю в данном случае?
- 2. С какими специалистами должен работать педагог для разрешения проблемы?
-
Задача 4
- Ребенок растет в «трудной семье»: отца нет, мать иногда выпивает. Воспитанием мальчика занималась бабушка. В 1-й класс ребенок пошел с желанием учиться. Но у его учительницы сложилось предвзятое мнение о ребенке. Если в классе что-то случалось, виноват всегда был он. К 3-му классу за ним закрепился ярлык «трудный ребенок».
- Вопросы
- 1. Кто является объектом для профилактической работы в данной ситуации?
- 2. В каких видах помощи нуждается семья мальчика?
Задача 5
- Свете, ученице 8-го класса, позвонила ее одноклассница, печальным голосом пожаловалась на свое одиночество, на то, что она больше не верит, что жизнь может принести что-то хорошее, и поэтому она постоянно думает о смерти. Света обещала к ней вечером заехать и сообщила о данной ситуации классному руководителю.
- Вопросы
- 1. Каков алгоритм действия классного руководителя?
- 2. Может ли Света реально помочь Кате?
Дети учатся жить у жизни:
- Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным
- Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
- Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым .
- Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
- Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя
- Если ребенок живет в понимании
и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире
- Если ребенка хвалят – он учится быть благородным
1. Заместителю директора по ВР при организации досуговой деятельности вести контроль по вовлечению несовершеннолетних «группы риска» в спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия.
2. Классным руководителям вести индивидуальный работу с обучающимися «группы риска» и анализировать успеваемость, посещаемость, поведение учащихся; составить план работы наставника .
3. Психологу проводить наблюдение на уроках, внеклассных мероприятиях, в семьях для раннего выявления детей девиантного поведения. Проводить анализ психолого-педагогических карт.
4. Социальному педагогу выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, а также негативные отклонения в поведении учащихся и своевременно оказывать им социальную помощь и необходимую поддержку.
Спасибо за внимание !
Удачи в воспитательно-
профилактической
работе.