СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по дисциплине "Экономика", на тему: Рынок

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной презентации представлена тема занятия "Рынок"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по дисциплине "Экономика", на тему: Рынок»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: РЫНОК

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: РЫНОК

План занятия Рассмотреть понятие «рынок» Изучить историю возникновения рынков Изучить функции рынка Рассмотреть виды рынков и их особенностей  Цель занятия заключается в изучение особенностей рынка
  • План занятия
  • Рассмотреть понятие «рынок»
  • Изучить историю возникновения рынков
  • Изучить функции рынка
  • Рассмотреть виды рынков и их особенностей
  • Цель занятия заключается в изучение особенностей рынка
Понятие «рынок» многогранно, и по мере развития общества и материального производства оно неоднократно менялось.  Первоначально рынок рассматривался как базар, т. е. место рыночной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения перво­бытнообщинного общества, когда обмен между общинами становится более или менее регулярным и осуществляется в определенном месте и в определенное время.  • Более сложное толкование рынка дает французский эконо­мист О. Курио. По его мнению, рынок — место, где отно­шения покупателей и продавцов свободны, иены легко и быстро выравниваются.
  • Понятие «рынок» многогранно, и по мере развития общества и материального производства оно неоднократно менялось.
  • Первоначально рынок рассматривался как базар, т. е. место рыночной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения перво­бытнообщинного общества, когда обмен между общинами становится более или менее регулярным и осуществляется в определенном месте и в определенное время.
  • • Более сложное толкование рынка дает французский эконо­мист О. Курио. По его мнению, рынок — место, где отно­шения покупателей и продавцов свободны, иены легко и быстро выравниваются.
Рынок  – это место купли-продажи, система отношений между продавцом и покупателем
  • Рынок  – это место купли-продажи, система отношений между продавцом и покупателем
Функции рынка:  1. Информационная.  Дает информацию об уровне цен, процентной ставке на кредит, о качестве товаров.   2. Посредническая.  Производители должны обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка нельзя определить эффективность технических и экономических связей между участниками производства. Рынок дает выбор оптимального покупателя и оптимального продавца.  3. Ценообразующая.  Рынок формирует цены на основании данных покупателя. Формирует подвижную связь между стоимостью и ценой.  4. Регулирующая.  Рынок дает ответ на вопрос что, для кого и как производить.  5. Санирующая.  Происходит социальное расслоение. С помощью конкуренции рынок очищается от неустойчивых хозяйственных единиц.

Функции рынка:

  • 1. Информационная.  Дает информацию об уровне цен, процентной ставке на кредит, о качестве товаров.
  • 2. Посредническая.  Производители должны обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка нельзя определить эффективность технических и экономических связей между участниками производства. Рынок дает выбор оптимального покупателя и оптимального продавца.
  • 3. Ценообразующая.  Рынок формирует цены на основании данных покупателя. Формирует подвижную связь между стоимостью и ценой.
  • 4. Регулирующая.  Рынок дает ответ на вопрос что, для кого и как производить.
  • 5. Санирующая.  Происходит социальное расслоение. С помощью конкуренции рынок очищается от неустойчивых хозяйственных единиц.
КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ  1. По территориальному охвату: мировой, национальный и местный. 2. По типу конкуренции:   а) рынок свободной (совершенной) конкуренции состоит из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, где все они имеют равные права и возможности, а сделки совершаются в широком диапазоне цен;  б) олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов, всеобщей взаимозависимостью производителей, а также способностью отдельного предприятия предсказать ответные действия конкурентов на изменение цены или объема производства;   в) рынок чистой монополии. Один продавец с товаром, у которого нет аналога или заменителя, что позволяет производителю диктовать свои условия потребителям.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ

  • 1. По территориальному охвату: мировой, национальный и местный.
  • 2. По типу конкуренции:  а) рынок свободной (совершенной) конкуренции состоит из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, где все они имеют равные права и возможности, а сделки совершаются в широком диапазоне цен; б) олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов, всеобщей взаимозависимостью производителей, а также способностью отдельного предприятия предсказать ответные действия конкурентов на изменение цены или объема производства;  в) рынок чистой монополии. Один продавец с товаром, у которого нет аналога или заменителя, что позволяет производителю диктовать свои условия потребителям.
3. По степени насыщенности: различают рынки продавца и покупателя.  На рынке продавца складывается ситуация «дефицита», при которой величина спроса покупателей на товары, представленные на нем, превышает величину предложения данных товаров со стороны продавца. Поэтому цены на нём, как правило, высокие, так же как и конкуренция между покупателями за право покупки благ.  Рынок покупателя характеризуется ситуацией «избытка», при которой величина предложения товаров превышает величину спроса на них. На таком рынке соблюдается правило: «Покупатель всегда прав!», поэтому цены на нём, как правило, низкие, а конкуренция между продавцами за покупателей высокая.

3. По степени насыщенности:

  • различают рынки продавца и покупателя. 

На рынке продавца складывается ситуация «дефицита», при которой величина спроса покупателей на товары, представленные на нем, превышает величину предложения данных товаров со стороны продавца. Поэтому цены на нём, как правило, высокие, так же как и конкуренция между покупателями за право покупки благ. Рынок покупателя характеризуется ситуацией «избытка», при которой величина предложения товаров превышает величину спроса на них. На таком рынке соблюдается правило: «Покупатель всегда прав!», поэтому цены на нём, как правило, низкие, а конкуренция между продавцами за покупателей высокая.

4. По организации рыночного обмена рынки бывают:  а) оптовыми (купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями);   б) розничными (купля-продажа единичных товаров в небольшом количестве). Обычно в розницу продаются товары в магазинах, в торговых палатках, с рук;  в) экспортными (вывоз за границу товара и капитала для реализации на внешних рынках);  г) импортными (ввоз товаров и других ценностей из-за границы для реализации на внутреннем рынке).
  • 4. По организации рыночного обмена рынки бывают: а) оптовыми (купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями);  б) розничными (купля-продажа единичных товаров в небольшом количестве). Обычно в розницу продаются товары в магазинах, в торговых палатках, с рук; в) экспортными (вывоз за границу товара и капитала для реализации на внешних рынках); г) импортными (ввоз товаров и других ценностей из-за границы для реализации на внутреннем рынке).
5. По формам собственности различают частный, кооперативный и государственный рынки.  6. По степени государственного регулирования:   а) нерегулируемый рынок. На нём отсутствует государственное вмешательство в рыночный процесс. Его также называют стихийным или свободным. Здесь объемы продаж и цены формируются в результате прямого торга между продавцами и покупателями.  б) регулируемый рынок. На нём государство устанавливает общие правила поведения участников. 
  • 5. По формам собственности различают частный, кооперативный и государственный рынки. 
  • 6. По степени государственного регулирования:  а) нерегулируемый рынок. На нём отсутствует государственное вмешательство в рыночный процесс. Его также называют стихийным или свободным. Здесь объемы продаж и цены формируются в результате прямого торга между продавцами и покупателями. б) регулируемый рынок. На нём государство устанавливает общие правила поведения участников. 
7. По степени легальности различают легальный и нелегальный рынки:   а) легальные имеют разрешение государства на участие в сфере обмена, то есть лицензии на право торговли, платят положенные пошлины и налоги в местный или федеральный бюджет; б) нелегальные существуют в двух основных формах:   - «черный» рынок является наиболее опасным для общества; здесь осуществляется подпольная торговля товарами, запрещенными законом к производству, например, наркотиками.   - «теневой» рынок не имеет ярко выраженного противозаконного характера, но тем не менее также наносит ущерб государству. Он может находиться в неположенном месте, его продавцы могут не иметь лицензии на право торговли или сертификата, подтверждающего качество товаров. 
  • 7. По степени легальности различают легальный и нелегальный рынки:  а) легальные имеют разрешение государства на участие в сфере обмена, то есть лицензии на право торговли, платят положенные пошлины и налоги в местный или федеральный бюджет; б) нелегальные существуют в двух основных формах:  - «черный» рынок является наиболее опасным для общества; здесь осуществляется подпольная торговля товарами, запрещенными законом к производству, например, наркотиками.  - «теневой» рынок не имеет ярко выраженного противозаконного характера, но тем не менее также наносит ущерб государству. Он может находиться в неположенном месте, его продавцы могут не иметь лицензии на право торговли или сертификата, подтверждающего качество товаров. 
8. По форме продажи товаров. Существуют рынки продажи товаров в кредит или рассрочку, их оплата производится по частям в оговоренные обязательством сроки. До сих пор сохранилась форма продажи товара в обмен на другие блага. Она называется «бартер».
  • 8. По форме продажи товаров. Существуют рынки продажи товаров в кредит или рассрочку, их оплата производится по частям в оговоренные обязательством сроки. До сих пор сохранилась форма продажи товара в обмен на другие блага. Она называется «бартер».
9. По объекту купли - продажи можно выделить следующие группы рынков:   а) товарно-сырьевые,  б) финансовые,   в) недвижимости,  г) земли,   д) труда.
  • 9. По объекту купли - продажи можно выделить следующие группы рынков:  а) товарно-сырьевые, б) финансовые,  в) недвижимости, г) земли,  д) труда.
К преимуществам рынка относят:  а) эффективное распределение ресурсов - он направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;  б) возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства;  в) гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;  г) оптимальное использование результатов НТР;  д) свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;  е) способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.
  • К преимуществам рынка относят: а) эффективное распределение ресурсов - он направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров; б) возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства; в) гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям; г) оптимальное использование результатов НТР; д) свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.; е) способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.