Предмет химии. Вещества.
Девиз урока:
«Широко простирает химия руки свои в дела человеческие»
М.В.Ломоносов
www.pmedia.ru
Цель урока:
познакомиться с
- -предметом химия;
- -простыми и сложными веществами;
- -свойствами веществ;
- -формами существования химического элемента.
Науки о природе
1 . Какие науки изучают природу?
2. Что изучает биология; физика; география; астрономия; геология?
3. Почему физику вы начали изучать в 7, а химию в 8 классе?
Что общего между этими предметами?
Что общего между этими предметами?
Что изучает химия?
ХИМИЯ ИЗУЧАЕТ
ВЕЩЕСТВА
«Отец химии» Роберт Бойль (1627 - 1691)
СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ
ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕЩЕСТВ
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Тело
Вещество
Молекулы
Атомы
Вещество – это то, из чего состоят физические тела Химический элемент – это определенный вид атомов
Вещества
Вещества
Простые
(водород,
кислород)
Сложные
(вода, сахар)
Природные
(углекислый
газ)
Синтети
ческие
(полиэтилен)
Рассмотрите модели молекул. В чём между ними сходство и различие? Какое из веществ простое, а какое - сложное? Почему?
Водород
Вода
Кислород
Формы существования химических элементов
Свободные атомы
Простое вещество
Сложное вещество
Свободные атомы
Простые вещества
Вещества, которые образованы атомами одного химического элемента, называют простыми
Сложные вещества
Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов, называют сложными
Свойства веществ
Физические
Химические
- агрегатное состояние
- цвет
- запах
- растворимость в воде
- вкус
- теплопроводность
- электропроводность
- плотность
- способность реагировать с другими веществами
Твердые вещества
Жидкие вещества
Серная кислота
Ацетон
Растительное масло
Вода
Газообразные вещества
Кислород
Водород
Метан
Углекислый газ
Упражнение №1
Определите, какое из предложенных веществ простое, а какое – сложное.
Что объединяет эти объекты?
Вещества и тела
Вещества и тела
Свойства
Состав
Химия
Применение
Свойства веществ – это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга либо сходны между собой.
Упражнение №2
- Укажите, где о кислороде говорится как о химическом элементе, а где – как о простом веществе:
- А) кислород мало растворим в воде;
- Б) молекулы воды состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода;
- В) в воздухе содержится 21% кислорода (по объёму);
- Г) кислород входит в состав углекислого газа.
План описания физических свойств вещества
1. В каком агрегатном состоянии – газообразном, жидком или твёрдом – находится вещество при данных условиях?
2. Какого цвета вещество? Имеет ли оно блеск?
3. Имеет ли вещество запах?
4. Проявляет ли вещество пластичность, хрупкость, эластичность?
5. Растворяется ли вещество в воде?
6. Какова температура плавления и температура кипения вещества? (См. справочники.)
7. Какова плотность вещества? (См. справочники.)
8. Обладает ли вещество тепло- и электропроводностью? (см. справочники.)
Упражнение №3
Опишите физические свойства уксусной кислоты, сахара, соли, меди, алюминия по предложенному плану.
(С.10 учебника)
Покажите соответствие между названиями веществ и их свойствами
- Вода
- Железо
- Кислород
- Медь
- Алюминий
- Хлорофилл
- Сахар
- Блестящий
- Бесцветный
- Прозрачный
- Легкий
- Красно- кирпичный
- Сладкий
- Зеленый
Подберите нужное слово
А) Стекло – колба
Сталь - (руда, чугун, ложка)
Б) Алюминий – твердый
Ртуть – (блестящая, серебристо- белая, жидкая)
В) Кислород – без запаха
Аммиак – (легче воздуха, бесцветный, имеет резкий запах)
Г) Батарея – чугун
Ваза – (вода, стекло, вещество)
Химия и охрана окружающей среды
Защитить и сохранить Природу необходимо!
Домашнее задание
Параграф 2
РТ с. 4 – 5 (полностью),
с. 8 – 9 №10-13